ЭТНОГЕНЕЗ АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ: УРОКИ ИГРАРА АЛИЕВА
Главная страница. Гостевая книга
Айдын АЛЕКПЕРОВ (доктор филологических наук, профессор)

В области актуальной этногенетической истории азербайджанского народа и древней и средневековой истории Азербайджана наиболее острая и незатухающая на протяжении многих лет полемика в нашей республике связана в первую очередь с историко-лингвистической концепцией Играра Алиева - академика НАН Азербайджана, директора Института истории, автора фундаментальных исследовательских работ, изданных начиная с 50-х годов прошлого столетия и кончая 2002 годом, когда вышла в свет его новая книга - «О некоторых вопросах этнической истории азербайджанского народа» (Баку, 2002, 372 с.), в которой первый же большой раздел (с. 12-98) озаглавлен: «Несколько слов в связи с выходом в свет I тома «Истории Азербайджана» - Баку, 1998.


Думается, что весь сыр-бор загорелся среди азербайджанских не столько даже историков, археологов, этнографов, сколько тюркологов-филологов, поэтов, публицистов из-за того, что не были внимательнейшим образом изучены вот эти самые «несколько слов», что особенно непростительно для виднейших представителей нашей тюркологической лингвистики. Поэтому эпитет «своевременная» как нельзя более подходит к данной книге. Хотя она и написана в остро полемическом духе, однако научный стиль Играра Алиева, как и всегда, выдержан на высочайшем классическом уровне строгого академизма. Эта книга содержит новейшие дан-ные мировой науки почти по всем гуманитарным дисциплинам и в то же время развивает дальше и углубляет последовательную историко-лингвистическую трактовку добытых наукой фактов по всем дискутируемым в настоящее время вопросам древней истории азербайджанского народа.
Отметая дилетантские построения этногенетической истории Передней Азии и Азербайджана, развенчивая псевдонаучные манипуляционные приемы своих ярых оппонентов, голословно, ложно либо по недоразумению (в прямом - устарелом смысле слова) обвиняющих этого маститого ученого и крупнейшего специалиста по историческим (в том числе лингвистическим) древностям, единственного у нас знатока мертвых передне-азиатских языков и многого другого - во всех смертных грехах, изобличая демагогические и лжепатриотические, насквозь анти-научные разглагольствования покойных М.Исмаилова, Ю.Юсифова, М.Сеидова, Г.Гейбуллаева. А.Мамедова и др., ныне здравствующих Э.Алибейзаде, С.Алиярова, Ф.Джалилова, Т.Гаджиева, К.Велиева, С.Рустамханлы, И.Гусейнова, А.Ниджата и многих других, пытавшихся и до- сих пор пытающихся вопреки поступательному движению мировой научной мысли отстоять во что бы то ни стало витающую в облаках, повисающую в воздухе и никак не опускающуюся на грешную землю идею «тюркачества» (читай: «трю-качества») применительно, к переднеазиатскому ареалу древнейшей поры, отстоять ценою фальсификации историко-филологических и прочих фактов, Играр Алиев одновременно излагает действительно научно аргументированную свою историко-этногенетическую концепцию, выверенную и согласованную со взглядами выдающихся ученых мира.
Собственно говоря, о настоящей научной дискуссии и речи быть не может, ибо ни один из оппонентов Играра Алиева не только даже на вековое расстояние не подходит к переднему краю науки, ограничиваясь донаучными и псевдонаучными домыслами, но и не знает, в отличие от Играра Алиева, ни одного древнего языка, ни одной древней системы письма и чтения графем.
Впрочем, еще неизвестно, для кого окажутся более полезными уроки Играра Алиева: для упорствующих в своих тюркогонических маниях прозелитов или же для таких, как я, непосвяшенных? Но если я не вижу, не разумею того, как зримо, весомо перевешивает на чаше весов логики науки (а по Гегелю, логическое есть превращенная форма исторического) содержательная полнота одной головы бессодержательные пустоты десятков, сотен, тысяч голов, то грош мне цена как главному научному сотруднику академического института гуманитарного профиля...
Я думаю, что я как языковед вполне разобрался в историко-лилгвистической этногенетической концепции Играра Алиева, основные моменты которой сводятся вкратце к следующим положениям.
1. Этногенез азербайджанцев с точки зрения соотношения насельников и пришельцев в определенном ареале древности и средневековья в общих чертах сходен с этногенезом большинства других тюркоязычных народов.
2. Историческая цивилизация Азербайджана была создана местными племенными союзами, среди которых не было и быть не могло ни тюрок, ни монголоидов.
3. Если с последней трети III тысячелетия до н.э. территория Южного Азербайджана попадает в орбиту шумеро-аккадских письменных источников, то зона Северного Азербайджана в III-I -тысячелетиях до н.э. находилась вне сферы письменных источников.
4. Родственные дравидам эламитяне, веддоиды, аккадцы, «горные народы» хурриты (язык которых был родствен урартскому), а также древнейшие шумеры, наиболее близкие к енисейским кетам, - являлись четырьмя великими культурными народами, имевшими свою письменность еще в последней трети Ш тысячелетия до н.э.
5. Современные азербайджанцы - потомки древних этнических общностей, которые формировались в ходе миграций, исторических контактов и смешения различных по своей антропологической, языковой и культурной принадлежности этнических групп, причем в этих этнических процессах государство выступало в качестве важнейшего фактора.
6. На рубеже III-II тысячелетия до н.э. хеттские племена переселились в Малую Азию, эллинские племена расселились на территории Греции, позднее индоарии вторглись в Индию. А на рубеже II-1 тысячелетия до н.э. в областях Иранского плато стали расселяться вышедшие из южнорусских степей ираноязычные племена.
7. В этногенезе насельников Азербайджана участвовали два европеоидных антропологических типа: кавкасионский и западнокаспийский, увязанный с переднеазиатской и индо-афганской расами (в древности иранцы и индусы назывались ариями).
8. Реконструированный индийский язык (в Южном Азербайджане) - иранский язык северозападной группы, а древнеперсидский - язык югозападной иранской группы. Мидянами (уже при Дарии I) стали называться прежние маннеи (в последний раз Манна упоминается в начале VI века до н.э.).
9. Роль Мидийской державы, ее культурно-исторического наследия, традиций и институтов была громадна: влияние мидийской культуры, религии испытывали иудейские авторы, Библия, древнегреческие мыслители и др. Мидийская культура и религия была унаследована атропатенцами Атропатены в Южном Азербайджане. В мидийско-атропатенском языке эпохи античности использовалась, по-видимому, письменность арамейского происхождения (письменных памятников да сих пор не обнаружено).
10. В последней четверти IV века до н.э. возникло государство Атропатидов. И государственность, и народность Азербайджанской земли ведут свое начало от Атарпатакана (Атропатовской Мидии - от имени Аtarрata). Таким образом, древнейшие насельники края через пришлых ираноязычных мидян приобщились к индоевропейскому миру. Интересно отметить, что, по мнению Б.В.Миллера (1953), талышский язык сохранил примерно те же самые особенности фонетики, которые были присущи мидийскому. А у арабских авторов азери как иранский язык приводится в одном ряду с дари и пехлеви, или же вместе с фарси противопоставляется кавказским языкам.
11. Весьма поучительна следуюшая неопровержимая аналогия, где (вопреки французскому изречению «Сравнение - не довод») сравнение есть именно довод, подкрепляемый историческими параллелями, имевшими место, з частности, в Передней и Малой Азии: «Араб Египта в соматическом отношении - это в общем ... древний египтянин. Однако современный египтянин - это не просто древний египтянин, перешедший на арабскую речь. Он этнически араб,... объединенный с арабами других территорий o бщностью языка, культуры ... и т.д.» (с. 81). И мы, потомки древнего населения Азербайджана в антропологическом отношении, являемся не просто западнокаспийско-кавкасионными автохтонами, аборигенами, постепенно перешедшими на тюркскуо речь, а являемся представителями новой этнической общности -азербайджанской, начавшейся складываться никак не ранее конца I тысячелетия уже нашей эры. И в лучшем случае мы можем отмечать свое тысячелетие.
12. С III века нашей эры проникавшие в Албанию большие группы кочевых тюркоязычных племен (гунны, булгары, хазары и др.) все чаще стали оседать в Албании. В 40-е годы VII века арабы начинают завоевывать Азербайджан (арабо-хазарские войны, развал Албанского государства, крушение албанской церкви, исламизация и григорианизация населения, приведшие к деэтнизации албанского этноса...). Процесс тюркизации именно Северного Азербайджана, обусловленный наплывом гунно-булгаро-сабиро-хазарских тюрков в Северный (но отнюдь не Южный!) Азербайджан был приторможен и несколько задержан вследствие арабской колонизации албанских земель. В Южном же Азербайджане, где функционировал азери и другие иранские языки и диалекты, не было даже намека на тюркизацию.
13. Огузы появились в Азербайджане лишь в середине XI ве-ка, и в нынешнем огузском азербайджанском языке отчетливо прослеживаются субстратные черты доогузских (старотюркских кипчакских) языков, носители которых стали оседать в Северном Азербайджане, в основном, с IV-V веков.
14. К началу VIII века ислам становится в Азербайджане фактически господствующей религией. При посредничестве арабов армянский католикосат подчиняет себе албанскую церковь. Наряду с исламизацией части албан, происходит также иная культурно-идеологическая ассимиляция другой части — албанского христианского населения: арменизация (григорианизация} и грузинизация. Однако ни татизация областей Азербайджана, начавшаяся еще при Сасанидах (224-651), ни последовавшая за ней арабизация края в конечном счете так и не достигли существенного успеха.
15. Только с основанием Сельджукской державы сгузы распространяются по всему Ирану, основательно обосновавшись в Азербайджане и Малой Азии, где из 24 огузских этнонимов засвидетельствовано 17. И именно при Сельджуках Юг и Север Азербайджана впервые за всю историю были вовлечены в общие этнические интеграционные процессы, предопределившие бесповоротную и целостную тюркизацию всего края. А при монголах наступила эпоха двуязычия, обеспечившая полный успех этой тюркизации всего населения Азербайджана. И как раз в период всеобщего распространения тюркоязычия как могучего фактора этноконсолидации складывается азербайджанская народность. Нынешние азербайджанцы на 98% относятся к кругу большой европеоидной расы.
16. С конца XV века приток тюркских племен в Азербайджан, в основном, прекратился. При Сефевидах, наряду с территориальной стабилизацией, полной этнической консолидацией тюркоязычного азербайджанского народа, отмечается господство тюрков и тюркского языка во всех областях экономической, политической, военной и культурной жизни страны. К тому же времени относится расцвет азербайджанской национальной литературы, искусства и т.д.
17. Народы не гибнут - тем более такие, которые дали в результате контактов, сношений, смешения, деэтнизации, ассимиляции ряд блестящих культур в нашем крае на протяжении его длительной истории. Даже мертвые языки как носители пиков культур продолжают жить, т.е. функционировать. Большинство этносов сложилось в результате смешения автохтонных и пришлых этнических групп: например, в формировании корейцев принимали участие три группы племен (палеоазиатская, австронезийская и алтайская), саки, парфяне, хорезмийцы, согднйцы и др., утратив свои языки, перешли на тюркскую речь, англичане, французы, испанцы, португальцы, румыны и многие другие, также утратив свои изначальные языки, стали говорить на других языках. От этих исторических фактов никуда не денешься. А уж в нашем крае, в котором перманентно царил сущий Вавилон, смешения и смены языков сам бог велел...
18. Итак, нынешние азербайджанцы - это потомки трех этнических групп: ираноязычных мидян (атропатенцев, азерийцев), кавказоязычных албан и тюркоязычных огузов, в каждой из которых воплощены также этносы предшествующих исторических эпох.
Таковы уроки Играра Алиева, воспринимаемые и принимаемые лично мною (я вам не скажу за всю элиту: вся элита очень велика...).

Hosted by uCoz