Талыши хотят строить новый Азербайджан, а не отделяться от своей страны

http://cis.ng.ru/printed/tribune/2001-03-28/3_destiny.html Главная страница. напишите нам
НАРОД ДОЛЖЕН САМ РЕШАТЬ СВОЮ СУДЬБУ

Талыши являются одним из древнейших народов, относящихся к арийской группе. Исторические места обитания - иранские провинции Гилян и Ардебиль, сопредельные территории Зенджана и Казвина, вплоть до Апшеронского полуострова по всему побережью Каспийского моря. На этих землях талыши обосновались еще с незапамятных времен. Многочисленные иноземные вторжения не сломили волю и характер талышского народа: талыши сохранили свою этнографическую самобытность, язык, культуру и традиции.

Будучи изначально зороастрийцами, талыши впоследствии стали одними из первых приверженцев ислама, развивая и приумножая исламские традиции и культуру. На сегодняшний день талыши проживают в основном в Иране и Азербайджане, России и других странах СНГ, частично в Пакистане, Афганистане, некоторых арабских странах, Европе и США.

Как уже было отмечено выше, имея выгодное географическое положение и прекрасный климат, наша земля постоянно была объектом нападений, вторжений иноземных захватчиков. В результате большая часть талышей была ассимилирована - тюркизирована и иранизирована. И, как следствие этого, большая часть населения в Иране и Азербайджане говорит соответственно на фарси и тюркских языках и не признает себя талышами. Продолжавшиеся в течение последних нескольких веков (особенно с XII в., с момента вторжения на землю ариев тюрко-монгольских полчищ) национальный гнет, бесправие и геноцид, а также незнание своей истории и культуры и многие другие обстоятельства привели к тому, что большая часть талышей отказалась от своего имени и считает себя тюрками.

Талыши столетиями были лишены возможности учиться, читать и писать на своем родном языке, изучать и развивать свою культуру и традиции. И сегодня все это под строгим запретом. Поэтому не случайно все исследования, связанные с талышской историей, проводились в основном советскими и зарубежными учеными. Беда в том, что даже с этими исследовательскими работами мы получили возможность познакомиться только в последние годы. Очень важную роль в деле возрождения талышского самосознания сыграла газета "Голос Талыша", издание которой было начато в конце 80-х годов под руководством прекрасного талышеведа-ираниста г-на Ибрагими. Правда, позднее в результате репрессивных мер со стороны властей Азербайджана издание газеты было приостановлено, а все те, кто был причастен к ее выпуску, были объявлены в розыск. Комментарии, как говорится, излишни.

Талыши постоянно боролись против этнического, социального и национального гнета.

С разрушением Советского Союза начался новый этап талышского национально-освободительного движения. Одним из героев той эпохи, будущим создателем и президентом Талышско-Муганской Автономной Республики был славный сын талышского народа Аликрам Гумбатов, который ныне томится в бакинской тюрьме, подвергаясь невиданным жестокостям и насилию. Как результат пантюркистской политики, талыши были объявлены малочисленным народом, для культурного центра которого в таком огромном городе, как Баку, не нашлось хотя бы маленького здания.

Дилетантское правление Народного фронта во главе с Эльчибеем не могло продолжаться долго. Началось протестное движение азербайджанского народа во главе с Суретом Гусейновым. Талышский народ, будучи подвержен гонениям, бесправию и гнету, и в этой борьбе шел впереди. Была провозглашена Талышско-Муганская Автономная Республика (ТМАР) в Ленкорани. Народный Меджлис ТМАР в присутствии 216 делегатов принял "Конституционный Закон о государственной независимости ТМАР в составе Азербайджанской Республики". Аликрам Гумбатов был избран президентом, а автор этих строк - председателем Народного Меджлиса. Увы, в результате процессов, происходящих как внутри республики, так и за ее пределами, существование ТМАР оказалось недолгим. К власти в Азербайджане пришел искушенный в политике Гейдар Алиев. Он отличается еще большей жестокостью по отношению к талышам, чем даже Эльчибей. Приход к власти Алиева фактически означал конец всего постсоветского демократического движения в Азербайджане. Все последние восемь лет правления клана Алиева весь народ Азербайджана влачит нищенское существование, экономика разрушилась почти полностью, и большая часть населения живет только за счет средств, получаемых от родственников, работающих в России.

Сегодня талышское народное движение является составной неразрывной частью общеазербайджанского движения социально-политической, нравственной и экономической направленности. Боль всех национальностей Азербайджана - тюрок, лезгин, курдов - наша общая боль. И ни одна сила не сможет внести раздор в наши взаимоотношения. Это было доказано, причем неоднократно, самим ходом истории, когда талыши вместе с другими народами нашей страны единым фронтом боролись против внешних врагов. Те, кто обвиняет нас в том, что мы якобы расчленяем Азербайджан и добиваемся независимости талышей, заблуждаются. Мы еще раз объявляем: Азербайджан - родина наших предков. Мы являемся неотъемлемой частью азербайджанского народа, не отделяемся от него и никогда не собирались этого делать. Вместе с тем история доказывает, что не может быть свободным народ, угнетающий другие народы. В этом смысле свобода талышей, тюрков, лезгин и курдов и других народов Азербайджана есть наша общая свобода. Свобода в данном контексте означает избавление от произвола властей, возможность самостоятельно устроить свой быт, жизненный уклад, развивать язык, историю, культуру, одним словом, быть хозяином своей судьбы. Именно поэтому должна быть гарантирована автономия для талышского народа в составе Азербайджана, а талышский язык должен быть объявлен одним из государственных языков страны. Таким образом навсегда будет покончено с национальным, этническим, экономическим и политическим гнетом.

Ни одна существующая партия не решит проблемы выздоровления нашего общества. Последние десять лет это убедительно доказали. Только народ сам может решить свою судьбу.

Фахраддин Аббасов - политолог

Hosted by uCoz