ЗАДАЧИ ТАЛЫШСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Главная страница. напишите нам
« Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек…» Эти слова автора «Бытия и времени», высказанные в эпоху расцвета «европейского нигилизма» сегодня актуальны как никогда. Бытие, поскольку оно только человеческое, проявляет себя через язык: без языка нет бытия. Вот, что хотел сказать Хайдеггер. В том то и дело, что задача философов заключается в постановке вопроса как такового, а его конкретное очертание- прерогатива политиков и лиц, ответственных за судьбу отдельно взятого языка.
Мы, представители талышского народа, не можем сидеть и спокойно наблюдать, как уходит в небытие язык древнего народа, стоявшего у истоков всего индоевропейского(арийского)человечества. С грустью должен отметить, что повальное увлечение в талышских семьях тюркским языком началось в конце 70-х- начале 80-х гг., продолжаясь и по сей день( об отуреченных с XII в. предках наших речь пойдет позже). «Мы прекрасно помним предупреждение старца Ю. Бромлея о том, что смена языка обычно во втором или третьем поколении неизбежно повлечет за собой утрату этнического самосознания. Языковая ассимиляция, как правило, является непременным этапом этнической ассимиляции»( «Талышский вестник»,№1, 2000 г.). Уже давно в нас насажден комплекс неполноценности, который, увы, передается от поколения к поколению. Где бы мы ни находились- в родном талышском крае или за пределами его- первое общение друг с другом начинаем на языке тюрков. А уж потом, зная, что мы талыши, переходим на родной язык, и то далеко не все. И даже когда отвечаем на зазвонивший телефон- «кимдир данышан»? Что за чушь? Почему мы не берем пример с тех же армян, которые чуть ли не со всеми начинают разговор выражением типа « Hayes?». Это свидетельство уважения к своему родному языку. А что мы имеем? Уже давно наши дети называют родителей тюркскими именами- «ана», «ата», в то время как сами тюрки столь же давно перешли на русские- «папа» и «мама». Я конечно же не говорю о тех случаях, когда в том же Баку тюрки на вопрос того же талыша, заданного, кстати, на их родном языке( т.е. тюркском) отвечают по- русски(!?).
Почему мы должны говорить на языке народа, который от него уже отказался и перешел на русский? Почему вместо «пыа»(папа) и «моа»(мама) мы должны использовать не привычное нашему уху «ана» и «ата»? Но почему, черт побери??? Неужели мы забыли колыбельные песни наших матерей? Уж не проще ли сразу использовать русские «папа» и «мама», тем более очень близкие и почти родные нам названия? Так вот, мы в первую очередь должны переборот в себе этот комплекс, обращаясь к тем же тюркам на талышском языке, что, возможно, вызовет у них какой- то дискомфорт или ответное чувство неполноценности. С чем черт не шутит? Это, безусловно, не самоцель, но прибавит уверенности.
Здесь было бы уместным совершить краткий исторический экскурс в историю нашего народа. Мы, сегодняшние талыши, являемся прямыми потомками древнего мидийско-атропатенского народа, в формировании которого помимо собственно мидийских принимали участие также племена каспиев, кадусиев, гелов и амардов. По большому счету наша история есть продолжение истории Мидии. Я помню, как недавно один тупоголовый тюрок выразил свой протест, что мол, Экбатаны( нынешний Хамадан, столица Мидии) расположены далеко от Астары. Но, спрашивается причем тут Астара? Нашей землей является разве только Астара? А Ардабиль, Казвин, Занджан? Для формирования правильного мировосприятия в наших детях, мы обязаны им открыть глаза: 1) что мы атарпатаканцы( в древнегреческой передаче- атропатенцы) , и царем Атрапатакана был Атропат;2) название «Атарпатакан» на нашем языке означает «Атарпат(или Атропат)» + «ка(о)н», т.е. «край», «земля», «дома» Атропата;3) это слово через арабское влияние приобрело форму «Азарбайджан», и соответственно мы- «азарбайджанцы». Во всяком случае в средние века, в эпоху арабских географов так назывались наши предки. Слово же «Талесон» или «Тейласон»( видоизменяясь, приобрело форму
«талыш») – во множественном числе, означало видимо, сперва только часть( возможно ничтожно малую часть, племя или группу мужчин- «тейла»( только)+ сон(сын, мужчина) ; неслучайно в древнем языке наших предков слово «сон»( по-русски- «сын», по-английски- «san») означал мужчину- правда, сегодня хотя и используем слово «зоа», однако упомянутое более древнее общеарийское название сохранилось в словосочетаниях и составе сложных слов, например, «фолонкас бе соне»- такой-то человек не имеет сына» и т.д.)) населения Азарбайджана. По мнению некоторых историков( Сейид Ахмад Кесрави Табризи, Мохаммад Гасанхан и др.) этим племенем вполне могли быть кадусии или каспии. Родоначальник «яфетической теории» Н.Я. Марр видел в термине «талыш» племенное название далеев, известных по VIII
,походу Саргона II. В более поздней историографии термин «Талыш» обозначал равнинную часть Талышского ханства. Так или иначе, несомненно одно: большая часть нашего когда-то многочисленного народа ассимилировалась- персизирована и тюркизирована, и соответственно потеряла свой язык. Язык свой сохранил только та часть, за которой закрепилось слово «талыши». И когда говорят о «каких-то талышах, проживающих в горах Лянкярана(!?)», имеют в виду именно уцелевшую часть некогда большого народа. Кто сейчас помнит, на каком языке говорили в XIV веке в Ардабиле, столице тогдашнего Азарбайджана? Правильно: на языке наших предков. Тогда он назывался «азари», т.е. язык азарийцев или азарбайджанцев( обратите внимание, что я часто использую «Азарбайджан», а не «Азербайджан», ибо первое- последнее зафиксированное в исторических документах правильное название страны). Даже сегодня, когда речь заходит об азербайджанском языке и азербайджанцах, я всегда напоминаю собеседникам, что азербайджанцами и соответственно носителями этого языка могут считаться только сохранившая этот язык «уцелевшая часть» того великого народа, создавшего еще в VI веке до Р.Х. свою государственность, то бишь- талыши. А все остальное чистой воды фальшивка! И еще запомните: все культурно-историческое наследие Азербайджана вплоть до XIV века принадлежит нам- талышам и родственным нам народам, говорящих на разных иранских диалектах. Не могу не заметить, что когда речь заходит о нас- талышах, тюрки непременно упоминают о лезгинах, удинах и пр., что, мол, и они есть. Да есть, конечно, куда же им деться. Но история упомянутых народов неразрывно связана с историей народов Северного Кавказа; к Азербайджану, понимаемому исторически, эти народы никогда не относились, ибо они не были носителями мидийско- парфянских традиций и соответственно языка «азари», и потому вносятся за скобки рассматриваемых нами проблем. Возвращаясь к теме культурно-исторического наследия Азербайджана, напоминаю, что первым нашим великим пра…дедом был пророк Заратуштра. «Не каждому народу дано иметь своего великого пророка. Заратуштра был послан Аллахом талышам и другим иранским народам, чтобы покончить с идолопоклонством и привести людей на единый путь ИСТИНЫ»( См. Газета «Обновление», №№5-6, 2001 г., стр.3). Конечно же ни о какой «туштре»( верблюд) или «Тиштрии»( Сириус) не может быть и речи. Имя Зардушт в древнегреческой транскрипции приобрело форму Заратуштры или Зороастра( напр., у Демокрита, информатором которого был Евдокс). На самом же деле речь может идти только о следующем: "«Зар"+ «душт», т.е. «Человек, носящий священный огонь на плече». Таков подлинный перевод с талышского языка. А отца его как звали? Кто-нибудь хоть помнит? Конечно же Пурушаспа. «Пур»- много, «асп»- лошадь. То есть «обладающий множеством лошадей».Есть возражения, господа тюрки? Или возьмем покровителя Заратуштры Виштаспу. «Виш(т)а»-лес; «асп»-лошадь, т.е. «обладающий дикими лошадьми». Таких примеров- море. Священное писание зороастризма изложено в Авесте. Смысл этого слова также легко передается через талышский язык: «Аве»+ «ста»- т.е. Заратуштра возвещал о естественном огне, впервые получаемом в результате столкновения облаков.
Возвращаясь к теме национальной идентификации, должен с грустью отметить, что для возвращения в «самое себя»( т.е. вернуть себе исконное имя «азербайджанец») время, увы, безвозвратно упущено, и поэтому, как правильно на мой взгляд отмечает газета «Обновление»( см. №№5-6, 2001 г., стр.3), «сейчас весь мир воспринимает «азербайджанцев» как представителей тюркских народов, и потому мы должны идентифицироваться только как талыши, т.е. рассказать, а может, напомнить мировой общественности о СУЩЕСТВОВАНИИ давно «похороненного» властями Азербайджана и занесенного в этнографический музей всемирной истории древнего и самобытного этноса, когда-то стоявшего у истоков всей индоевропейской(арийской)цивилизации».
Возможно, многим было бы интересно узнать, как же происходил процесс подмены понятий, т.е. «оседание» пришлого тюркско-монгольского населения? Так вот, когда эти пришлые элементы покорили Иран и Азербайджан и распространились повсюду, местное население, как известно, уже исповедовало ислам( преимущественно шиитского толка). Тюрко-монголы добровольно приняли ислам и начали именовать себя «мусульманами», в качестве нации. Это было начало конца местного этноса, называвшегося, как я уже упомянул, «азарбайджанцем». Наши предки, как и мы сейчас, были глубоко религиозными людьми- раз кто-то называет себя «мусульманином» в качестве нации, то неприлично и даже греховно признать свою другую, пусть и великую и самобытную, но отличную от ислама национальность. Вот так постепенно коренное население отходило в тень новоявленных «мусульман». Последние приняли обычаи и традиции местного населения( празднование Новруза и пр.), а также более 50% языкового состава( в языке азербайджанских тюрков, то бишь «азербайджанцев» очень много талышских, татских, персидских слов, не говоря, конечно, и об арабских), хотя сохранили и свои, кстати, очень пагубные для коренного населения кочевые особенности, о чем, возможно, будем говорить ниже. И уже к XVIII веку историки и путешественники говорят о «значительном мусульманском населении» Азербайджана и Ирана. Некогда многочисленные наши предки «поглощались» целыми городами, не говоря уже о селах и деревнях. Вот так, уважаемый читатель, мы- коренный этнос Азербайджана стали малочисленным народом. И конечно же, большинство тех, кто сегодня называет себя «тюрком» или сыном «тюркской нации», не преминувших временами высмеивать нас выражениями типа «Спокойной ночи, талыши» и пр., в пятом или шестом поколении являются чистейшими талышами. Особенно те, кто называет себя сеидом. Всем должно быть понятно, что сеид уже по определению не может быть тюрком. Сеиды- арабы по отцовской линии, восходящей к Пророку Мухаммеду, а по материнской- талыши или родственные им народы, чьи предки в период раннего средневековья также говорили на «азари». Женитьба Имама Хусейна на дочери последнего Сасанидского царя( талыша по происхождению!!!) Йездигерда III имела огромное значение для всего ираноязычного мира. А их сын Бимари Зейнал-абидин также был женат на талышке. Вот почему мы- талыши, глубоко чтим традиции шиизма; даже в жестокие годы торжества атеизма в СССР мы тайно два месяца в году оплакивали мученическую кончину Имама Хусейна.
Возвращаясь к теме «пришлых элементов», то бишь тюрко-монголов, должен заметить, что оскорбительное восприятие данного выражения было бы величайшей глупостью. Каждый народ должен гордиться тем, кем он есть, и что имеет. Те же монголы занимают чуть ли не первое место в мире по производству и потреблению мяса на душу населения. Это разве плохо? Если вы, господа тюрки, с этим( т.е. термином «тюрко-монголы») не согласны, то примите просто как шутку: одну нашу на вашу сотню. Думаю, возражать не будете.
Насчет правдивости, честности и открытости. Все- таки живем в эпоху демократизации. В конце марта, вернее 28 марта 2001 г. в «Независимой газете» была опубликована статья доктора исторических наук Фахраддина Аббасова «Народ сам должен решать свою судьбу». Какой же она вызвала резонанс в Азербайджане? А регистрация общества «Авеста»? Власти и масс-медиа Азербайджана забили тревогу: «ТМР» возрождается», «сепаратисты активизировались», «создано талышское правительство в изгнании» и пр. Спрашивается: почему вам все можно, и это приветствуется на высшем уровне, а нам нельзя? Мы что разве не люди, не народ? Вы – азербайджанские тюрки, чуть ли не в каждом селении России создали свои общественные организации, общества и пр., имеете Федеральную(!!!) национально-культурную автономию азербайджанских тюрков в России. Почему нам нельзя создавать то же самое? Но почему, черт побери? Конечно, могут возразить, что, мол, зачем создавать талышские общественные организации, раз существуют и функционируют азербайджанские, куда каждому талышу дорога открыта. Кстати, между прочим, многие талыши задействованы в этих азербайджанских организациях- бизнесмены финансируют, а прочие действуют на уровне «разнорабочих» или «строительного материала». Вот так. Да и почти все лидеры этих азербайджанских организаций занимаются только одним- лизоблюдством; создавая в России организации, общества и пр., они преследуют одну конечную цель: получить какую-нибудь подходящую должность во властных структурах Баку. Вот в качестве примера обращение газеты «Азеррос», №6, 2001 г : «Его величеству, Его Превосходительству, Зати-алилери, супергосподину Г.Алиеву..» Если обращение начинается такими словами, то нетрудно догадаться о его содержании. В общем, одни лизоблюдства. А с лизоблюдами нам не по пути. Кстати, я внимательно читал Устав Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России. Там ничего не написано ни о талышах, как коренных этносах Азербайджана, ни о талышском языке- самом что ни есть подлинном языке Азербайджана. Спрашивается: а кто будет заботиться о сохранении и развитии талышского языка? Армянская НКА? Грузинская НКА? Нет. Развитие и сохранение талышского языка- прерогатива только Талышской НКА( Национально-культурной автономии). И, поверьте, она рано или поздно будет создана, какие бы трудности ни были на этом пути.
Мы, талыши, всегда были интернационалистами, остаемся ими и по сей день. Но, увы, события постсоветского периода убедительно свидетельствуют об обратном: время космополитов и интернационалистов безвозвратно прошло. За сравнительно небольшой период времени после распада СССР в новых союзных республиках уже успело вырасти поколение, воспитанное в духе ненависти к инородцам; это поколение будет определять судьбу стран бывшего Союза на ближайшие 50 лет. Это ровным счетом относится и к остальному миру: везде торжествует национализм- в Германии, Великобритании, даже США все чаще происходят стычки местной молодежи с инородцами, даже если последние являются гражданами указанных стран. Одним словом, у меня тревога в душе за судьбу моего народа. Еще один рывок- и нас поглотят без остатка.
Мы, талыши, бесправны у себя на родине. Как правильно заметил МИДИЕЦ в статье «Монголоидный Азербайджан», нас превратили в быдло. Во всех ответственных должностях- тюрки: начальник милиции, глава отделения МНБ, прокурор, таможенник- все тюрки, выходцы преимущественно из Нахичевани. Спрашивается: как они оказались в Талышском крае? Кто им предоставил( и на чьи средства) жилье? Да. Действительно все продается и покупается. А мы, подлинные хозяева этой земли являемся сторонними наблюдателями. Безусловно настанет время, когда все это будет тщательно проверено. Негодяев и преступников- расхитителей богатств талышской земли будут судит ( или в лучшем случае, как это было в свое время с сыном поэта С. Рагимова, на ослах отправят на родину) талышские сыновья. Еще раз повторюсь: всему свое время!
Как я уже упомянул выше, тюрки привнесли в наш Талышский край очень много негативного, чуждого талышскому, да и в целом индоевропейскому менталитету. Например, метод давления на политических и иных противников через их родственников. В качестве примера можно привести факт прижигания сигаретами пальцев рук 11 летнего(!!!) сына того же Аликрама Гумбатова. Типа «скажи-ка, где скрывается твой отец». Мы рано или поздно этого негодяя- того, кто издевался над ребенком, поймаем. Этого ублюдка ждет суровая кара всего талышского народа. С негодяями только так: «ОКО ЗА ОКО». Другого не дано.
Все вышесказанное, дорогие читатели, является информацией ориентировочного характера и формирует общие задачи, масштабы и конкретное очертание которых каждый для себя определяет сам.
Теперь о задачах неотложных :
1. Чем хуже мы будем говорить по-азербайджански, то бишь по-тюркски( ибо настоящий «азербайджанский язык»- это фальшивый азербайджанский язык, по сути- тюркский язык), тем лучше для нас и наших потомков- нас тут же вычленят, обратят внимание международные организации, ЮНЕСКО, занесут в какие-нибудь книги и т.д.( с чем черт не шутит?). Поэтому, прекратите порочную практику общения с ребенком на тюркском языке.
2. Любой разговор, телефонный или иной, с кем бы это ни было, в пределах Талышского края начинайте на талышском языке, а затем, если собеседник действительно не владеет талышским, по вашему усмотрению, можете перейти на тюрко-монгольский или иной язык.
3. Запомните и произнесите телефонные номера, да и вообще все числительные только по-талышски.
4. Номож вотиаса ышта ниййати толыши зывонада бывотан: «Се рюкат шом номожи воттам ваджиб гурбатан иллаллах».
5. На свадебных мероприятиях, вечерах и иных торжествах, выступайте и заказывайте музыку на нашем родном талышском языке.
6. Пишите побольше стихотворений на талышском языке.
7. Мы должны добиваться от властей, чтобы получить официально возможность указать свое имя, фамилию и отчество на талышском языке, как это указано в Рамочной Конвенции( статья 11), к которой, в частности, присоединился и Азербайджан. Слово «Оглы», которое, кстати, фигурирует и у других тюркских народов- казахов, киргизов и т.д., вообще совершенно чуждо талышскому языку и менталитету. Что, спрашивается, общего между талышами и теми же казахами и киргизами? Да ничего общего. Совсем другой- алтайо-монгольский мир.У нас сначала идет отчество, затем имя и фамилия. Например, Буниятов Зия Муса оглы( академик, талыш) произносится так: Муса Зия Бунядзаде; слово «заде», которое фигурирует также и у азербайджанских тюрков( видимо не догадываются)- талышского происхождения: «зоа»-сын; «да»- окончание- т.е. буквально: «от сына»; Зия был рожден от сына Буняда. В данном контексте речь идет не просто о сыне, а об отцовской линии.
Вот основные текущие задачи, стоящие перед талышской молодежью, от скорейшего решения которых зависит будущее нашей нации. Возможно, я кое-что упустил. Если так, буду очень рад, если дополнят мои мысли единомышленники, талышские ученые или просто сочувствующие.
С уважением,
Ваш ZARATUSTRA®



Hosted by uCoz