«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС» В ИСЛАМЕ
Главная страница. напишите нам
I. О национальных взаимоотношениях

Бисмиллахир-рахманир-рахим!
(Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!)
Слава Аллаху, что благодаря Его милости, я понял единственную и неоспоримую истину: спасение человечества только и только в имане, т. е. в вере единого бога, у которого нет никаких сотоварищей. Значить, все проблемы человечества, в т. ч., национальные вопросы и в частности, национальные взаимоотношения, должны быть решены в рамках Его закона – на основе Корана и Сунны*.
Ниже, ссылаясь на Коран и Сунны, пользуясь своими знаниями и на основе общественно-политического опыта, приобретенного во время деятельности в Партии Равенства Народов Азарбайджана (ранее – Талышская Народная Партия) руководимой мною, хочу делится своими мыслями о некоторых аспектах национального вопроса. Данная статья состоит из нескольких частей. В первой части мы пытаемся комментировать общие принципы разрешения национального вопроса с точки зрения Ислама.
Я молюсь Всевышнего, чтобы он принял мой этот маленький труд, написанный с ихласом (искренностью) и направил его на пользу укрепления братских уз между народами.
В суре «Покой» (49: 13) говориться: «О люди! Воистину мы создали Вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас – наиболее благочестивый. Воистину, Аллах - знающий и сведущий». А в суре «Рум» (30: 22) говориться: «И (еще) из Его знамени – создание небес и земли, разнообразие ваших языков и цветов (кожи). Воистину в этом знамение для тех, кто обладает знанием».
В чем заключается суть этих аятов?
Аллах создал землю, небес и первых людей – Адама и Еву. Они жили в райском саду. Несмотря на запрет Аллаха, с подачи Сатаны – змея, они вкусили плоды запретного дерева, в результате чего лишились своего прекрасного дома. Но, благодаря Милости Аллаха, им и детям их была дана отсрочка до самого Судного дня с целью исправления. Как сказано в суре «Создатель» (35: 24), «…нет ни одного народа, к которому не пришел бы увещеватель», т. е. человек, который ознакомил бы свой народ с законами и требованиями Аллаха. Ведь в процессе исторической эволюции многие народы попав в хитросплетения сатаны, в итоге заблудились и стали язычниками. Не случайно такие народы были страшно наказаны Всевышним, они были прокляты и посланы в ад!
Согласно Библейскому преданию, во времена тирана Нимруда (после потопа Ноя), когда он считал себя царем всего живого на земле, все люди разговаривали на одном языке. Он приказал людям построить самую высокую башню, высотой до небес. Этим Нимруд и его окружение вовсе не желали прославлять Бога, а хотели показать величие тирана! Аллах заставил их отказаться от этой бредовой идеи. Неожиданно Он разделил людей на разные народы и племена, которые начали разговаривать на разных языках. Нимруд и его строители в один прекрасный момент перестали понимать друг друга. Поэтому их город стал называться Вавилоном, что означает «смешение». Люди начали переезжать из Вавилона. Объединившись по языковому признаку в отдельные группы, они распространялись по всему свету. Человечество разделилось окончательно! Но Милостивый и Всепрощающий Аллах не лишил их жизни, наоборот, всем народам и племенам давал место обитания, т. е. родину для проживания, возможность построить себе дом, определить свою национальную самобытность, говоря сегодняшними терминами, - иметь право на самоопределении, чтобы они «близко узнали друг друга». Таким образом, Аллах не оставил без внимания ни одного живого существа. Даже пчелам была дана такая возможность: «Твой Господ внушил пчеле, - говорится в суре «Пчелы» Корана, - устраивай в горах дома, и на деревьях и в строениях» (16: 68).
Итак, предоставив каждому народу и племени свой язык, цвет лица, крышу над головой, в то же время Всевышний строго предупреждал, что «самый уважаемый Аллахом среди вас – наиболее благочестивый», т. е. те, которые веруют в единого Бога,- у которого нет сотоварища,- и поклоняются ему. Как сказано в суре «Рассеивающий»: «Я создал джинов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51: 56)…Быть благочестивым также означает, что нельзя ущемлять или притеснить права других. Для благочестивого мусульманина недопустимый грех – это притеснение рабов божьих. «…Ведь Аллах не любит притеснять рабов (Своих)» (40: 31). Быть благочестивым, значит не выхваляться перед другими, не оскорблять и не перекидываться прозвищами. Пророк Мухаммад (ДБАР) сказал: “Поистине, Аллах Всевышний ниспослал мне в откровении, что вам (следует) проявлять смирение, чтобы ни один из вас не выхвалялся перед другими” (хадис от аль-Бухари). Конечно, представители каждого народа имеют право изучать историю, общественно-политическую жизнь своего народа, ознакомить мировую общественность с ними, вступить в полемику, зашищать свое национальное достоинство и честь от всяких несправедливых и необъективных нападок. Но при этом ни в коем случае нельзя ущемлять национальные чувства представителей других народов. По этому поводу в Коране в суре “Совет” говорится: “ Не в чем упрекнуть тех, кто зашищался от несправедливости”(42: 41). “ Упрека, несомненно, заслуживают те, которые притесняют людей и бесчинствуют на земле без всякого права на то. Им угатовано мучительное наказание”(42: 42).
Аллах создал всех людей и народов равноправными, не дал ни одному народу или индивиду преимущество над другими, кроме как в религии (верующие и неверующие). Ни один человек не имеет право ругать, оскорблять другого человека, тем более, целый народ или перекидываться прозвищами. В суре «Пророки» говорится: «О, Вы, которые уверовали! Пусть одни люди не глумятся над другими: может быть, те, (над кем смеются) лучше их! …Не позорьте самих себя и не перекидывайтесь прозвищами. Мерзко имя «распутство» после веры! Именно те, которые не отреклись (от неверия), суть нечестивцы» (49: 11).
Аллах запрещает посредством ложных анекдотов и баек высмеивать людей и народ. Пророк Мухаммад (ДБАР) предупреждал: «О горе тому, кто посредством насмешек высмеивает народ, горе ему! Горе ему! Так как он обманывает»
(от Тирмизи). Конечно, Ислам не запрещает положительных анекдотов, забавы и развлечения; они должны быть здоровыми, как говориться, «допусти в разговоре ровно столько шутки, сколько, например, достаточно соли для пищи». Но, ни в коем случае, нельзя сочинять анекдоты, с иронией относится к представителям того или другого рода, расы и национальности, независимо от того, где и в каких условиях они проживают (например, «я из такого-то рода», «ты такого-то рода», «я белый», «ты черный», «я русский», «ты талыш», «лицо кавказской национальности», «лиц славянской внешности» и т. д.). Согласно аль-Бухари, двое сподвижников пророка Мухаммада (ДБАР) разругались и поссорились. В гневе один из них обозвал второго, крикнув ему: «Эй ты, сын чёрного!» Когда пророк Мухаммад (ДБАР) слышал об этом, сказал ему: «Ты оскорбил его мать. Это безбожие и язычество»; далее он сказал: «Ты сомневаешься в его набожности».
Святой Пророк (ДБАР) сказал: «Все Вы дети Адама, а Адам сотворен из глины». “Ваша принадлежность к тому или иному роду не дает вам право ругать или оскорблять другого. Все Вы дети Адама. Никто не имеет преимушество над другим кроме как в религии и поклонении” ( от аль-Бухари). Еще он сказал: “Дети Адама и Евы! В Судный день Аллах не спросит Вас, к какому роду или клану Вы принадлежите. Уважайте Аллаха и бойтесь Его” (от Джарира бин Абдуллаха). “Те, которые хвалятся отцами своими, которых нет в живых, - те в аду станут углем для топки огня” (от абу Дауда). И сказал он также: “Эй, Вы, люди! Ваш Бог один, не дано привилегия арабу над неарабом, неарабу над арабом, красному над черным, черному над красным, кроме как в религии” (от аль-Бухари).
Итак, Ислам запрешает обзывать друг друга, давать клички и прозвище; хулить, злословить, высмеивать и выискивать недостатки у другого; клеветать и сплетничать; наводить напраслину и поклеп; насмехаться над кем бы то ни было или превращать людей в объект своих издевательств и глумлений, шуток и анекдотов и т. д. Аллах еще раз предупреждает: “Не следуй тому, в чем ты не сведущ, ибо слух, зрение и сердце будут призваны к ответу” (17: 36). Значит, сознательный человек проявляет осмотрительность в каждом своем слове и в каждом суждении, основываясь только на знании, и не высказывает никаких суждений, если не обладает польной уверенностью. Ведь ангел – неддремлющий страж, которому поручено следить за ним и который записывает каждое слово, слетающее с его языка: “(Помни), что два ангела сидят (у человека) справа и слева и записывают (его деяния)” (50: 17), “(Человек) непроронить ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж” (50: 18).
Ислам дает исчерпываюшее представление о взаимоотношениях людей, о том, с кем можно дружить, а с кем нельзя! “Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с Вами из-за веры и не изгонял Вас из Ваших жилищ (родины), - ведь Аллах любит справедливых” (60: 8), “Аллах запрешает Вам дружить только с теми, которые сражали с Вами из-за веры, выгоняли Вас из Ваших жилищ (родины) и способствовали Вашему изгнанию. Те, кто дружит с ними, - воистину, нечестивцы” (60: 9).
В последнее время, когда повсеместно наблюдается рост национального самосознания многих народов, представители одного народа часто критикуют или даже оскорбляют чувства других народов, что нередко приводит к конфликтам и войнам. При этом они часто обвиняют именно другие народы в своих бедах. Здесь хочется привести Хадиса от повелителя правоверных имама Али (ДБМ), который со слов пророка Мухаммада (ДБАР) сказал еще 1400 лет тому назад: “Когда Аллах Великий и Всемощий прогневается на какой-либо народ, но не насылает на него мучительную кару, то прожитье у этого народа становиться дороже, а жизнь людей короче, купцы теряют прибыль, плоды перестают быть обильными, реки полноводными, дожди перестают выпадать, а к власти приходят злые люди”. И как указано в суре “Ограда”, “у всякого народа свой предел (отсрочка), и когда придет их предел, то они незамедлят ни на час и не ускорят”(7: 34). Это и значить, что устанавливается моральный предел того времени, который дается Аллахом человеку или народу для осуществлении определенной миссии. Пусть теперь представители того или иного народа анализируя смысл этих слов, еще раз думают над тем, что разве не одинакого ущемляются права талышей, азарбайджанских тюрков, русских и др. со стороны новых армий сатаны? Везде возрастает разврат и невежда! Народы опять находятся под влиянием сатаны и снова заблуждаются. И беда в том, что все истинно верующие знают кто они! Если взглянуть на историю моего народа – талышей, то увидим, что именно вера в единого Аллаха спасла его от многих бед природы и тиранов. Разумеется, при этом Талышстан и его коренное население многое потеряли в ходе исторического развития. Но в любом случае грех жаловаться и оплакивать свое “потерянное” прошлое. Аллах Всевышний предупреждает: “...нечего страшиться тем, кто был богобоязнен и творил добро и не будут опечалены” (7: 35), “А те, которые объявляли ложью Мои откровения и отвергали их в гордыне, будут обитателями ада, и будут они пребывать в нем во веки веков” (7: 36) Поэтому каждый человек – патриот, истинно любящий свой народ, во-первых, должен спасти свой иман (Веру), во-вторых, в рамках законов Аллаха и Сунны, спасти свой народ, при этом строго уважая чувства и достоинство других народов.
Ассаламуалейкум ва рахматуллахи ва баракатух!

*Сунна – деяния Святого Пророка в совокупности



(Продолжение следует)

ГИЛАЛ МАМЕДОВ
(Председатель ПРНА,
к. ф.-м. н.)

Hosted by uCoz