ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТАЛЫШАВЕДЕНИЯ

Главная страница. misht22@yandex.ru
Прошедшие два десятилетия в научных кругах считается новым периодом в культурной жизни талышского народа. Начиная с 80-х гг. прошлого века представители именно нашего народа (в прежние периоды этим занимались преимущественно иностранцы, в основном – европейцы) начали опубликовать и распространять различных книг и других печатных изданий о талышах. Появились ценные образцы культуры и искусства, в.т.ч. документальные фильмы и пр. Культурные и исследовательские центры осуществляют разные проекты относительно талышского сообщества и культуры. В ВУЗах страны большинство выпускников свои дипломные работы посвящают талышской теме. В результате всего этого начало формироваться новое направление в иранистике – талышаведение.
Как уже было отмечено нами выше, до 80-х гг. ХХ века в Иране в плане изучения истории и культуры Талыша, кроме получасовой в недели программы Гиланского радио, практически ничего сделано не было. В отличие от Ирана, иностранные ученые уже давно интересовались этой теме, что нашло свое отражение в опубликованных ими научных трудах. Начиная с второй половины ХİХ века Дори, Ходзки, Марр, Т. Алибеков, З. Ахмедзаде, Рукерт и др. ученые изучали талышский край, его историю и культуру. Видные филологи Б. В. Миллер и Пирейко тщательно изучали язык северных талышей и результаты этих исследований нашли свое отражение в опубликованные ими монографиях и научных статьях. Но к великому сожалению наших исследователей, работы этих авторов не были известны в Иране. Только после Исламской революции в Иране и распада Советского Союза в обоих сторонах реки Осторо (граница, которая разделяет талышей на две части) исследователи получали возможность познакомиться с трудами иностранных ученых-талышаведов.
В Иране опубликование в 1985 г. автором этих строк книги под названием «Кто такие талыши?» (на персидском языке), а в дальнейшем книг: «Культура татов и талышей», «Таты и талыши» и «Мелодии Севера» - положили начало этого направления.
Одновременно с этим во Франции была опубликована ценная монография под названием «Талыш» (в 2-х томах) Марселя Базена, которая посвящена изучению этнографии иранских талышей. В начале 90-х гг. в Северном Азарбайджане (Азарбайджанской республике) были изданы книги М. Талышлы - «Ленкорань» и М. Мирзоева – «Мой край Масаллы». В г. Баку началось издание на толышском и тюркском языках газеты «Толыши садо» («Голос талыша»), на страницах которой были опубликованы много статей, посвященных различным проблемам истории и культуры Талышского народа. Появилась целая плеяда поэтов и писателей, которые раньше были известны в узких кругах и были лишены возможностей опубликовать свои произведения. А в Иране образцы талышских стихотворений впервые были опубликованы в газете «Дамун» автором этих строк. Были распространены многочисленные аудио- и видео кассеты с записьями образцов поэзии и народного творчества. Одним словом, различные круги населения получили возможность познакомиться с историей родного края и уникальной культурой созданной руками наших предков!

Печатные издания и исследования.
На Севере ученые продолжали опубликовать различные труды, посвященные историю, этнографию Талыша и талышскому языку. Молодой исследователь М. Мирзоев представил на суд читателей свои исследования в области топонимии – «Талышские топонимы», «Масаллинские топонимы», «Мамуста», «Махмудавар», «Масаллы и Кербалаи Юсиф» и пр. Надо признать, что он является первым представителем Талышского народа, который начал опубликовать работы в этой области – до этого времени этим в основном занимались люди с неталышским происхождением и поэтому, неслучайно, что уровень их исследований была далека от научности.
Филологи А. Раджабов и Н. Мамедов написали несколько статьей по талышскому языку, первый опубликовал «Талышско-тюркский словарь», а второй – собрание стихотворений толышских поэтов под названием «Поэзия Талыша».

АЛИ АБДОЛИ
(Иран)

Hosted by uCoz