ОТ ТАЛЫШСКОГО ХАНСТВА К ТАЛЫШСКО-МУГАНСКОЙ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Главная страница. напишите нам
АТАШТАР ДЫЙОКАНОЖ
Рига – Латышия;
Ланкон – Талышия




ОТ ТАЛЫШСКОГО ХАНСТВА К ТАЛЫШСКО-МУГАНСКОЙ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Образование Талышско-Муганской Автономной Республики в составе Азарбайджана, президент которой А. Гумматов, находится в застенках бакинской тьюрмы как политзаключенный, является результатом национально-освободительного движения Талышского народа против двухсотлетнего колониального режима, в котором он находился. После кабальных для талышского народа широко известных Гюлистанского и Туркменчайского мирного договоров царская Россия применяла на территории Талышии классический колониальный способ правления, продлившийся в советское время с помощью админстрации Азарбайджанской Советской республики еше более жестокими методами. В начале XXI века независимая республика Азарбайджан «успешно» продолжает эту же политику с еще большей агрессивностью.
Царизм с самого начала своего господства в Талыше, первым делом парализовал традиционную местную систему просвешения на персидском языке, поставив её на русско-татарские рельсы; в области экономики началось поэтапное разрушение традиционной системы хозяйствования, которая в свое время привлекала сюда разного рода завоевателей с большой дороги, в том числе Россию. В сводках Российского ведомоства за 1830 г., то есть через два года после установления мира с Ираном, относительно экономики Талышского ханства были даны следуюшие сообшения: талыши «занимаются хлебопашеством, скотоводством, разведением фруктовых и виноградных садов, сеянием хлопчатой бумаги, шелководством и ловлей разных зверей, птиц, а также кузнечным, плетническим, портяным, чеботарным и другими мастерствами, тканием махровых и гладких ковров и валянием шерстянных войлоков; сверх того купечество с астраханскими и персидскими городами ведет значительную торговлю рыбою, шелковым, бумажным и некоторыми другими товарами». В конце этой сводки пишется, что на территории Талышии нет ни одного завода.
Кстати, отметим, что все вышеназванные отрасли хозяйствования на небольшой территории, в одном сравнительно маленьком государстве (Талышском ханстве), не существовали не только в Закавказье, но, наверное в тогдашней Европе, пусть даже в кустарном виде (товары Талышии продавались тогда уже в России, что указывает на элемент сушествования промышленности и капитализма). Но и в настояшее время, спустя двести лет прожитых страной под гнетом колониальных режимов, в Талышии не только нет заводов, но и варварски уничтожены все те отрасли хозяйства, которые существовали в момент вхождения части Талышии в состав Российской империи. Если в последние годы существования Советской империи Талышия была преврашена во «Всесоюзный огород» Москвы, то в настоящее время эти отрасли тоже окончательно потеряли свое значение, так же как и традиционное чаеводство. В результате Талышия лишена почти всех средств к сушествованию. Поэтому население вынуждено в поисках заработка и чтобы обеспечить своё физическое существование покинуть (многие уже покинули) свои родные места и эмигрировать в Россию и в другие страны. Таким образом, нынеший «демократический» режим Азарбайджана практически поставил талышский народ на грань вымирания, испытывая его население самыми жестокими из пыток - лишением насушного хлеба - голодом, дабы окончательно подавить его растущее самосознание. Об этой своей гнусной цели сегодня открыто пишут и проправительственные СМИ, в т. ч. электронные, и пантюркистские оппозиционные газеты.
После получения независимости Азарбайджана на территории Талышии упразднены все существовавшие при советской власти объекты бытового обслуживания: ликвидирована газофикация, электричество работает с перебоями, по несколько часов в сутки, по случаю особых дней - траура и свадьбы, и то с помощью взяток; не работают телевизоры, холодильники и т.д., и т. п.
Необходимо учитывать при этом исторически сформировавшийся настрой, национальный менталитет самого, так называемого титульного народа и его руководителей, который приобретает важное значение для понимания сущности всех процессов, происходящих как внутри обшества, так и в его взаимосвязях с другими народами Азарбайджана, и в первую очередь - с талышами
В начале ХIХ века талыши еще сопротивлялись царскому оккупационному режиму.Поэтому неслучайно, что русские воспринимали их как соперников и противников. Но, несмотря на это, все же при характеристике талышей они внуждены были отмечать: «Они целемудрены более нажели другие народы»; «Талыш, можно думать, населяюший его народ произошел от древних Мидян». Наряду с мирным характером талышей, царская администрация признала, что они «храбры до запальчивости», - качество которое было унаследовано народом от своих предков - мидян.
Как видно из нашего краткого исторического экскурса, характер народа не изменился. Вообше: возможно ли изменить характер хоть одного человека, тем более целого народа? Французский ученый Г. Лебон убедительно заключает: «Преимущества и недостатки составляют исключительное достояние каждого народа, что бывает неизменный утес, в который волна должна бить изо дня в день в течение веков, чтобы обточить только его контуры; он соответствует специфическому признаку вида, плавнику рыбы, клюву птицы, зубу плотоядного». Вот какими крепкими являются характеры народов и вот почему тюрки везде ( в Малой Азии, Азарбайджане, Казахстане, Узбекистане) не предоставляют свободу ни одному народу, насильно подвергая их ассимиляции, преврашают их в тюрков, а мировую общественность вводят в заблуждение.
Советское время, как уже было отмечено нами выше, конечно, не улучшило положение талышей в стране, где основным лозунгом был интернационализм и предоставление всем народам права на национальное самоопределение. Из всех народов только талыши в те годы составляли исключение из обшего правила, лишь потому что они находились в составе Азарбайджана. Талыши, как многие народы, проживаюшие в тюркских республиках Союза, встретились с сопротивлением пантюркистов, переодетых в обличие коммунистов - интернационалистов.
Итак, талыши не получили свои права на создание собственного государства в пределах бывшего Советского Союза, продолжали находиться на правах колонии в новом искусственно созданном государстве – Азарбайджане, руководители которого хитро затянули вопрос о предоставлении автономии талышам (так же, как и татам, курдам, лезгинам).
Только за короткое время существования Закфедерации талыши имели некоторую возможность для развития своей национальной культуры, языка и просвещения. С ликвидацией Закфедерации вскоре они оказались в составе уже Азарбайджанской Советской республики, потеряли не только все достигнутые за первые годы достижения, но и право на ношение своего этнического имени. Вся интеллигенция, более или менее обученные в талышских школах люди, были сосланы в Казахстан и Сибирь, многие из них там погибли, потомки же остальных до сих пор продолжают проживать в тех краях.
Положение бесправного, колониального, угнетенного народа, конечно, не прошло бесследно для талышей. Почти каждый из новых первых секретарей ЦК и руководителей Азарбайджана, пытаясь показать себя, произвести впечатление сильного вожака тюрков – азарбайджанцев, организовывал здесь частые облавы, операции типа «субтропической», «рейды в южные районы». Одним из последних таких операций стало уничтожение уже объявленной республики талышей и осуждение руководителей Талышско-Муганской Автономной Республики.
Необходимо учитывать то, что Азарбайджан, являясь членом ООН, не выполял известные требования Устава этой организации о правах всех народов на самоопределение и на создание собственной государственности.
Талышский народ никогда не смирялся со своим положенем и вел активную борьбу против своего колониального режима как в составе Российской империи, так и при советских - азарбайджанских властях.
Национально - освободительное движение талышского народа началось сразу же после установления так называемого мирного договора между Россией и Ираном. Глава тогдашнего Талышского государства Мир Гасан Хан сперва обратился в 1246 г. х. (1830 г.) к генералу Паскевичу с намерением получить от него свое Ханство обратно, но был задержан. Потом он смог убежать из заключения и поднять народ против угнетателей.
Царизм долгое время лишь с помошью законов военного времени - комендантского способа правления - управлял территорией Талышского ханства.
Национально-освободительное движение Талышского народа продолжалось и в советское время. В течении долгого времени - с 1918 г. до начала 50-х гг. им руководил известный народный герой Шахверан.
Таким образом, создание Талышско-Муганской Автономной республики под руководством А. Гумматова является вполне закономерным результатом активной национально-освободительной борьбы нашего народа.
«Талышская проблема», по нашему мнению, является не внутренним вопросом Азарбайджана, а именно международной проблемой. Дело в том, что при ликвидации Талышского государства в 1828 году на свете не сушествовало государства под названием Азарбайджан. Почувствовав слабость своих позиций в Совете Европы (СЕ) в связи с «Талышской проблемой», в этой чисто азиатской республике власти сразу пускали в ход испытанные привычные им коварные методы (ложь, клевета, обман, лесть, подхалимаж, подкуп, взятка и т. п.). Когда и эти методы не достигали цели, как в случае с господином А. Гроссом, то они пускали в ход шантаж и оскорбления.
Вместо того чтобы выполнять требования СЕ по освобождению политзаключенных, в том числе и президента Талышско-Муганской Автономной республики, власти Азарбайджана пустили в ход «демократические трюки» вроде референдума, дабы успокоить СЕ: мол, демократия там на пике.
В Азарбайджане представители властей и пантюркистски настроенная оппозиоция недружески воспринимают тех представителей международных организаций, которые проявляют проблески объективности в вопросах защиты прав угнетенных народов, в особенности талышского народа и его незаконно осужденного президента А. Гумматова. К тому же следует особо подчеркнуть то, что после принятия этой республики в СЕ положение талышского народа, как и других нетюркских народов - которые они объявили еще и малочисленными, - не только не улучшилось, а наоборот, еще больше ухудшилось. То есть, фактически, по мере укрепления позиций этой псевдотюркской республики в мире, все больше под видом самостоятельности власти страны обходят установленные правила международных взаимоотношений, отступают даже от уже тех куцых прав предоставленных этим народам. После принятия в СЕ Азарбайджанской республики почти сходили на нет все обещанные минимальные права по зашите прав и свобод, права на развитие языка и культуры национальных меньшинств. В подписанном президентом Азарбайджана от 16 сентября 1992 г. документе предусматривались подготовка национальных кадров по развитию культуры и языка этих народов, забота о сохранении и развитии их культурной самобытности, организации этими народами своих культурных обшеств (причем с оказанием им в этих вопросах государственной поддержки), открытие специальных кафедр в вузах республики для народов включенных ими в список национальных меньшинств, выпуск на языке этих народов учебников, организация телепередач о жизни и культуре этих народов, в том числе «ежедневные передачи по местным радиоузлам на языках малочисленных народов») и т.п. Все эти обещания повисли в вуздухе, и что интересно, после вступления этой республике в СЕ, окончательно преданы забвению (Видите ли, позиция республики укрепилась европейским признанием ее демократических принципов, теперь можно обойтись без этих обешаний). Теперь представители СЕ даже после предоставления трехлетнего срока (что устраивает администрацию республики для затягивания вопроса и выигрыша времени) Азарбайджанской республике для урегулирования проблем национальных меньшинств, освобождения политзаключенных, и решения вопроса Талышско-Муганской Автономной республики и его незаконно осужденного президента А. Гумматова, ничего, кроме оскорблений в свой адрес, не могут добиться. Спрашивается: как быть в таких условиях талышскому народу в этой стране, как жить талышам в этой республике, народу, лишенному элементарных прав? Интересно, что после провала усилий представителей СЕ по освобождению политзаключенных, в том числе требования по освобождению А. Гумматова, в каком положении окажется такая авторитетная организация как СЕ, не говоря уж о талышском народе? Азарбайджан, только что ступивший на сложный путь международной политики, не выполняет ни одного из требований Европейского сообшества.
В связи с этим, возникает необходимость перенести талышскую проблему на новую плоскость международного права, а именно начинать с того момента, когда на основе Гюлистанского и Туркменчайского договоров незаконно было упразднено Ираном и Россией законное, независимое Талышское государство. Мы думаем, с помощью международных организации следует посадить за стол преговоров эти два государства (Иран и Россию), и под наблюдением международных представителей неоходимо решить проблему талышского народа.
Талышский народ - политзаключенный в Азарбайджане!..

Hosted by uCoz