ТАЛЫШ ОБВИНЯЕТ ЕВРОПУ!
Главная страница. напишите нам
ТАЛЫШ ОБВИНЯЕТ ЕВРОПУ!

Всё лето 1,5 миллионный талышский народ Северного Азарбайджана (Азарбайджанской Республики) с большим вниманием и надеждой следил за миссией докладчиков Мониторинговой группы Совета Европы по Азарбайджану – г-на А. Гросса и М. Кассана в Азарбайджане. Многие из наших соотечественников наивно полагали, что наконец-то Европа будет иметь достоверную информацию из первых рук о состоянии дел в Азарбайджане в области становления демократии и межнациональных отношений. Надеялись, что сентябрьская 2002 г. сессия ПАСЕ примет решительные меры, способствующие продвижению Азарбайджана по пути становления консолидированной демократии.
Наконец-то состоялась долгожданная сессия ПАСЕ, результаты которой, к сожалению, привели к всеобщему разочарованию здоровых сил в республике. Кроме нескольких расплывчатых и не вполне понятных абстрактных фраз о нарушении прав политзаключенных в Азарбайджане, о необходимости принятия закона о языках и т. д., в итоговом документе сессии, можно смело утверждать, нет ничего существенного, что хоть немного оправдало бы доверие миллионов людей к СЕ.
Спрашивается: Кому был нужен тот ажиотаж вокруг миссии г-на А. Гросса и М. Кассана? Зачем вообще надо было отправлять этих господ в такую даль, потратив на это денги европейских налогоплательщиков? Зачем им надо было поднимать такой шум в своих частых беседах с журналистами? Ведь для принятия резолюции такого содержания, думаю, не стоило беспокоить господ столь высокого ранга, какими они себя представили народу Азарбайджана!
К сожалению, я не знаком с самим докладом, с которым господа А. Гросс и М. Кассан выступили перед парламентариями ПАСЕ. Но результат проделанной ими работы налицо!
Тут приходится отметить еще такой факт: видимо, доклад так понравился парламентариям ПАСЕ, что сразу после сентябрьской сессии некоторые из них начали ратовать за принятие Азарбайджана даже в Евросоюз!
Мы вовсе не против принятия Азарбайджана в Евросоюз. Но, может быть, господа парламентарии из ПАСЕ нам скажут, какое из обязательств СЕ выполнено Азарбайджаном на сегодняшний день? Может быть ПАСЕ – это просто «Клуб ораторского искусства», куда они хотят принять Азарбайджан за умение некоторых депутатов парламента республики выступать с красивыми речами?
Мы раньше уже обратились к г-ну Гроссу с письмом, в котором изложили свой взгляд на его оценку результатов августовского референдума в Азарбайджане. В этом письме мы напомнили уважаемому докладчику о том, что участие около 80% избирателей на голосовании на том избирательном участке, где он присутствовал во время проведения референдума, еще ни о чем не говорит. Правда состоит в том, что в настоящее время в Азарбайджане право голоса имеют около 4 млн. граждан. Правда и то, что около 3,5 млн. граждан республики (разумеется, не дети) находятся за пределами родного отечества. В одной только Москве зарегистрировано 1,5 млн. азарбайджанцев. Надо учесть и тот факт, что многие так называемые бюджетники - учителя, врачи и пр. тоже, чтобы пополнить свой скудный семейный бюджет, в летнее время подрабатывают в основном на российских рынках. Отсюда и вывод: в республике просто не могло быть такого количества людей, которое указывается в официальных документах, отражающих итоги референдума!
После всего этого, думаю, никакой миссии и наблюдателей не потребовалось бы, чтобы оценить состояние демократии в Азарбайджане. Это разве в очередной раз не доказывает, что слова, написанные великим русским историком В. О. Карамзиным несколько веков назад о Российском государстве, почти полностью относятся и к сегодняшней ситуации в Азарбайджане, где «государство… держится не правом, а попутным фактом и механическим сцеплением до первого удара изнутри или извне»; что «робкое бессилие перед порядком при безграничной власти над лицами… - это обычная особенность государств восточно-азиатской конструкции, хотя бы с европейски украшенным фасадом»; что государство это является «не народным союзом, а фамильным достоянием государя», где подданный знает «только свои обязанности, не имея законом обеспеченных прав»; что «государство замкнулось во дворце», а его руководитель характеризуется двумя политическими рассудками – верой «в творческую мощь власти» и уверенностью «в неистощимости народных сил и народного терпения»?
Подытоживая сказанное о результатах референдума, хочется задать такой нехитрый вопрос: Неужели парламентарии ПАСЕ - люди до такой степени наивные?
Что касается «талышского вопроса» в Азарбайджане, то прежде чем начать его анализ, мне бы хотелось напомнить об одном высказывании г-на А. Гросса. В одном из своих недавних интервью корреспонденту бакинской газеты «Эхо», когда речь идет о национальных меньшинствах, он указывает, что в Азарбайджане немало других политических проблем, которые требуют решения в первую очередь.
В своем названном выше письме я уже указал на неправильность этого суждения с точки зрения современной политической науки в плане определения приоритетности задач в республике.
Азарбайджан (независимо от того, признают этот факт официальные власти или нет) является многонациональным государством. По самым скромным подсчетам, в республике кроме тюркоязычного населения, проживают 1,5 млн. талышей; около миллиона лезгин; полмиллиона курдов; столько же татов, свыше полумиллиона русских; десятки малочисленных народностей. Нам могут возражать (и возражают) власти республики и представители пантюркистской оппозиции, и поставит под сомнения правильность этих дан-ных.
Чтобы избежать разногласий в этом вопросе, уже несколько лет мы предлагаем провести в республике справедливую, демократическую перепись населения, разумеется, под пристальным наблюдением международных наблюдателей. Этим мы, думаю, могли бы расставить точки над i.
Вся новая и новейшая история Европы (и не только Европы) отчетливо доказывает, что строительство стабильной государственности и консолидированной демократии в многонациональном государстве предполагает в первую очередь решение вопросов национально-государственного устройства страны. Самым свежим наглядным примером этому могла бы послужить современная Испания, которая за 20 лет пришла к национальному согласию и стала одной из развитых стран Европы. Но половинчатость в решении данного вопроса даже в такой развитой стране время от времени дает о себе знать, тем самым мешает нормальному продвижению Испании по пути укрепления демократии. Таких примеров можно привести сколько угодно.
Для такого государства как Азарбайджан решение данной проблемы является вопросом жизни и смерти. Потому что наряду с многонациональностью страны тут есть еще несколько исторически сложившихся регионов, каждый из которых смотрит на власть как на источник обогащения. Приход к власти определенного лица автоматически означает захват ее его родственниками и земляками. При этом, как показывает практика, ни один из них вовсе не думает о судьбах отечества, о выводе его из глубокого политического кризи-са. Вот почему мы – представители талышского национального движения - не ставим перед собой задачу просто заменить руководителя республики, так как одни могут быть лучше других - и не больше! В этих условиях простой сменой власти, без изменения всей системы управления, всего политического режима, нельзя добиться процветания государства и народа (тем более, что представители нетюркских народов Азарбайджана практически не участвуют в решении вопросов замены власти и ее осуществления. Они являются обычным строительным материалом в этом процессе. Власти республики с помощью закона запрещают им создавать свои политические организации и партии).
Исходя из сложившейся практики, чтобы не допускать дальнейшего разложения государства на мелкие княжества (как это уже было в недавнем прошлом), мы предлагаем свой вариант выхода из такой тупиковой ситуации. Мы предлагаем создать в Азарбайджане децентрализованное унитарное государство, в котором все регионы страны будут иметь свою автономию (как во Франции или Испании), свой парламент и систему самоуправления. После этого надо провести выборы в двухпалатный парламент и выборы президента республики. Не вдаваясь в детали этого плана, могу сказать, что этим путем можно добиться искоренения вышеназванных негативных явлений в политической жизни государства и создать благоприятную почву для проведения демократических реформ в Азарбайджане. Это означало бы и автоматическое решение проблем нетюркских народов республики. Мы уверены, что без этого любые начинания СЕ, какими бы благородными они ни были, останутся на бумаге и никакая миссия представителей ПАСЕ не сможет вывести Азарбайджан из тупика.
Думаю, сейчас мы можем ответить на вопрос о том, в чем мы обвиняем Европу, и имеем ли вообще моральное право на это?
Мы убеждены, что современный миропорядок, в особенности в отношении так называемых малых народов (хотя нет сомнения, что народы малыми не бывают, но государства могут быть малыми и крупными), устроен несправедливо. Во многих случаях миропорядок сам подталкивает эти народы на путь терроризма и вооруженного конфликта, не имея при этом других возможностей для решения своих проблем.
По нашему мнению, цивилизация ныне достигла в своем развитии такого уровня, когда все народы и государства мира стали взаимосвязанными и взаимозависимыми. Как в природе ныне приходится бороться за каждый исчезающий вид флоры и фауны, так следует беречь и все народы, иногда от неминуемой гибели. Только таким путем мир может продвигаться вперед и люди могут с чистой совестью и спокойствием наслаждаться достиже-ниями цивилизации.
В этих условиях либо надо выработать действенные механизмы разрешения таких проблем с помощью великих держав и международных организаций, либо надо оставить эти народы в покое, чтобы они смогли сами, без внешнего вмешательства, разобраться в своих бедах и найти пути их приемлемого разрешения.
Если Европа хочет взять на себя такую ответственность перед цивилизацией, тогда она должна действовать решительнее, а Совет Европы должен перестать быть совещательным органом, тем самым огорчая людей, а в нашем случае – целый народ с древнейшей историей и уникальной культурой, несправедливым образом преданный забвению родственной ему же индоевропейской семьей народов!


ФАРМОНИ ФАХРАДДИН АБОСЗОДА, политолог, главный редактор газеты «Толыш»

Hosted by uCoz