НА САМОМ ЮГЕ РОССИИ
Главная страница. напишите нам
ТАРИХ ДЯРСЛЯРИ

Журнал «Естествознание и география»
1903. № 9

Талыши могут считаться аборигенами края (Ленкоранского уезда. – Ред.), так как о пребывании их здесь имеются сведения за восемьсот лет от нас; кто же был до них, не известно.
При ширванских шахах талышинское население обитало до Кизильагачского залива, но тюрки, поселившиеся в Азарбайджане, стали вытеснять талышей, и в настоящее время не только Сальяны и Муганская степь, но и целая северная половина уезда занята татарами, талыши же составляют население южной части уезда почти исключительно, а в средней части уезда население смешанное, так что в одном сельском обществе и татарские и талышинские деревни.
Талышинцы среднего роста. Ни особенная полнота, ни сухощавость не бросаются в глаза. Лица открытые, приятные… Женщины не дичатся так, как в Дагестане, и часто пускаются смело в разговоры, для удовлетворения женского любопытства. Лицо покрывают не все, а только нижнюю часть, захватывая кончик носа, на котором и удерживается платок… Женщины молодые любят украшать себя позванивающими монетами, в которых и работают. Любовь к старым монетам по-разительна; кажется, нет семьи, где бы нельзя было найти самых разнообразных, часто весьма старых монет, которые они охотно скупают. В Ленкорани по лавочкам мне приходилось видеть русские монеты начиная с Екатерины Великой, и денежки московских князей, грузинские, анг-лийские, персидские, турецкие и тому под. Монеты, из которых многие находят на старинных кладбищах.
Талыши не воинственны, о чем свидетельствуют все местные интеллигенты; так же отзывается о них Рисс. Увидать талыша в оружии, даже с кинжалом, - большая редкость, хотя, конечно, нет правил без исключений. Талыши гостеприимны, вежливы и любопытны… Они большие охотники до рассказов, и превосходные рассказчики встречаются среди них нередко. В рассказах, кажется, преобладает юмористическое направление. Особенно любопытны рассказы о глупцах мианкюнцах, их же соплеменниках, живущих недалеко от Ленкорани в лесу; это нечто в роде пошехонцев. Мианкюнцев дразнят обыкновенно поговоркой: «не поев мушмулы, умер, не рассказав горя, умер». Эта поговорка относится и к тому, что мианкюнцы – большие любители мушмулы, которой изобилует лес, и вот мать, сокрушаясь над трупом только что умершего сына причитает. Дразнят их еще, спрашивая: «Поспели шишки?» Есть рассказы о том, как они перетаскивали друг друга через реку, как сеяли быков в поле, чтобы увеличить стадо; известен целый ряд рассказов о похождении мианкюнцев в город, где над ними потешаются татары, догадавшиеся, что имеют дело с мианкюнцем, не понимающим по-татарски. Часто можно встретить в стихах и прозе рассказы о современных лицах, например о старшине…
… Я приведу всего несколько слов, сильно возбуждающих удивление приезжего европейца. Прежде всего остановимся на слове «талыш». Мне кажется, что корень этого слова и русского «даль», «доль», «долина», а также немецкого “Thal” один и тот же. Действительно, как оказалось, слово «талыш» не имеет на месте такого широкого значения, которое придаем ему мы. Если в Ленкоранском уезде где-нибудь в горах, ну хоть в Зуванде, сказать, что я был в Талыше, то всякий поймет, я был в низменности, лежащей между горами и морем, в южной половине уезда. Следовательно, со словом «талыш» они связывают понятие о низменности. Приведем другие приме-ры: «аз» - «я», «сэпа» - «собака», «зуа» - «сын» (“Shon”), «хесе» - «hast», «ды» - «два», «чо» - «четыре», «пенчь» - «пять», «шаш» - «шесть».
Выше говоря о влиянии на талышей татар, я не сказал об одном любопытном явлении, а именно: в местностях с талышинским населением названия селений изменяются на татарский лад (Выделено нами. – Ред.) Вообще, как мною уже было упомянуто, влияние тюрок очень широко (не только на талышей, но и на русских), и Ленкоранский уезд может оказать немаловажную услугу в деле изучения способов воздействия одной культуры на другую. Поразительно, что там, где живут татары, географические и другие названия старые исчезли и заменен татарскими (Выделено нами. – Ред.); русские поддаются больше местному влиянию и не только сами не дают названий географических, но или удерживают старые, или же дают новые на туземном языке; напр., новое селение, устроенное русскими староверами, названо Вель (что значит по-талышински «папоротник»), «Подгорное» часто называют «Ассулы». Татарская, столь несимпатичная, культура может быть названа выдающей культурой, сами же они почти не поддаются европейскому влиянию.

Hosted by uCoz