ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
ГАЗЕТА "ТОЛЫШ" Главная страница. напишите нам
От главного редактора

«Не отчаивайтесь в милости Аллаха»
(Коран, -Толпы: 53)
В Исламе активно соединены два начала: с одной стороны – это детерминизм, предопределенность наших действий и поступков Аллахом. Это означает, что власть Господа распространяется на всё! С другой стороны – Ислам обращается к человеку как к независимому нравственному субъекту, который способен и должен сотворить свою судьбу сам! Это и есть ответственность человека и перед Аллахом, и перед самим собой. Если мы не будем ответственны за свои дела и поступки, то нас нельзя будет судить за них на Страшном суде. В свою очередь, для того, чтобы быть ответственным за свои дела и поступки мы должны иметь свободу выбора, которая четко предусматривается в Коране.
Жизнь человека происходит в разных сферах общественной жизнедеятельности. Вступая в контакт с другими людьми или группами, каждый человек при этом себя идентифицирует с определенными социальными, экономическими, политическими, культурными и прочими группами, т. е. выступает как представитель той или иной общности. При этом активность человека и его ответственность во многом зависят от уровня его самосознания, т. е. от того, насколько он понимает свою ответственность перед группой или общностью, представителем которой он является.
В сложной системе общественных связей и отношений ярко выделяется именно национальная (этническая) принадлежность человека, которая притом является первичной по отношению к другим. То есть, прежде чем выступать как представитель различных социальных, экономических, политических и т. п. общностей, человек в первую очередь является представителем того или иного этноса. Этот статус человек приобретает при рождении. Даже тогда, когда он умышленно или неумышленно отрицает свое национальное происхождение, т. е. выдает себя за представителя другого этноса (например, многие талыши в Азарбайджане считают себя тюрками), все равно его антропологические и лингвистические данные во многих случаях дают четкую информацию о его происхождении!..
Учитывая такую непостоянность человека, его забывчивость, иногда приходится напоминать ему о его корнях. Надо напоминать ему о том, что и об этом придется ему отвечать перед Аллахом, то есть повышать уровень его этнического самосознания. Практика показывает, что незнание истории своего народа и его культуры в большинстве случаев является истинной причиной отрицания людьми своего происхождения.
Этническое самосознание – сложное социально-психологическое явление, которое является продуктом исторического развития. В разные периоды истории, в зависимости от ситуации внутри того или иного государства, уровня развития общественных связей внутри страны, ее поли - или моноэтничности, характер этого явления и отношение (оценка) людей к этому явлению были разными. В соответствии с этим, в разные периоды по-разному проявлялось и само это явление, и интерес людей к нему. Особенно это можно проследить на примере полиэтнических государств, т. е. империй. В нашем случае таким примером служит Азарбайджан.
Этническое самосознание – это идентификация, т. е. отнесение человеком себя к той или иной национальности, его представление о своем народе, его характерных чертах, культуре, языке, территории проживания, историческом прошлом, т. е. образ «мы». Все эти представления эмоционально отражены, к ним вырабатывается определенное отношение, например, чувство гордости, сопереживания, способные стимулировать поступки людей.
Некоторые исследователи выделяют 4 «этнических источника», питающих национальное самосознание: «родовой», «психологический», «культурный» и «социальный».
Этническое самосознание выражается в познавательной, эмоциональной и прочих формах. Познавательная сторона включает в себя, во-первых, осознание человеком этнической принадлежности; во-вторых, осознание им своего социального положения; в-третьих, осознание санкционированных этнической общностью традиций, норм – моделей поведения, осознание своих жизненных интересов и насущных потребностей. Эмоциональная сторона этнического самосознания включает чувство национальной гордости, чувство собственного достоинства за вклад в приумножение богатства своей страны.
Структура этнического самосознания не до конца определена. Туда входят:
- национальная идентификация;
- представления о типичных чертах своей общности, ее свойствах как целого;
- представления об общности исторического прошлого народа;
- представления о территориальной общности («родной земле»);
- представления о государственной общности при определенных конкретно-исторических условиях. Самостоятельным элементом является отношение к материальным и духовным ценностям нации, ее достижениям. Понятие этнокультурной идентификации включает в себя владение родным языком.
…Некогда для неграмотного крестьянина в любой части Азарбайджана язык его отцов был единственным и единственно возможным. Но с появлением больших городов, средств коммуникации и современного образования положение усложнилось. Чтобы выйти в большой имперский мир, недостаточно было знания родного языка. Рост подвижности населения усиливал «имперскую» роль тюркского языка и в то же время умножал число тех людей, кто вынужден был пользоваться им, при этом, не будучи его естественным носителем. Незнание или слабое знание языка служило огромным барьером на пути социального и политического продвижения, к которому стремилось все большое число людей - представители не тюркских этносов – талышей, курдов, лезгин, татов и др. Жизнь ставила их перед необходимостью выбора (или компромисса) между родным и тюркским языком.
Но данное явление происходило не только с языком. То же было с религией, обычаями, правилами повседневной жизни. Шаг за шагом, с разной скоростью для разных социальных, этнических, лингвистических или конфессиональных групп, общество вытеснялось в мучительные поиски нового «мы» и нового «они». При этом власть сыграла огромную, решающую роль в развитии данных процессов в том или другом направлении.
Исходя из этого, исследователи приходят к выводу, что вопрос этнического самосознания неизменно связан с проблемой баланса власти – материальной, политической и символической одновременно (Дж. Комарофф – США). А мысль Ж.-Ж. Руссо, высказанная им в книге «Об общественном договоре», тоже можно отнести к этой проблеме. «Всякая справедливость – от Бога…, - писал классик, - но если бы мы умели получать ее с такой высоты, мы бы не нуждались ни в правительстве, ни в законах… Необходимы, следовательно, соглашения и законы, чтобы объединить права и обязанности и вернуть справедливость к ее предмету».
Усиление этнической идентификации в общественной жизни сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Важнейшую роль в этих процессах играет язык. Не случайно он занимает высокое положение по шкале личностных ценностей. Чувство верности ему приводит в действие силы, выступающие за его сохранение. В ответ на интерференцию (изменение языка под влиянием другого языка) оно превращает стандартизированный вариант языка в символ веры и святыню.

Hosted by uCoz