ОДИН ДЕНЬ, КОТОРЫЙ ПЕРЕВЕРНУЛ МОЮ ЖИЗНЬ
ГАЗЕТА ";ТОЛЫШ" Главная страница. напишите нам
ВОСПОМИНАНИЯ

Ф. Ф. АГАМАЛИ



Я ненавижу революцию. Потому, что революция есть отрицание всякой связи между поколениями и разрушение традиционных устоев организации общества и жизнедеятельности её членов. Революция – это война всех против всех, это кровь, это полное отсутствие всякой морали и нравственности и издевательство над всякими их проявлениями. Революция – это потеря ориентиров исторического развития и заблуждение людей в лабиринтах истории. Наконец, революция есть отрицание Всевышнего и служение дьяволу!
Историки пришли к выводу, что ни Английская революция, ни Великая Французская революция, тем более Октябрьская революция не выполнили ни одной из приписываемых им марксизмом миссии, кроме дальнейшего разрушения сословных преград. С социально-экономической точки-зрения - революции – это слепые разрушительные стихии, уничтожающие накопленные обществом материальные и духовные ценности.
История доказывает, что счастливы в своем развитии те страны и народы, которые в основном идут по пути эволюции. Становление и развитие современной демократии неумолимо подтверждает эту истину. Первыми среди европейцев это поняли англичане, которые, совершив революцию и свергнув монархию, через 40 лет поняли, что ошиблись. И не случайно, что через 40 лет после английской революции, положившей начало новой эпохи европейской истории, произошла новая – «Торжественная революция». Была восстановлена монархия, и общество опять начало развиваться своим традиционным путем. Результат налицо - установление стабильной демократии в Англии произошло безболезненно и раньше, чем в других государствах Европы.
Несмотря на эту истину, в разных уголках света и по сей день, происходят разного рода социальные взрывы и революции. Но надо признать, что не всегда это зависит от воли данного народа и страны. Часто внутренние и внешние факторы сами подталкивают к революции.
Я думаю, что современный миропорядок устроен несправедливо, особенно в отношении к так называемых «малых народов». С одной стороны, цивилизация достигла такого уровня в своем развитии, когда основные проблемы малых народов могут быть решены с помощью великих держав, путем переговоров и применения санкций в отношении соответствующих государств. Но существование глубоких противоречий между этими великими державами часто мешает этому, и деятельность международных организаций заканчивается безрезультатно. И когда не остается других средств на пути достижения справедливости, все средства кажутся правильными…
Объявление Талышско-Муганской автономной республики (ТМАР) в 1993 г. сопровождалась революцией именно из-за таких факторов. Когда распалось советская империя, Россия бросила все малые народы на произвол судьбы и просто ушла из Закавказья. Как известно из истории, в начале ХIХ в. талыши присоединились к России не как государство Азербайджан, а как Талышское ханство. Значит, можно было ожидать, что после обретение независимости азербайджанские власти предоставят талышам хотя бы автономию в составе АР. Вместе этого мы получили игнорирование всяких национальных прав со стороны властей и интеллигенции. Это и еще отсутствие всякого понимания со стороны окружающего мира служило причиной того, что Талышский народ выбрал путь революции…
Учитывая эти факторы, несмотря на мою твердую позицию в отношении к революции (мои соображения по этому вопросу изложены в моей книге «Духовные основы нашего образа жизни», выпущенной в 1990 г. издательством «Эльм») я оказался в самом центре революционных событий 1993 года.
Коротко о себе: родился я 25 декабря 1956 г. в с. Билабанд ( является одним из древнейших населенных пунктов Талыша. Одно время называлось и «Билаободом, где и родился легендарный сын Талышского народа Бабек. В арабских источниках название деревни указывается как «Билалабад», т. е. «Била-ал-абадом». Пользуясь случаем, должен отметить, что имя самого Бабека тоже подверглось изменению, «благодаря» арабскому языку. На самом деле, имя его было Попок, так как в арабском языке отсутствует буква «п», арабские историки её написали как «Бобок», а впоследствии, в работах тюркских
авторов, оно стало «Бабеком») Ликского района АР в семье рабочего. Детство мое прошло в г. Сумгаите, а с 1965 г. семья переехала в деревню, где я и окончил среднюю школу и поступил в Бакинский госуниверситет. Работал учителем в средней школе, в райкоме комсомола. В 1981 г. поступил в аспирантуру БГУ, по окончании остался там же на преподавательской работе.
Должен признать, что весть об объявлении ТМАР я воспринял спокойно, точнее, несерьезно! Честно говоря, правительство НФА довело страну до такого состояния, что можно было ожидать всего!
2 июля 1993 г. я получил приглашение из г. Ланкон, где было указано, что 4 июля 1993 г. там состоится встреча с представителями талышской интеллигенции, проживающими в г. Баку, куда был приглашен и я.
Чтобы не остаться «в дураках» и на месте получать информацию о происходящем, на следующий день я отправился в г. Ланкон, встретился с А. Гумматовым, побеседовав около 40 минут, мы сразу же не понравились друг другу, и я, покинув г. Ланкон, поехал в деревню к своим родителям.
4 июля 1993 г. в 12 часов дня мы встретились в актовом зале городской администрации. Народу было много, из Баку приехали министры, зам. министра, народные депутаты и другие представители интеллигенции.

Продолжение следует

Hosted by uCoz