Проблема раздела Каспия и Талышия |
ГАЗЕТА "ТОЛЫШ" | Главная страница. | напишите нам |
Точка зрения
АТАШТАР ДЫЙОКАНОШ ПРЕЗИДЕНТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и ИРАНА г-ну В. В. ПУТИНУ и г-ну М. ХАТАМИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В настояшее время продолжаются споры вокруг раздела территориальных вод Каспийского моря между Россией с его союзниками по СНГ - Азарбайджанской республикой, Казахстаном и Туркменией - с одной стороны, Ираном - с другой. Здесь позиция Туркмении несколько отличается от позиции остальных союзников России, поскольку Туркмения еше не так сильно включена в политику новообразованных империалистических кругов Евразии и ведет более и менее самостоятельную политику. Раздел Каспия на первый взгляд кажется региональным вопросом, возникшим в результате ликвидации Советского Союза. На самом деле этот вопрос имеет глубокую историю и глобальное значение. Не исключено, что многие политические процессы последних десятилетий: революция в Иране, нескончаемые войны в Афганистане и, наконец, вторжение армий западных стран в эту суверенную страну, политическая и военная активность пантюркистов и пантуранистов в регионе с их ненасытными аппетитами и т. д. служили своего рода этапами подготовки в разрешении этой задачи. В этом регионе соприкасаются многие точки международной политики за овладение энергоресурсами /нефтью, газом, углём среднеазиатских республик и Сибири, а также золотом Якутии и т. д./, путь к которым проходит через Каспий. Путь этот называют шелковым, то есть во всяком случае желают, чтобы он был таким. В результате раздел Каспия из обычного международного акта по урегулированию правовых норм стран и народов этого региона превратился в международную разборку, в которой собственно о народах юго-западного прикаспийского региона даже не вспоминается. В этой международной разборке Иран оказался в одиночестве, поскольку Россия выступает заодно со своими союзниками по СНГ. В некоторой степени это государство виновато само, ибо такое положение дел уготовилось веками и Иран постепенно все больше уступал своим соперникам. В настоящее время Ирану предстоит борьба против нового альянса, выступающим под девизом объединения евразийства, по большому счету, Европы и Азии под флагом всемирной глобализации. Известно, что море /Каспий/, которое подлежит разделу, исторически всегда считалось иранским и принадлежало иранским народам, доказательством чему может служить тот факт, что оно называлось Гирканским, Каспийским, Джили, Дейламским, Мазандаранским и Тайлесанским (Талышским). Все эти названия моря связаны с этническими именами иранских народов, в центре которых находятся талыши, исторически занимавшие весь юго-запад прикаспийской территории. Талыши испокон веков занимались мореплаванием - судоходством и через море вели торговлю с соседними народами. К тому же северной границей Ирана исторически считался Дербент. Весь берег северо-западного Прикаспия до самого Дербента и по настояшее время населен иранскими народами и частично лезгинами, о которых в переговорах даже не упоминается. При обсуждении проблем Каспийского моря интересы этих народов, в первую очередь – талышей и татов, - не учитываются. Проживающие здесь иранские народы - таты и талыши - потомки единых предков, являются исконными жителями Каспийских берегов. Русский советский историк, говоря о талышах, писал: «Талыши: они сродны по происхождению и языку с жителями провинций Гиляна и Мазандерана, а также с татами, живущими в Бакинском и Кубинском уездах». В этих краях, то есть по всему западному прибрежью Каспийского моря, проживали и ныне продолжают жить талыши. Талыши составляют основное ядро населения западных областей Прикаспия и в настоящее время. Вот почему решение данного вопроса не будет иметь законной силы, пока не будет решена судьба талышской государственности, не будет опрделен политический статус иранских народов региона и не будет учтена позиция талышского народа по данному вопросу. Во-первых, надо исходить из того, что данный вопрос - раздел Каспия - непосредственно связан с проблемой суши - разделом материковой части моря. В этом смысле он является частью Гюлистанского (1813 г.) и Туркменчайского (1828 г.) мирных договоров, которые не потеряли свое значение /не объявлено об этом официально /. Если бы эти договоры потеряли свое значение, тогда Талышское государство – Ханство, территорию которого русские и после заключения данных договоров считали «Талышскими владениеми», автоматически должно было быть восстановлено. Понятно, что, прежде чем начать вести переговоры по разделу Каспия, Иран и Россия должны вместе решить проблему суши прикаспийской территории - проблему Талышского государства и народа. Надо учитыват и тот факт, что после заключения указанных международных договоров был заложен фундамент будуших взаимоотношений между Россией и Ираном. В Гюлистанском мирном договоре Россия обязалась, что: «Кроме Российской Державы, никакая другая держава не может иметь на Каспийском море военного флага» (ст. V), что повторялось точно и в тексте Туркменчайского мирного договора (ст. VII). После этих основополагаюших договоров, между Россией и Ираном был заключен ряд других соглашений, касаюшихся Каспийского моря (в 1921-м, 1931-м и в 1940-м годах), в которых Каспийское море рассматривалось как мирное море. Иранская сторона исходит из того, что между Ираном и Россией никогда не существовало границ в Каспийском море, и при определении статуса Каспия настаивает принимать за основу соглашения 1921-го и 1940-го годов. Однако, в современных международных условиях Россия и ее союзники уже разделили Каспийское море на локальные милитаристские зоны и продолжают в этом духе настаивать на разделе территориальных вод между указанными странами, при котором Ирану, конечно, остается лишь крошки от моря считавшего когда-то Иранским. Конечно, Иран, как и талышский народ, желает, чтобы Каспийское море стало мирным морем, чтобы как внутри, так и вокруг его обитатели чувствовали себя свободными, и чтобы море было чистым. Все эти вопросы, в том числе экология Каспийского моря, соприкасаются с судьбами народов, которые населяют весь западный берег Каспия, и первым делом – с судьбой талышского народа. В настоящее время талышская проблема актуальна еше и потому, что президент объявленной Талышско-Муганской Автономной республики А. Гумматов продолжает незаконно находиться в пожизненном заключении. Мировые сообщество (ЕС) печётся о его освобождении, что в свою очередь является и должно быть залогом признания Талышско-Муганской Автономной республики мировым сообществом. Нас беспокоит то, что Совет Европы, стремящийся /мы в этом уверены/ к освобождению политзаключенного президента Талышско-Муганской Автономной республики из заключения, потребовал провести повторный суд над А. Гумматовым, что является само по себе абсурдом. Ведь понятно, что такая, волокита лишь изнуряет человека, и так мучающегося в тюрьме. Было бы справедливым (если в этом была необходимость) проведение такого суда на международном уровне в нейтральной стране, хотя мы уверены: и те, которые его судят, тоже хорошо знают, что участие в национально-освободительном движении своего угнетенного народа не является преступлением и не должны считаться преступлением. Эти принципы международного права приняты всем цивилизованным миром, в том числе ООН, в которую входит и Республика Азарбайджан. Понятно, что судьба Талышско-Муганской Автономной республики и его президента имеет прямое отношение как к переговорным процессам по Каспию, так и к двум основным участникам этоих процессов - Ирану и России. Это в первую очередь касается России, и, на наш взгляд, она должна вмешиваться в этот процесс и осознать свою роль международного гаранта за судьбу талышского народа, часть территории которого по договору с Ираном отошли в ее распоряжение. Как великая держава, Россия (которая еще достаточна сильна) должна осознать свою ответственность перед мировой общественностью, способствовать удовлетворению требований талышского народа по восстановлению его государственности и освобождению незаконно осужденных политзаключенных в Азарбайджане. В связи с обсуждением проблемы раздела Каспия создались благооприятное условия для исправления Ираном и Россией своих прежних ошибок по отношению к государству талышского народа. События в регионе приобретают все более новый поворот. Представитель США Стивен Манн, выражая позицию США по проблемам раздела Каспия, отмечал: «США в регионе Каспия не намерены вести конкуренцию с Россией». Значит, судьба региона полностью зависит от позиции России. Исходя из этого, мы призываем Россию и Иран совместно решить проблему талышского государства и подготовить необходимую правовую основу для освобождения талышского народа от колониализма, запрещенного современной цивилизацей и такой авторитетной международной организацией, как ООН. Талышский народ надеется, что Россия на этот раз использует свой авторитет великой державы для разрешения данной проблемы . Россия в целях прозрачности должна опубликовать все документы царского и советского времени, касающиеся судеб талышского народа и территории Талышского Ханства. Мы уверены, что подобный шаг необходим и для установления мира как на море, так и на суше в этом регионе. Мы призываем также и другие страны содействовать осуществлению справедливого требования талышского народа по восстановлению Талышской государственности и с этой целью при необходимости способствовать введению международных сил ООН на данную территорию для устранения остатков колониализма в этом уголке древной цивилизации земного шара. |