ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЛЕДАМ ЭТНОНИМА «ТАЛЫШ»
Главная страница. ГАЗЕТА "ТОЛЫШ" напишите нам
Б. ШАХСОЙЛУ

(ЧЫ «ТОЛЫШ» ТИРЭНОМИ РИЗИ ЭТРОФЭДЭ СЭЙОhЭТ)


Формирование талышского этноса проходило через различные этапы, и имеет долгую историю. Как один из древнейших очагов человеческой цивилизации территория талышей богата археологическими памятниками того периода, когда люди еще жили в пещерах. Под влиянием различных факторов люди, скопившись в горах, постепенно стали осознавать свою общность, что приводило к образованию этнического имени Толыш//Талыш. Кроме того, на территории обитания талышского народа имеются топонимы - названия рек и гор [Таларуд, Таром (горы)], которые близки по звучанию к этнониму Талыш: большая часть гор Иранского плато, включая часть Малоазийских гор, так или иначе связана с этническим названием Толыш/ Талыш.

О древности этнического имени «Талыш» в истории имеется много сведений. Иранский историк Садик Исфагани считал, что "Талыш - имя сына Яфета, сына Ноя, от него дано имя племени в Гилане, а от имени племени произошло название «Страна Талышстан». Арабы пишут это имя как «Талыш». Данное сообшение Садика Исфагани соответствует представлениям библейских авторов, которые считали происхождение мидийцев от Мадай - третьего сына Яфеса. То есть, из сообшений древних авторов можно заключить, что этнонимы мидян и талышей восходят к единому источнику - к Яфесу, сыну праотца современного человечества Ноя.
Название «Талыш» распространяется, как правило, не только на горы, но и на низменную часть, то есть на всю страну Талыша. Русский автор XIX века Сатунин справедливо отмечает: "Обычно название Талыш распространяют на все части этой страны, то есть на горы и на низменность". Горы иранского плато назывались также Мидийскими.
Но талышский народ, прежде всего, связан с горами, ибо формирование его происходило на огромной территории горной цепи, границей которой с севера стала, река Танаис (Дон), на западе - Арарат и его окружение, на юге - Гинду Куш (Второй Кавказ), на юго-востоке - река Толос // Талас. На указанной территории с самых древнейших времен встречается этническое наименование Толыш (Талыш), - там, где формировался талышский этнос. На различных этапах истории Талыши-Мадайцы были известны под различными названиями - Каспиями (в связи с коневодством и ездой на коне – «аспо»), скифами - прометеидами (в связи с огнепоклонничеством), марами - вишапацунками (поклонники культа огня - дракона). Известно, что мидийцев называли еше магами, по имени одного из названий шести Мидийских племен. С V века всех зороастрийцев начали называть магами, а в период арабского господства - маджусами. Видимо, это на определенное время вытесняло само понятие Талыш // Толыш из употребления.
Все же история сохранила с незапамятных времен этнос с его древним самобытным именем Талыш // Толыш. Об этом справедливо писал А. А. Бакыханов: "... не только века, но даже тысячелетия не могли уничтожить первоначальных названий многих местных племен", что в свою очередь говорит об устойчивости и живучести талышского этноса перед водоворотами истории.
Несмотря на распространение издревле этнических имен, напоминающих талышей, само этническое название и сам этнос «талыш» связан в основном с территорией юго-запада Каспийского моря. Здесь впервые талыши осознали свое этническое существо и отсюда распространили свои знания о мире в остальную часть земного шара. Толыши были первыми из людей, которые ознакомились с секретами обработки металлов - бронзы (бырынж), меди (мыс) и далее - железа (осон) и, возможно, в этой связи стали известны как мудрецы - маги. На талышском языке кузнец называется осонага, слово, которое можно понять как «делающий легким» (осон-якя). Действительно, только человек, работающий с металлом, может наблюдать процесс преобразования вещей (смысл тепла, холода, ветра, воздуха), формообразования и преобразования вещей из одного состояния в другое. В древней Греции бога Зевса уподобляли демиургу - создателю, и у греков был мифологический образ кузнеца - Гефеста (Hefest), который по приказу Зевса пригвоздил Прометея к Кавказскому хребту в Скифии, там, где формировались кузнечное дело и талышский народ. Основная вина Прометея была в том, что он украл огонь и отдал их людям.
Интересно, что люди, по мифологии греков, произошли в результате превращения камня в людей, и поэтому производили лаои // «человек» от слова лаас – «камень». И этот вопрос объясняет, как и почему в Греции развивалось искусство изваяния. Понятно, что слово - лаои («люди-камни») и по своему значению идентично с шумерским словом лолу – «человек», исходя из которого можно заключить, что часть слова «ло» в слове Толыш // Талыш означает просто «человек».
В греческой мифологии известны такие персонажи, как Медея-мать Меда, основателя Мидии (Медии), «человек - конь – кентавр» и, наконец, «медный человек» - Талос, охранявший остров Крит, в связи с которым рассматривается первое знакомство греков с «бронзовыми статуями». На территории Талыша имелись бронзовые и каменные статуи баранов. Видимо, греки ознакомились с бронзовыми статуями у Талышей и поэтому и человека с бронзовыми доспехами назвали Талос; они, возможно, учились каменотёсному делу тоже у талышей, связывая версию создания современного человечества с именем мифического героя огнепоклонников - Талышей (скифов) - Прометея. Греки изготовляли статуи своих богов из дерева и по этому их называли словом Еов («строгаю дерево»). Истуканы в талышском языке называются «бырщоз», слово которое состоит из двух частей – «быр»-«бырие» [«быр»-«бырынж» (бронза)] и отсюда бырие – «резать» и «щоз» - «истукан» (а частица «щоз» связана со словом «щози» (щозия одям), что означает «необтесанный человек», а «бырщоз» - есть как раз («обтесанный человек"); видимо, корень слова «щоз» происходил от слова «зуе» - «чистить» (или «зоя» - «парень») - «тесать», «обтесать» («зи» - может означать еще «жизнь» и «жить», от глагола «жие», персидский – «зистян»).
Археологические памятники, обнаруженные на территории прикаспийского района - на месте обитания талышей (как в Иране, так и в северном Талыше) показывают, что среди древних талышей искусство приготовления различных истуканов, статуэток было очень развито. Так что, человек, одетый в медный панцирь – доспехи на острове Крита – «Талос» был назван так именно в связи с этническим именем талышей (Толош-Талос), ибо у греков само понятие мед и медный человек означало талышей, - вот почему их называли также медеои- мидийцами.
Греки мидийцев–талышей воспринимали как конных людей – всадников, называли их «кентаврами» – племенем «полу людей и полу лошадей». Следует отметить, что открытие металлов на территории проживания талышей, превратило ее в настоящий центр цивилизации, откуда естественно, люди под различными названиями распространяли свои знания и товары в разные части Земного шара. Вот почему многие известные племенные названия в древнем мире, так или иначе, связаны с территорией Прикаспия, куда и стремились многие племена из дальних стран для присвоения ее богатств, для увоза ее мастеров, скота, угона лошадей. На этой почве возникали постоянные войны с туранцами, арабами, ассирийцами-зоххакидами. Слово «туран» в современном талышском языке означает «последователь ложного пути». Оно образовано от слов «ду» («ложь»), и «ро» («путь»). Туранцы первоначально были арийцами. Они не соблюдали законы общины и принципы эндогамии, и поэтому изгонялись из сообщества.
События, происходящие на территории Талыша, вошли в мифологию многих народов древнего мира и, что особенно интересно, заняли важное место в святых писаниях – Библии, Коране, не говоря уже о святой книге иранских народов - Авесте, откуда данная тема и была заимствована. Русский ученый, исследовавший древнюю историю народов Прикаспия, располагая упомянутыми в Библии сведениями о князе Роша, Мешехе и Тубале, живших на южном берегу Каспийского моря, писал: «Библейский Тубал, всегда упоминающийся рядом с Мешехом, должен управлять горной провинцией Табар, расположенной рядом со степной провинцией Дехистаном. В IV главе «Бытия» именем Тубал назван «ковач всех орудий из меди и железа». Это и дало повод ряду исследователей отождествлять с Тубалом тибаренов и халибов, населявших юго-восточное побережье Черного моря и известных выплавкой железной руды. Этот же признак – исконная плавка железной руды – отличает и каспийских табаристанцев, имевших в древнем табаристанском городе Амуле центр железоделательной промышленности еще во времена Гмелина. Отождествляемый с Тубалом Табар (по Бартольду, «Табар» означает «гора» – Б. Ш.) филологически - тот же «тавр», то есть – тавры – древние обитатели Крыма».
Следует отметить, что среди населения Талыша до последнего времени кузнечное ремесло имело широкое распространение, а кузнецы пользовались особым почетом. В подтверждение вышеизложенных утверждений автора, можно привести еще тот факт, что еще в древности на указанной территории до реки Танаис (Дон) наблюдались одни и те же этнические имена, которые близки по звучанию к этнониму Толыш // Талыш. По сообщениям Страбона, «хребет Тавр тянется мимо Каспийского моря на восток, и северную часть Тавра занимали гелы, кадусы и мады». На юго-западном берегу Каспия жили телюмаи, а рядом жило племя талаи. Телюмаи жили и на севере Албании. Талы жили еще и у восточных берегов устья Каспия. По мнению другого древнего автора, талы жилы и на западе устья. Талы отмечены также и на севере и на юге от Албании, а также в Атропатене. Полибий, говоря о северных пределах Мидии, помещает там эламитов, под чьим именем можно понимать телюмаев. Полибий, имея в виду северных эламитов, назвал их «делемитами» (делемитаи).
Слово «элам» связывалось с этническими именами «гелам» и «гелов», которые в некоторых источниках отождествлялись с кадусами, жившими там, где поныне живут талыши. Кадуси и матиены (некоторые исследователи отождествляют их с мидянами), по Полибию, были соседями северных эламитян и мидян. Делиматаи (делемиты), возможно те же самые дильмуны // тельмуны (у шумеров - талаи//далаи), тельюмаи древних источников, дейламаны местности Дейлама - все это, по-нашему мнению, различные варианты этнонима талыш // толыш. Этноним талыш/толыш на севере указанной территории и в настоящее время сохранился. Грузины своих северных соседей - осетинов называют туалами и одновременно – двалами (дывал/дивал). И эти понятия двал (дивал, двал) считаются почти идентичными. Этноним дывал связывается с этнонимами, упоминаемыми в работах Плиния Секунда (I век) и географа Птоломея под именами тал, тщалос/валли, уалло/ооалой, двалы и талы. Они занимали одну и ту же территорию и поэтому эти этнонимы представляются нам одним этническим именем. Понятие туал созвучно библейским тубалам – кузнецам. Само этническое название осетин (сами они свою страну называют Ирон) напоминает талышское название кузнеца – осонага (от слова осон «железо»). Народ уал (валли), который по Птоломею, обитал на территории между горами Керавнийскими (современными Талышскими) и рекой Ра (Волгой) отождествляется с двалами.
На территории Грузии исторически существовала область Двалетия и на этой территории по настоящее время распространен один из иранских языков – осетинский язык, а происхождение дывалов связывают с этим населением и со скифским племенем аланов. Известно, что Осетию одновременно называют и Аланией.
Продолжение следует

Hosted by uCoz