АЗАРБАЙДЖАН: ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА - 2003
Главная страница. ГАЗЕТА "ТОЛЫШ" напишите нам
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА ТАЛЫШСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ (проект)

Вопреки стереотипам коммунистической идеологии, укоренившимся в жизни современного азарбайджанского общества, мы убеждены, что в нынешнем политическом обществе, гражданами которого все мы являемся, ПОЛИТИКА является первичной по отношению к другим сферам социальной жизни и во многом определяет их развитие. Только целенаправленно осуществляемая политика, которая основывается на мировом опыте и последних достижений научной мысли, учитывает специфические условия данной конкретной страны, может обеспечивать поступательное развитие государства и повышение благосостояния народа.
Политический режим, который господствует в Азарбайджане в течение последнего десятилетия, давно уже доказал свой антинародный характер. Все возможности и средства, которыми располагает государство, подчинены личным интересам отдельных людей или кланов, которые фактически подчинили государственную власть своим узко корпоративным и родоплеменным целям. Государство перестало быть официальным представителем общества. Все три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная власть - сосредоточены в руках одного человека, создана непреодолимая пропасть между государством и гражданским обществом. Отсутствие полноценного гражданского общества привело к тому, что все граждане государства, независимо от их национальной, социальной, профессиональной, половой и пр. принадлежности, стали объектом эксплуатации и унижения в руках государства.
Мы не сомневаемся в том, что нельзя преодолеть всепоглощающий кризис, в котором находится Азарбайджан начиная с начала 90-х годов прошлого столетия, и вывести его на уровень развитых стран мира без коренного реформирования данной системы, без проведения глубоких реформ в области государственного управления и права, без правильного определения соотношения между всеми ветвями государственной власти, без разработки соответствующей системы "сдержек и противовесов".
Мы убеждены, что, только объединив все патриотические силы современного азарбайджанского общества вокруг научно обоснованной платформы, можно будет решить данную проблему.
Учитывая сказанное, талышское национальное движение предлагает к обсуждению читателей следующую политическую платформу на предстоящие выборы президента Азарбайджана. Заранее доводим до сведения всех читателей, что, во-первых, данная платформа является частью общей платформы; во-вторых, она находится на стадии разработки. Каждый гражданин Азарбайджана может внести свои предложения и критические замечания по дальнейшему ее совершенствованию, за что мы заранее выражаем им свою благодарность.
Итак, при избрании нашего кандидата на пост президента Азарбайджана:
- Будет созван Большой народный съезд с участием представителей всех народов и регионов страны, где будет обсуждена программа, которая предполагает:
I. Немедленное уточнение национально-этнического состава населения Азарбайджана путем проведения всеобщей переписи населения. На основе результатов переписи населения будет признан многонациональный характер государства. Будет принят "Закон о язы-ках", на основе чего языки всех крупных народов Азарбайджана - тюрков, талышей, лезгин и курдов - будут объявлены официальными языками государства. Представители всех народов, проживающие в стране, будут иметь возможность развивать свою культуру и язык, учиться и писать, владеть средствами массовых и электронных средств информации на родном языке. Благодаря этому навсегда будет покончено со всеми проявлениями дискриминации между народами и отдельными регионами страны.
II. Определение новой административно-территориальной структуры страны путем разделения ее территории на 11 областей: 1. Город Баку; 2. Апшеронский полуостров (вместе с г. Сумгаитом); 3. Северо-запад; 4. Центральная низменность; 5. Талыш-Муган; 6. Ширван; 7. Джар-Белаканы; 8. Низменный Карабах; 9. Нагорный Карабах; 10. Гянджабасар; 11. Нахичеван. В результате, будет образована новая модель государства, которая в мировой практике называется "расширенным унитарным государством" с широкой децентрализацией власти, где каждый регион получит автономию, и будет иметь а) свое правительства; б) парламент; в) административно-управленческую структуру, органы по образованию здравоохранению, коммунальному хозяйству, охране общественного порядка.
Большой народный съезд определит четкое разграничение полномочий между центральной государственной властью и названными областями.
Съезд объявит о роспуске Милли Меджлиса (парламента), об образовании двухпалатного парламента и назначит дату выборов.
Система выборов будет основательно реформирована с целью искоренения негативной практики, десятилетиями существовавшей в политической жизни республики. В этих целях:
1. Выборы во все законодательные органы власти будут проводиться по мажоритарной системе в один и тот же день. После завершения всенародных выборов избранные депутаты сельских меджлисов будут избирать депутатов в районные (городские) меджлисы, депутаты районных (городских) меджлисов выберут представителей в областные меджлисы, а те, в свою очередь, изберут депутатов в Милли Меджлис страны.
В том же порядке а) сельские меджлисы будут избирать глав сельских администраций; б) районные меджлисы - глав районных администраций; в) областные меджлисы - глав администраций областей.
Большой съезд народов будет определять порядок формирования высшей палаты парламента. По нашему мнению, в верхнюю палату депутатов надо избирать параллельно с депутатами меджлиса, по определенной квоте (например, по 2 депутата от каждой области).
Парламент будет избран на 5 лет, и каждые 2-3 года половина его состава будет обновляться. Это даст возможность с одной стороны, парламенту, беспрерывно заниматься за-конотворчеством и избавиться от тех депутатов, которые случайно попали в парламент, - с другой.
Президент будет избираться путем всеобщего голосования. Это обеспечит его независимость - с одной стороны. А с другой стороны, всенародное избрание глав исполнительной власти на местах предотвратит случаи чрезмерного вмешательства со стороны президента в работу местных администраций, назначения на эти посты своих родственников и друзей. Будет определен четкий механизм досрочного отстранения президента от должности (импичмента). Будет уничтожен Аппарат президента в его нынешней форме (как ЦК Компартии) как неконституционный орган государственной власти.
Парламент, по предоставлении президента будет утверждать кандидатуру Премьер Министра, структуру и состав Кабинета министров, избранный исключительно из числа депутатов Милли Меджлиса. В итоге правительство будет нести ответственность и отчитываться одновременно перед парламентом, президентом и непосредственно перед народом. В соответствии с требованиями рыночной экономики резко будут сокращено число министерств и их чиновничий аппарат.
Парламент, по представлении президента, утвердит кандидатуры всех народных судьей снизу доверху. Судьи будут нести ответственность перед парламентом, президентом и непосредственно перед народом. Это обеспечит их полную независимость.
Будет проведена судебная реформа. Гражданские дела, вопросы наследства, семьи и брака будут отданы в компетенцию шариатских судей.
Парламент примет новые законы об органах правосудия (полиции, прокуратуры и т. д.) республики. Будут созданы все условия для того, чтобы больше никогда не создавался военно-полицейский режим в стране, чтобы граждане не подвергались беззаконию и самочинству со стороны правоохранительных органов республики.
Парламент примет новые законы о политических партиях и общественных организациях граждан, о свободе совести и вероисповедания, о средствах массовой и электронной информации, что создаст благоприятные условия для формирования полноценного гражданского общества.
Мы уверены, что осуществление вышеназванных мероприятий обеспечит:
а) создание справедливого общества;
б) превращение государства из средства эксплуатации граждан в орган, который служит им и обеспечивает их безопасность и благосостояние;
в) торжество законности и закона, а не слуг закона, как было прежде;
г) равноправие всех перед законом;
д) правовое обеспечение граждан, окружение их государственной заботой как внутри страны, так и за ее пределами;
е) создание равных стартовых условий для всех граждан, независимо от их национальной или иной принадлежности, равное их участие в управлении делами государства и т. д.
Разумеется, все эти мероприятия будут сопровождаться коренными изменениями в социально-экономической, духовно-нравственной, военной сферах общественной жизни и будут носить комплексный характер.
НАШ КОММЕНТАРИЙ. Мы не сомневаемся в том, что представленная нами "Политическая платформа" не будет встречена положительно со стороны тех людей, которые всеми силами и способами стараются сохранить статус-кво существующего режима, который позволяет им подчинить власть в государстве своим личным корыстным целям, дает им возможность обогащаться за счет грабежа народного добра и богатства страны, размещать своих людей на высоких государственных постах, устраивать торг с министерскими и иными портфелями и т. д. Опыт последних лет показывает, что существующий порядок полностью устраивает как ныне властвующие силы, так и оппозицию. Поэтому неслучайно они против изменения данного режима.
Содержание платформы четко дает понять, что мы придерживаемся не своих личных целей, а стараемся построить в Азарбайджане свободное и демократическое общество путем коренного изменения существующего режима и механизма образования власти, где все народы и граждане будут себя чувствовать свободными.
Не секрет, что платформа не будет встречена однозначно и среди наших доброжелателей и единомышленников. Это - естественно, так как решение таких сложных проблем предполагает всеобщее обсуждение, которое должно охватить самые широкие слои населения. Именно это обсуждение позволит нам объединить все патриотические силы вокруг нашей платформы.
Чтобы облегчить понимание содержания платформы, мы хотим заранее прокомментировать ее некоторые основополагающие пункты.
1. Мы понимаем, что наши предложения о новом административно-территориальном делении государства будут встречены в штыки со стороны партии власти и пантюркистски настроенной оппозиции. Они обвинят нас в попытке расчленения страны, в сепаратизме. Еще хуже, наша платформа в этой ее части будет расценена как попытка осуществления специальных планов по разрушению Азарбайджана, составленных в каких-то "зарубежных центрах". Этим они будут стараться мешать гражданам страны принять правильные решения по судьбоносным вопросам государства. В ответ этим силам мы заранее объявляем, что:
а) Азарбайджан находится в полуразрушенном состоянии во многом "благодаря" нынешней партии власти и оппозиционных ей силам (Об этом мы достаточно информировали своих читателей в предыдущих номерах нашей газеты). Что бы ни сказали эти силы, каждый гражданин страны должен понимать, что именно благодаря осуществлению нашей платформы можно добиться того, чтобы судьба каждой деревни, каждого поселка, города была решена не с помощью взяток, отданных в Баку, а жителями данно-го населенного пункта - без необоснованного внешнего вмешательства из центра. Мы стараемся, чтобы народ сам непосредственно участвовал в организации государственной и общественной жизни и нес ответственность за состояние дел в государстве. Наша платформа впервые в истории Азарбайджана будет способствовать объединению всех регионов и национальностей нашей страны.
б) Наша платформа составлена на основе глубокого анализа истории Азарбайджана и его современных реалий. Это дало нам возможность правильно определить административно-территориальную структуру и национально-государственную форму государства. А это, в свою очередь, является решающим условием вывода страны из глубокого кризиса и ее процветания.
в) Мировой опыт убедительно доказывает, что в стране, где проживают разные народности и имеются исторически сложившиеся крупные регионы, такое административно-территориальное деление вовсе не приводит к распаду государства, а наоборот, еще больше укрепляет его.
г) Современная наука и политическая теория неминуемо доказывают нашу правоту в этом вопросе.
д) Вся новая история Европы (и не только Европы) доказывает, что без правильного определения национально-государственного и административно-территориального устройства государства нельзя решить ни одну более или менее важную проблему общественной и государственной жизни.
2. Предложенная нами система выборов некоторым силам может показаться странной и необоснованной. В ответ на их возможные обвинения мы объявляем:
а) Практика показывает, что в Азарбайджане, который находится в состоянии перехода от тоталитарного режима к демократии, где отсутствуют стабильные демократические традиции, политический менталитет и политическая культура населения находится не на должном уровне, демократические ценности в форме прямых выборов в органы представительной власти приводят к укреплению личной власти президента и образованию тирании. Даже в странах с консолидированной демократией, эта система иногда может привести к самым неожиданным и нежелательным результатам, напр., к приходу к власти националистов или фашистов. Можно вспомнить последние выборы в Австрии и во Франции. Чтобы избежать такой негативной практики, мы предлагаем многоступенчатую систему выборов во все органы законодательной власти, начиная от сельских меджлисов, заканчивая парламентом страны.
б) Наши предложения о создании шариатских судов также не будут поняты одно-значно. Нас будут обвинять в попытке создания исламского государства, возвращения в прошлое и т. д.
Всем известно, что Азарбайджан является страной, основное население которой является мусульманским. Семья для азарбайджанцев является священным очагом. Ее защита и укрепление должны быть одной из важных задач государства. Брак является основой семьи. Создание шариатских судов должно способствовать укреплению семьи и брака.

Hosted by uCoz