ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЛЕДАМ ЭТНОНИМА "ТАЛЫШ"
Главная страница. ГАЗЕТА "ТОЛЫШ" напишите нам
Б. ШАХСОЙЛУ

(ЧЫ "ТОЛЫШ" ТИРЯНОМИ РИЗИ ЯТРОФЯДЯ СЯЙОЩЯТ)

начало в № 15
Название племени алан напоминает название племен кавказских албанцев, которые издревле жили в Мидийских горах на берегу Каспийского моря, на прикаспийском склоне Большого Кавказа. Племена мадаи (мидийцы) также проживали на территории Кавказской Албании. Албаны, аланы были по происхождению мидийцами. Племена алов (по-талышски алож - "люди из Ала") до начала ХХ века обитали среди талышей в Мугане и говорили на талышском языке. Через Дарьяльское ущелье Аланы совершали свои походы, минуя Грузию, в страны Закавказья, а племена массагето-аланского круга проникали через Дербентский проход на территорию прикаспийской полосы.
Таким образом, в первые века н. э. взаимосвязь аланов, проживающих на севере, с Мидией и мидийцами-талышами не прерывалась. Как пишет И. Алиев: "Иранский язык Атропатены... был близок иранскому языку Иверии" (древней Грузии); в древней Грузии правили иранские династии Фарнавазов.
В Двалетии существовало еще со времен Страбона второе этническое имя асеи (асии), что в свою очередь показывает древность этнических имен двал, дивал, дывал, валли, уалло, ас/аз и их связь с этносом толыш. Этноним дивал напоминает понятие дивов (Дцвел, теуфел) из талышских народных рассказов, т. е. дивов, культуртрегеров, которые (по "Шахнаме") обучали иранского шаха Тахмураса письменности и передали ему шесть (или семь) типов письменности.
В древней Индии язык дивов (по санкскриту - "деванагари") считался языком богов - праязыком. Дайва был дозороастрийским названием бога арийских племен, который напоминает греческих богов Зевса и особенно Диониса, считавшегося азиатским по происхождению богом. Можно предполагать, что дывали (Дивалы) были те же тубалы, талыши. Дивалы - сторонники бога Деуса (основным местом обитания их считается, по народным сказаниям и мифологии народов Ирана, территория Мазандерана или Табаристана - Тапурстана. Слово табар - от талышского "тявя" - "топор"), жили там, где обитали древние кузнецы-толыши. В сказаниях народов Кавказа многие древние народные представления о великанах, полифемах (одноглазых человеках), циклопических сооружениях связаны с дивами (Дивгала), с великанами, а в некоторых сказаниях они непосредственно связаны с кузнечным делом (например, "Сказание об Амираны") и с мидийцами, с эпонимом мидийцев - Медом, имеющим много общего также с мифом о Прометее.
По мнению специалистов: "Девы... чисто иранский элемент в народной мифологии Кавказа". Известно, что прежние добрые даева впоследствии считались врагами маздаистов. Зороастризм включал их в свой пантеон богов как злых духов. В зороастризме имеется особая книга против сторонников даева, которая называется "Вендидад" или "Ви-Даева-Дата". Пророк Зороастр-Зардушт появился тоже среди этих даев, но поскольку его новая религия сначала не была принята в его родной среде - среди части тогдашних талышей, он переселился в родственную страну Бактрию, где царь Кештасиб, принял его новую религию. Самый древний бог арийских народов был Деяюсь (Дьяус), который потом был заменен Варуной (греческий - Уранос), в виде Митра - Варуна. На наш взгляд, частица "то"//"та" этнонима "талыш" восходит к теониму Деос, Теус (Зевс), а так же к имени бога иранцев Митра и, наконец, и в этой связи, имеет отношение также с центром мира Таира, с этим, по зороастрийским представлениям, святым понятием. Поскольку талыши// толыши занимались кузнечным делом, превращали металл в различные орудия труда и зашиты, работа с железом, ковочное дело их делало мускулистыми. Потому они окружающим людям казались сильными, мускулистыми. Надевали при работе они головной убор типа шлема и фартук для защиты от огня, которые потом превратились в доспехи и использовались в военных целях. По преданию, кузнец Кова поднял восстание против узурпатора Зоххака и его фартук из кожи (по талышски "душдуг") превратился в знамя Ирана.
Интересно, что именно занятие кузнечным делом оказало влияние на формирование талышского этноса как антропологического типа. Вторым таким фактором в этом процессе для них стало коневодство. Длительное занятие талышами кузнечным делом сделало их плечистым, дало им богатырское телосложение. В результате они славились как пахлавани (отсюда пехлеви и парфяне). На талышском языке "pahlivon" - "богатырь" можно понять как "плечистый" от слова "палу" (персидское pahlu) - "бок".
Не вдаваясь подробно в антропологию, отметим, что само этническое название талышей, точнее его арабский вариант Тяйласан (Тайласан) еще во второй половине XIX века талышским историком Саид Али Казыми - зоа связывался со словом Тейлясан - "владелец тейласана", материалом, которым укрывали голову и плечи.
Грузинский автор Г. Джибадзе объясняет слово "Тайласан" как "кусок материала наподобие шарфа, которым защищали голову от солнечных лучей или закрывали лицо". Казыми - зоа обращает внимание на единственное число арабского слова "тяйалис" / "талис", который впоследствии в талышском языке мог приобрести форму талыш. Далее, ссылаясь на "Маджмаул - бахрейн", он отмечает, что талис - есть "нечто чистое, простое и без черточек и пятен". Он усматривает указанные прекрасные качества в народе Талыша и в данной связи объясняет один из вариантов возникновения этнонима "талыш".
Интересно, что талыши и в настоящее время полотенце называют "Талис" и во время работы на поле они одевают на голову материал, наподобие полотенца. (В книге Мани - "Шапуракан" слово "Тайласан" объяснялось также, как промежуток между эпохами солнечного года). И, возможно, такой характерный признак в древности дал повод отличить талышей от остальных частей арийско - иранских племен.
Этноним талыш гораздо старше своего арабского варианта, известного с IX века. Надо дать должное Казыми-зоа в том, что он, приводя различные варианты для объяснения этнонима талыш/толыш, в том числе происхождение этого слова от талышского слова "тулиш" (по талышски, "тул" - "глина"), считал неприемлемым для топономистов разъяснения подобного рода. Наоборот, его удовлетворяло происхождение арабского слова "ат" - тайласан от талышского слова талышан, в чем, на наш взгляд, он был прав. Для подтверждения своей позиции автор цитирует "Гамус": арабы, ругаясь, говорили: "Сын Тайласана, ты аджам что ли?"
Понятно, что арабы усматривали в этом понятии название определенного народа, который им был более известен, чем остальные иранцы (аджамы). М. Талышлы, касаясь данной темы, признает более древним понятие толыш/талыш, чем его арабский вариант.
Интересно, что арабский вариант тайласан имеет сходство с антропонимом - именем главы Андии - Телусина, встречаемым в ассирийских источниках времен Саргона II.
Страна Андия считается одним из областей Прикаспийского района в которой проживали арии, мидяне. Кстати отметим, что М. Мирзаев считает, что Телусина является не личным именем, и допускает, что как раз Телусина есть первый письменный вариант этнонима толыш (талыш), происхождение которого он связывает с талышским словом "тулош" - "из глины".
Отметим, что как древние ассирийцы, так и арабы еще в древности были знакомы с талышами.
В Аравии испокон веков известно племя под названием тай, которое можно воспринимать как арабский вариант этнонима мидийцев - амадаи, матаи, сохранившего свой эквивалент в этнониме талыш.
Римский географ Ипполит еще до н. э. наряду с арабами в Аравии отмечает имена племен таййитов, мадянитов и сирийцев, а позднее в литературе на сирийском языке часто упоминается о кочевом племени таййитов (таййае). Интересно, что сирийский автор VI века, говоря о до исламских государствах Лахмитов и Гассанидов в Аравии, указывает, что для них были характерны названия "персидские таййити" и "ромейские таййити". Из вышесказанного становится ясно, что под названием племени тай усматривались персы, а в данной связи их можно воспринимать как талышей.
В источниках Тай Тайоц, Дак, Тайк как название области встречается и в Грузии, на юге Иберии с IX в. Талыши и мидийцы с незапамятных времен перекочевали как на запад - в Аравию, так и на восток. В этой связи представляет интерес индоевропейский народ Тохары - Та-щиа, о которых сообщают китайские источники. Советский автор Ф. Розенберг в своей рецензии на книгу немецкого ученого Густава Халона пишет что: "... еще в XII столетии до н. э. народ та-щиа - тохары (старое название, по Франке, - "та-ща") китайцам был известен, а предания о нем восходят к периоду более чем 1000 лет до этого времени. Страна Тащиа для китайцев являлась не одним только географическим понятием, а реальной величиной, с которой, как пишет Франке, их связывали политические, экономические и культурные отношения". Страну Та-hиа некоторые китайские источники отождествляли с Бактрией. В китайских источниках говорилось о существовании "по ту сторону текучих песков" страны Таhиа - Бактрия (источник III в до н. э.), где проживал "мифический окраинный народ и поэтому ее назвали Та-hиа. Наряду этим термином, обитавшего в Бактрии народа называли тохарои, тосhари, тусара, тохри, та-hиа, что восходит к Д'ай-йа, Т'ай-йа // Д'ад-га, Т'ад-га. Учитывая сходство в названии Та-hиа на востоке и тайев на Западе, можно усматривать в этом индоевропейском мифическом народе именно талышей - людей Таев/Даев, а также страну Талаев (Далаев).
В китайских источниках упомянута страна Тухало-Тохаристан, которая соответствует Таджикистану. Понятие связанные с таджиками были знакомы в странах Дальнего Востока как тагзиг (таджиг), под названием которого рассматривались все районы примыкающие к Западному Тибету. Интересно, что в этом районе размещалась легендарная страна Олмо - родина основателя бонской религии Шенраба у тибетцев. Олмо считается Ираном и, по мнению специалистов, религию тибетцев Бон можно считать "традиционным маздеизмом". В тибетской старинной карте наряду с такими интересными для нашей темы топонимами - Тапуристан [(по названию племени Тапур (Да-ба-ру)], то есть Мазандеран, саков (са-ка), обозначена также страна свирепого племени мед и область Ома-Бьям-Скья, помешенная между Тапурами и Персидой, где была расположена страна Мидия - государство мидийцев - Талышей. Интересно, что эта страна и в тибетском произношении звучит Мэд/Меда. В тибетской биографии Шенраба (Зермига) подробно описывается эта страна, ее столица Дангба (Экбатан) и говорится о ее жителях как о колдунах и волшебниках, имея ввиду магов. Основное занятие населения Мидии, как правильно в этих источниках было сообщено, было скотоводство и коневодство. Из тибетского источника видно, что его автор был хорошо знаком с Ираном и историей Мидии. И, следовательно, можно предполагать, что по происхождению он был скорее мидийцем-талышом.
Мидийские маги в связи с различными событиями покидали родину и переселялись в дальние страны: одной из причин этого была миссия распространения религии магизма и зороастризма. В регионе Китая был известен народ эфталиты, название которого созвучно с этнонимом Талыш.
В связи с понятием тохар/таджик отметим, что еще в средневековье иранскими авторами это слово употреблялось для обозначения иранских племен Западного Ирана, за которыми потом закрепилось название тат. Этноним таджик некоторые исследователи считали близким по значению с этнонимом тат, как оскорбительное выражение кочевников к земледельцам... В XIX веке немецкий ученый такое отношение кочевников к оседлым земледельцам характеризует "как отношение кичливого, невоспитанного дворянства, к промышленному, но бессильному и глубоко павшему народу.., который, удалившись в неприступные горные твердыни, сохранил там, до некоторой степени, свою независимость". Под словом тазик персы имели ввиду арабов тази, связывая данное слово с арабским племенем тай-ев, которые на наш взгляд, по происхождению были мидийцами. Таджики как народ встречались в Китайском Туркестане, в Татарии, в Узбекистане, и, конечно - в самом Таджикистане, а также по всему Иранскому плато - от Индийского океана до Тавра. Конечно, этноним таджик вовсе не оскорбительное название, наоборот, боле почетное название племен, известных в древних источниках. По Ханыкову, не все таджики вели свое происхождение от арабов. Например, Биджарские таджики ведут свой род от Кейанидов. Он обращал внимание на то, что слово тазик может легко превратиться в таджик (что и стало причиной запутанности в данном вопросе). Многие племенные названия из античных источников напоминают таджиков: дадики у Геродота, таопаи, таски у Дианисия. Китайцы для обозначения персидской монархии и персов, наряду с употреблением слова посе, сохраняли более древнее наименование тиаоджи, "слово которое не считалось зазорным при Сасанидах". Ханыков обьяснял слово таджик персидским словом тадж ("венец"). Данное слово приобретало различные формы: у сирийцев - того, у арабов - тиджан; в армянских источниках слово тадж приняло форму тагх, а слово таджвар - "венценосец" - стало таговур. Исходя из вышеизложенного, Ханыков заключает: "Слово таджик очень древнее иранское слово. Оно снова в Иране возвращается в обиход после XVII века, примерно в то время когда арабское завоевание уже потеряло свое былое значение". Он усматривает в этом слове то, что было противно арабам, поскольку оно значило "тиарник", т. е. носящий внешний знак исповедования религии Зороастра".
Он справедливо отмечает: "...Мне кажется несомненным, что слово "таджик", означавшее с глубокой древности и до покорения Персии арабами, приверженцев учения Зороастра, вышло из употребления вследствие причин религиозных и вновь появилось в письменном языке уже после того как монголы, потоками крови, разбавили несколько семитический фанатизм, привитый арабами иранцам, в такую эпоху, когда исламизм уже довольно окреп, чтобы не бояться старых воспоминаний и появилось действительно в смысле этнографического термина "Персоязычников". Теперь таджиков не-мусульман нет; но замечательно, что между ними более чем между другими иранцами сохранилось больше поверий, носящих печать того первобытного уважения к огню, которое должны были ощущать первые люди, понявшие возможность применить эту природную силу к надобностям человека, так резко отличающую теперь людской род, от всего царства животных"...
Действительно все первоначальные элементы культуры иранских народов, особенно талышей, связаны с огнем и огнепоклонничеством, в том числе ношение тиары и таджа (та-жо); слово тадж можно понять на современном талышском языке как "место Бога" - то (или та) жо. Для объяснения смысла слов "тадж" и "таджик" представляет интерес талышское слово "джыгга" (эмблема на венце). Арабский термин "тайласан" тоже был связан с указанным признаком посвящения в огнепоклонничество: тиара должна была упоминать об огне и о Боге огня (слово тиара - то-ро - по талышски "путь бога - то"). Талыши по настоящее время употребляют слово Тари и Хыдо для обозначения Бога. Слово "Тар//Та", "То" было "именем духа Бога огня", о чем упомянуто в "Авесте".
Данное божество известно в "Авесте" как Тарви, с именем которого были связаны топонимы Тармакис и Тарди в стране далайцев (талаев), упомянутые в ассирийских источниках в 714 г. д. н. э. Топоним Таруш тождествен с названием гор "Торы" (современный Сурхаб - что означает по персидски - "красная вода").
В ассирийских источниках встречается и название горы Тала. Античные авторы рассказывали о существование в Каспийском море острова Талга, считавщегося священным, запрещенным и посвященным богу местом.
(Продолжение следует)

Hosted by uCoz