НАС СПРАШИВАЮТ, МЫ ОТВЕЧАЕМ
Главная страница. ГАЗЕТА "ТОЛЫШ" напишите нам
ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Политика – явление общественное. Не случайно, что эффективность всякой политики во многом зависит от того, насколько она учитывает мнение общества, интересы и чаяния народных масс.
Газета «Толыш» в течение последнего года занимается политическим просвещением наших соотечественников и организацией рядов талышского национального движения. Чтобы убедиться в правильности и эффективности проведенной нами за этот период работы и определить приоритеты нашей деятельности в будущем, мы решили впрямую, путем непосредственного общения, изучить мнение людей на местах. С этой целью в конце прошлого месяца мы побывали в нескольких крупных городах России, где существуют многочисленные талышские диаспоры. Не вдаваясь в подробности всех наших бесед, в этой статье мы сосредоточим свое внимание на тех вопросах, которые чаще других задавались нам.
1. Ознакомившись с «Политической платформой талышского национального движения», многие спрашивают: Не является ли шагом назад наше предложение о новом административно-территориальном делении Азарбайджана (образование 11-ти областей)? Некоторые талыши воспринимают это как отказ с нашей стороны от идеи талышской автономии в составе Азарбайджана.
Наш ответ: Автономия в составе Азарбайджана вовсе не является для нас самоцелью. Опыт показывает, что политические структуры вовсе не являются панацеей для решения сложных общественных проблем. Некоторые народы, даже имея независимое государство, при этом в течение многих десятилетий не могут решить свои многочисленные внутренние и внешние проблемы. Азарбайджан в этом отношении является поучительным примером. Как известно, свыше 10-ти лет прошло после провозглашения независимости Азарбайджана. Несмотря на это страна и народ находятся в глубочайшем социально-экономическом, политическом, военно-стратегическом и духовно-нравственном кризисе, который из года в год продолжает усугубляться. Фактически за этот период государство не решило ни одну более или менее существенную проблему в плане построения независимого, демократического общества, обеспечения суверенитета и территориальной целостности страны и нормальной жизни для народа. За этот короткий отрезок времени несколько раз сменилось политическое руководство страны. Но эти смены, вопреки всем ожиданиям, в конце концов, привели к установлению тирании в Азарбайджане…
Исходя из этого, мы убеждены, что главным в нашей борьбе является не установление какой-либо определенной государственной структуры. При нынешнем политическом режиме такая структура не только не обеспечила бы полноценной жизни для нашего народа и не приостановила бы процесс его неминуемого исчезновения с исторической арены. Наоборот, политическое руководство государства через своих ставленников получило бы неограниченные возможности для претворения в жизнь своих гнусных планов в отношении талышского народа.
В этих условиях главной целью для нас является выполнение наших условий, претворение в жизнь которых обеспечило бы полноценную жизнь для наших соотечественников.
Мы, как истинные патриоты Азарбайджана, ведем борьбу за изменение существующего человеконенавистнического режима, своей целенаправленной политикой приведшего все народы нашей страны на грань нищеты и позора! Ведь без освобождения всего азарбайджанского народа нельзя добиться освобождения только одного талышского народа. Мы либо все вместе должны освободить страну от господства тирании и шовинизма, либо погибнем вместе.
В «Платформе» мы излагали свой план вывода страны из кризиса и решения вышеназванных проблем. Естественно, мы не считаем свой план единственно правильным и совершенным. Поэтому призываем всех патриотов страны к широкому обсуждению данной «Платформы».
2. Наши соотечественники, да и не только они, часто меня спрашивают: Ведь талыши, о проблемах которых часто мы рассказываем на страницах нашей газеты, проживают не только в Азарбайджане; талыши проживают еще на территории Иранской Исламской Республики. Почему мы в своих статьях не рассказываем о тех талышах, об их проблемах и путях их разрешения? Наша борьба, которая направлена на решение проблем талышей, проживающих на территории Азарбайджанской Республики, не свидетельствует ли о том, что мы попросту забываем об иранских талышах?
Наш ответ: Во-первых, талыши проживают не только на территории Ирана, но и во многих других странах мира. Мы при всем желании не в состоянии одновременно решать проблему всех талышей.
Во-вторых, мы свою работу строим в строгом соответствии с международными нормами, которые предусматривают уважение суверенитета и территориальной целостности всех государств, и с учетом реалий современного мира. Талыши – не единственный народ в мире, который проживает на территории разных государств. По нашему глубокому убеждению, граждане каждой страны сами должны решать свои проблемы (конечно, если они у них имеются!). От нашей борьбы зависит судьба нашего народа, поэтому она не может быть легкомысленной. В этом смысле для нас является поучительным опыт правительства покойного Эльчибея, которое с первого дня своего функционирования объявило о своем желании водрузить свое знамя («Знамя тюрков» - так это звучало в их устах) в Китае! Чем это кончилось, всем нам хорошо известно! Разумеется, мы не хотим выставить себя перед мировым сообществом в роли посмешища или жить иллюзиями!..
В-третьих, с 1993-го по 1995-ый год я неоднократно побывал в Иране и изучал эту страну изнутри. К моему большому удивлению, я выявил, что граждане этой страны не подвергаются дискриминации по национальному, религиозному, расовому и прочим признакам! Во всех сферах общественной жизни граждане Ирана имеют равные стартовые возможности, которые строго обеспечиваются законами государства. О материальной стороне жизни, об уровне благосостояния иранских талышей говорить даже не приходиться, которая многократно превосходит наших талышей! Все народы Ирана имеют широкие возможности для развития своего языка, культуры, этнической самобытности и т. д. Что касается талышей, в Иране ведутся активные исследования в области их истории, культуры, этнографии, языка, которые нашли свое отражение в многочисленных монографиях, научных сборниках и статьях. За последнее время в Иране появились десятки (если не сотни) таких работ, посвященных именно талышам! Государство повсеместно приветствует появление таких работ и создает все необходимые условия для проведения исследований в этом направлении. И неслучайно талышаведение как отдельное научное направление возникло именно в Иране (об этом мы уже информировали наших читателей. - см. «Толыш», № 3, 2002 г.).
Кроме этого, в Иране активно ведется работа по собирание образцов талышского фольклора. На Гиланском телевидении имеется специальный канал, где передачи ведутся на талышском языке.
Надо отметить еще один немаловажный с нашей точки зрения факт: многим известно, что в последнее время в Европе возник настоящий бум вокруг «талышской темы». Многие ученые – историки, археологи, этнографы, лингвисты - приезжают… нет-нет, не в Азарбайджан, а в Иран, и там изучают талышей! Некоторые из них поддерживают с нами связь и пишут нам, что иранские власти всячески поощряют такую работу и создают европейским талышаведам все необходимые условия для нормальной работы.
В Азарбайджан их просто не пропускают. Несколько лет назад известный французский ученый М. Базен, который является автором нескольких монографий по этнографии талышей, побывав в г. Баку, попросил, чтобы его проводили в те районы, где проживают талыши. Его всячески убеждали, что талышей в Азарбайджане попросту нет! В результате ему пришлось написать свои книги на основе этнографического материала, собранного им исключительно в Иране. Его двухтомная монография под названием «Талыш» сразу была переведена на персидский язык, чтобы население имело возможность познакомиться с этой ценной работой. И представьте его удивление, когда благодаря нашим талышским газетам он узнал о существовании нашего 1,5-миллионного народа, который продолжает жить на территории Азарбайджана!
Резюмируя сказанное, мы должны отметить, что наши талыши должны просто завидовать тем своим собратьям, которые являются гражданами Ирана!

P. S. Для наглядности представляем к вниманию читателей некоторые новейшие исследования по историю и культуры Талыша в Иране:
1. Недавно центром Министерства Иностранных дел Ирана «История документов и дипломатики» была издана книга Хосейна Ахмади под названием «Талыши». В этой книге рассказываются об общественно-политической истории талышского народа в период от эпохи Сефевидов до конца второй русско-иранской войны.
2. Буквально на днях вышел из печати второй номер журнала «Исследование Талыша». Вот список некоторых статей, вошедших в этот номер:
1. Екарт Ехлерс (Профессор Боннского университета). – Талыш: Мои мысли и наблюдения во время поездки по Каспийскому побережью.
2. Доктор Мухамед Таги Рахнамайи. – Причины влияния тюркского и гилякского языков на талышский язык.
3. Наги Мехрпуя. – Фальсификация географических названий на территории проживания талышского народа.
4. Хусейн Давлати. 70-летние события в Талыше (1892-1967 гг.).
5. Фереште Талыш Инсандуст. – Распространение сельского населения в Большом Талыше.
6. Бахман Кязыми. – Талышская музыка.
За последний год вышли из печати следующие исследования иранских авторов:
1. А. Абдоли. – Культура древних талышей, татов и азери.
2. А. Абдоли. – Стихотворения на талышском и татском языках.
3. А. Абдоли. – Татская и талышская литература в Иране и Азарбайджанской Республике.
4. «Зеленое окно». – Фотоальбом, отражающий жизненного уклада талышей.

Hosted by uCoz