ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЛЕДАМ ЭТНОНИМА «ТАЛЫШ»
Главная страница. ГАЗЕТА "ТОЛЫШ" напишите нам
Б. ШАХСОЙЛУ

(ЧЫ «ТОЛЫШ» ТИРЭНОМИ РИЗИ ЭТРОФЭДЭ СЭЙОhЭТ)



Птоломей (II век) помещает этот остров на юге-западе Каспийского моря, а средневековые арабские авторы считали, что остров находился напротив Табаристана - в море, но остался под водой (этот остров назывался Абесекун). Страбон сообщает, что в Гирканском море имеются острова, богатые золотом, покинутые людьми.
Можно предполагать, что эти острова были остатками острова Талга, которого считали святым и запрещенным, поскольку там имелось золото – признак Бога огнепоклонников (по-талышски золото – телы, по персидски – тала).
Данный остров, возможно, был последним остатком Атлантиды. По мифологию, этноним теламон считается вторым названием племени атланта. Этноним теламон имеет соответствие с ассирийским названием острова Тельмун, откуда вышли шумеры.
Исходя из сказанного, можно допустить формирование талуев, талаев, то есть, предков этноса толыш/талыш еще в Атлантиде, на острове Талга (У арабов тала означает «окрашивать», «покрывать», талла – «позолотчик»). Талыши огнепоклонники как признак Бога носили головной убор красного цвета (признак золотa) и, возможно, возникновение этнонимов талыш//толыш и таджик связано с этим признаком. Этноним же тат является его искаженным вариантом, данным им окружающими недружескими племенами. С данной традицией можно связывать возникновение секты Мухаммира (от арабск. - «красный») и движения кызылбашей («сыя коло», «ьызыляся») среди талышей в средневековье.
Востоковед Херцфельд также связывал происхождение этнонима талыш с названием реки Телруд, смысл которого можно понять по талышски как «золотая река». В данном районе Ирана существует река Гызыл узан («Там, где плавает золото»). Персидское название этой реки Сефид руд – «Белая река» вероятно связано с понятием золота, поскольку и белый свет может быть признаком золотистости.
Известно, что символическим цветом народных движений на территории талышей считался красный и данная традиция восходит к древнейшим временам. Интересно, что слово талиесин как название магов (шаманов) на языке одного из самого таинственного народа Европы - кельтов обозначает «сияющее чело» и по их взглядам, талиесин обладают «внутренней звездой». И для кызылбашей, среди которых важное место принадлежало талышам, сектантским знаком считался: «сияние на лбу - звезда» и полагалась, что она была видима им и невидима для посторонних. Слово кызылбаш является переводом на тюркский язык термина «таджи Хейдара» («короны Хейдара»), ибо Шейх Гейдар был основателем этого движения. Понятие «сияющая звезда» как международно признанный знак, был «признаком выдающегося ума или души, признак, возвышающий обладателя над окружающими людьми»; порой этот знак представлялся в виде месяца. Талышские женщины в прошлом на лбу рисовали знаки наподобие месяца, возможно, тоже в связи с данной традицией.
На наш взгляд, представление о сияющей звезде у древних талышей могло возникнуть в связи с их верованиями о происхождении людей от коровы или быка (так же буйвола), на лбу которых обычно бывает «белое пятно» /«гашга»/; а у людей оно называется «тяпял».
В период матриархата одним из объектов поклонения мужчин был свет солнца (золотисто белый, красный цвет), связанный также с божеством Митра. В том числе названия бога у талышей Хыдо и Тари - все они впоследствии входили в понятия этнонима их последователей – талышей. В этой связи представляет интерес и мнение востоковеда Х. Нюберга, считающего Тари иранским по происхождению богом, чье имя означает «племя зер» (зер - «золото»).
Вообще, многие племенные названия в конечном итоге означают «человека»; на языке дагестанцев лаг//лак означает «человек», как это наблюдается и в составе этнонима толыш (ло – «человек»).
В этой связи представляет интерес наблюдение М. Мамедова над топонимами Толи и Жони (Джони), связанные с представлениями периода матриархата... Автор приходит к выводу, что на талышском языке жо (джо) – может означать «наряду с женщиной, также девушку, а то – «ровесник», «парень», «сын». Он не связывает эти понятия с происхождением этнонима толыш//талыш ни в этой работе, ни в других известных нам работах, в которых он касается значения этнонима толыш. Следует отметить, что в XIII веке на территории Талыша существовало наряду с талышами племя под названием толи, с которым конфликтовало другое талышское племя - алы. Он связывает слово «жо» (джо) с авестийским в значении «женщина». Эти топонимические реликты (Джони и Толи) можно считать древнейшими прототипами этнонима толышей. Азербайджанский историк начала ХХ века Р. Б. Исмайылов, считая талышей арио-иранским племенем, утверждает, что некоторые историки их относят к племени Джукин. Он подчеркивает, что талыши населены в этих местах еще с доисторических времен. И он уверен в том, что «талышский язык является зендским говором древнего языка парсов» – то есть, языком Авесты. Одновременно он (ссылаясь на М. Хоренаци) указывает на то, что место каспиев впоследствии заняли переселенцы из Дербента – племя «Джога», которых считали потомками талышского племени. Исходя из сходства понятия Джукин и Джуга со словом Джоли, в которых повторяются джо (джу), можно заключить, что женская часть каспийских племен сармато–скифов двигались на север к Дербенту и частично осели там - в Дербенте, смешавшись со своими местными одноплеменниками каспиями – талышами.
В этих краях Дагестана средневековые арабские авторы отмечали существование народа-ремесленника под названием зарикаран//зирихкаран (по персидски - «мастера колчука», «колчужники»). В их обрядах наблюдалось влияние зороастризма. Арабские авторы указывали на соседство с ними другого народа табарсаран//тайсалан, напоминающего название древнего иранского Табаристана и созвучное с арабским вариантом этнонима талыш-тайласан. Исторические факты подтверждают связь данной территории с мастерами кузнечного дела Древнего Талыша.
После распада матриархата, с победой мужской части, побеждает и их светлая религия огнепоклонничества в его зороастрийской форме и возможно, на этом этапе впервые формируется этнос – общность человека (люди бога то//та) толыш//талыш. Сарматы были мидийскими племенами, что видно из их этнического имени (сар-мат).
В этническом названии талыш обнаруживается непосредственная связь с мадайцами//мидийцами. В вавилонской и ассирийской (836 д. н. э.) версиях мидийцев и их страну называли Мадаи. Слово Мадаи имело еще форму Матаи и употреблялось также в смысле «страны» (во множественном числе Матапе (пе -мн. ч.). В научной литературе распространена древняя восточная форма Мадаи, Матаи; по мнению Прашека, эти названия первоначально являлись именами страны, охватывавшей территорию между горами Эльвенд (Hamadan) и Демавенд. Слово Матаи//Мадаи состоит из двух основных частей ма и таи//даи, из которых вторая часть таи обнаруживается в этнониме талыш. Языковед Н. Я. Марр, для разъяснения смысла названия народа и края – Талыш и Галыш, наряду с многими необходимыми (этнографическими, археологическими, историческими) данными, придавал особое значение именно начальной части этнонима талыш. Он заметил, что нельзя отлучать Тал-яш от Гал-яш - названия Гилянцев. Считая этноним талыш «популярнейшим кавказским географическим названием, распространенным в Бакинской, Елизаветпольской (Гянджинской – Б. Щ), и Эриванской губерниях, он пишет: «Основы Тал, респ. сал, следовательно, с утраченной промежуточной разновидностью дал - этнический термин требующий особого разъяснения. Возможно, что в термине имеем пережиток племенного названия Далеев (Далаа), населения области, известной по VIII походу Саргона юго-восточнее, приблизительно в Азарбайджане, с укрепленными городами Таруи и Тармакиса. Но предварительно необходимо собрать имеющиеся в крае Талышии этнографические данные». Таким образом, знаменитый ученый оставил этот вопрос открытым для потомков.
Н. Я. Марр обратил внимание на то, что этноним талыш в его настоящем виде впервые появляется в армянской версии «Истории» Александра. В комментариях этой армянской версии, говоря о бегстве Дария Гиштаспа в сторону Каспийских ворот (имеется в виду Дербент), отмечалось: «... близ страны Талыш в области Гилян».
Из этого древнего комментария видно, что Талыш был именем страны, которая была более известна, чем область Гилан. В составе слов Мадай//Матай (Мада, Мадаи, Матаи, Амадаи), вторая часть – даи (таи) почти одинакова с начальной частью этнонима талыш. (В античных источниках встречается этноним даги как в Юго-Западе Каспия, так и в Средней Азии (в Согдиане). Составляющая та, таи, даи в указанных словах созвучна названию племени даев, дащов, которое с древнейших времен встречается в источниках - как на западе, так и на востоке Прикаспия. В «Авесте» среди четырех известных племенных названий - саирме//сармат, арйа и тура, четвертым является даи. Этноним даи входит в состав топонима Дайламан (Дейлам) в Иране, местности, населенной талышами. Первый мидийский царь Дейок (Дайаукку), тоже возможно получил свое имя в связи с названием страны и народа, который он представлял. (Интересно, что псевдоним Хатаи - «владыка таев» имеет такой же смысл.) В составе имени Мадай (Имени сына Иафаса) и в названии страны Мидии – Мадай//Матаи тоже повторяется даи//таи. Из сказанного можно заключить, что слова Дейок (Дайаукку), Мадаи, Матаи, Амадаи (Мидия), Дейлам, Дайлам восходят к единому источнику, а именно - к названию племени даи. В античных источниках указываются, что племена даи носили псевдоним апарн и обитали у входа в Каспийское море. Далее начиналась Гиркания. По утверждению античных источников: «Большинство скифов, начиная от Каспийского моря, «называются даями».
В этих краях жили также кадуссийцы.
Кадуссии также жили у подножия горы Тавр (которая называлась еще Парахоафр) в соседстве с мидянами и матиенами. Кадуссиев, как правило, отождествляют с талышами, поскольку они занимали ту же территорию, что и современный Талыш. По одной версии, само слово талыш (по Кесрави) является видоизмененной формой слова Кадус, а по другой версии (иранский ученый Дж. Машкур): - наоборот, слово кадус есть грекизированная форма этнонима талыш. Этноним кадус встречается в «Шахнаме» Фирдоуси в форме кадуз//катуз и означает людей, давших предпочтение богослужению во время мифического Джемшида. Слово кадус состоит из двух частей ка-дус, из которых часть дус сближается по форме с племенным названием даи-апарнов и со второй частью слова матаи. Некоторые из даев назывались ксанифями и писсурами. По одной версии, апарны - сначала проживали около Меотида (Азовское море) и назывались ксандиями и париями, а потом переселились на соседнее с Гирканией место. Понятие «апарн» восходит к сакральному мидийскому слову Фарнаh, фарн, (авестийское Хварянащ), что означает по талышски – «фяр» - «лучший».
Именование даев - Апарн было связано с тем, что они были носителями «фары» - славы богов или племенем, из которых назначались цари - обладатели фарры. Испокон веков, со времен мифического царя Джамшида (по талышски – Джумшид), иранские племена верили в божественный характер власти и божественное назначение их парей, считали их потомками богов. В надписях они величали своих царей «братьями солнца и луны», называя их «людьми среди богов и богами среди людей». На короне царей изображался земной шар, означавший, то, что цари являются осью или полюсом человечества. По их поверью, сам первый царь Джамшид изобрел золото и создал диск подобие солнца, затем велел изобразить на нем земной шар в виде эмблемы царства. Исходя из этой традиции, иранские племена смотрели на своих царей как на проявление Бога, что было связано с их представлениями о божественной фарре (фарре йаздан, что означало «слова» (фарр, хварна), исходящей к ним от самого Бога, о чем имеются сообщения в яштах «Авесты». Фарр//хварна считался признаком святого духа, как противовес лжи (друджа). В «Яштах» изображается, как Йима (Джамшид) стал предаваться лживым речам «от него хварна, в облике птицы отлетела», что напоминает в народных сказках сцену смерти девов, когда от них летали души как птицы.
Cлово «матаи», состоящее из частей ма+таи, часть ма//ме можно объяснить как «земля», значение которого сохранилось в талышском слове «зямин». Ма//ме имеет соответствие в талышском слове «му» – в значении «глина» и «земля» («ба му карде» - «захоронить») и т. п. Следовательно, слово талыш и матаи можно объяснить как «Земля или страна даи-ев (таев)» и считать, что даи было древнейшим названием арийских народов. В индийских источниках, говоря о периодах, когда индусы и иранцы еще не отделились друг от друга, упоминается их общее название Даинху (dainghи).
Слово Мидия еще в XIX веке объяснялось как «страна», однако тогда затруднялись найти иранские корни для этимологизации этого слова. Само слово «замин» – «заму» можно обяснять как зир - му – т. е. «нижнее место» или «нутро земли». На эламском языке слово «муру» – означало «земля». Можно заключить, что одним из прототалышским этнонимом был дивы (дывали), тувалы, употреблявшийся в значении «человек» Таи//Даи, который со временем принял современную форму толыш//талыш. В этом слове часть та связана с понятием Таурус – названием гор, означавшим «корова». Корова для иранских народов была святым животным, от которого происходил их род (Гайомард и Гапатшах, и с названиями богов Деус//Теус и Зевса – «бога грома», а также Митрой. В горах, где живут талыши, часто бывают грозы: бог – Теус проявляется в виде света в темноте, а днем в виде Митры – Солнца); само слово Митра имеет соответствие со словом «мис»– «медь» (метал, который кузнецы - талыши впервые использовали и залежи которого были полны в указанных горах). Данное слово стало этническим признаком для древних талышей среди окружающих их племен, называвших их мидянами. В слове «талыш» конечная фонема «ш», по мнению акад. Марра, считается суффиксом род. падежа ед. числа [-ш (-яш)]. Однако фонема «ш» объясняется еще как остаток от иранского по происхождению слова Ващуш, означающего «приятное» (на совр. талыш. яз. - «хош») или остатком среднемидийских слов «ахшар» и «шащяр» в значении «страна». В таком случае можно обьяснять топоним «Талыш» как «страна (или «приятное место») людей (ло) Таев (Та-ло-ш).
«Талыш» является одним из древнейших топонимов, и, как этнос талыши носили это имя во всех этапах своей долгой истории. В формировании этноса талышей, в народ и, частично, в расу особого типа арио-иранцев, в дальнейшем существенную роль сыграл зороастризм с его принципами эндогамии, запрещавшими своим последователям женитьбу и замужество за пределами своего этноса: нарушители этого запрета (табу) изгонялись из общины как последователи друджа – ложного пути. Можно сказать, до настоящего времени талыши сохранили этот древний закон своих предков. Одним из замечательных свойств талышского этноса с древнейших времен является ношение своего топонима с собой, куда бы он не направлялся. Наверно, этим можно объяснить факт распространения топонима Толыш//Талыш. Академик Марр говорит о них в бывшем Кубинском уезде - одно селение (503 душ н.), три в Шемахинском (412 д. 391 д., 331 д.), одно – в Геокчайском уезде (86 д.), одно – в Джеванширском уезде и одно в Елизаветполском (Гянджинском) уезде (86 д.), одно – в Эчмиадзинском уезде Эриванской губернии (452 д.); сюда он относит татское селение Тал-стан в Геокчайском уезде, и армянское население Гал-еш в селе Эриванской губернии (в древности - Аручь). Сюда мы добавили бы и населенный пункт «Талыш» в Иране на границе с Турцией. Русский исследователь В. И. Савина обращает внимание на то, что талышский «этноним прослеживается в названиях Талешкенди, Мелекталеш, Талышские горы, Талешан, окр. Талышдулаб, шехр. Тевалеш, Колешталешан (г. Талешмехелле/ г. Маз.), Талешмехеллефетук, Талешмехеллемарку (Маз.). В средневековье в Иране географами было отмечено много населенных пунктов с названием Толыш (Тявалеш). В Афганистане много населенных пунктов-топонимов с названием, близким этнониму толыш//талыш: Талихан, г. Талышкан, Талахан – руд, Талихан руд и т. д. Конечно, не все талышские населенные пункты объязательно назывались в связи с этнонимом талыш, но данная традиция указывает на стремление талышей сохранить свой этнос в сложных исторических условиях прошлого. Начав свою историческую жизнь с обработки металлов, талыши по существу заложили фундамент новой эпохи в истории человечества известной как кал-июга.
В мифологических представлениях народов севера Европы история человечества, когда-то завершится на поле, где раньше был Асгард (возможно связан с талышским словом Аснагаран - «кузнецы»), то есть на земле (Моди и Магни) мидийцев, тогда когда «волк поглотит солнце, а другой волк похитит месяц».
В мифологии многих народов, так или иначе, конец света и новое возрождение мира связывается с деятельностью кузнецов и с ударами их молота. Следовательно, судьба человечества во многом символически связана с мидийцами - талышами, носителями фарры богов, с возрождением их традиций религии магов.

Hosted by uCoz