РАЗМЫШЛЕНИЯ ВСЛУХ. Ответы на вопросы г-на Huntera
Главная страница. ГАЗЕТА "ТОЛЫШ" напишите нам
ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Г-н Hunter! Заранее благодарю Вас за вопросы, которые Вы отправили в нашу редакцию. В силу своих возможностей мне хотелось бы ответить на Ваши вопросы и тем самым внести ясность в некоторые проблемы, которые волнуют нас и наших единомышленников во всем мире.
Хочу приступить к разговору с выяснения вопроса о наших друзьях и врагах.
Г-н Hunter, должен Вам сказать, что мы не боремся с каким-то определенным врагом, наша борьба не «против», а «за». Известно из истории, что «охота на ведьм», «поиски врагов» не принесли счастья ни одному народу и государству. Тем более что у нас (нашего народа) нет врагов.
Те люди, которых мы вместе с Вами называем пантуркистами, они, по моему глубокому убеждению, являются вовсе не нашими врагами. Они – враги (точнее; недруги) азарбайджанской государственности и народа Азарбайджана в целом! Пантуркизм – это раковая опухоль на теле современного Азарбайджана! Потому что сторонники этой откровенно националистической и фашистской идеологии выполняют конкретные задания иностранных спецслужб, целью которых является ослабление Азарбайджана и превращение его в сырьевой придаток вполне определенных внешних сил. В их исполнении это осуществляется до того откровенно и нагло, что многие из них даже не скрывают свои гнусные цели. За примерами далеко ходить не приходится. Покойный Эльчибей, который был идеологическим руководителем новой волны пантуркизма в Азарбайджане, разговаривал и писал не на своем родном языке, а на языке анатолийских турков (т. е. – на турецком языке). Когда в 1992 году его ближайшего сподвижника – И. Камбара «избрали» председателем Милли Меджлиса (парламента) Азарбайджана, члены НФА из трибуны парламента открыто объявили, что этот «выбор» согласован с семью иностранными государствами (только не с азарбайджанским народом). Ушел Эльчибей, но, к сожалению, еще не ушла идеология пантуркизма. Её сторонники сегодня опять рвутся к власти в Азарбайджане, несмотря на то, что 10 лет тому назад народ Азарбайджана решительно сказал «Нет!» пантуркизму, а их главный идеолог получил прозвище «Козёл»! Да, народ выразился точно: Козлы они!
Но благодаря политике нынешних руководителей государства (которые смогли захватить власть в 1993 году именно на волне всенародной борьбы против пантуркизма, но впоследствии сами стали проводить ту же политику своих предшественников) народ в Азарбайджане сегодня доведен до состояния политической апатии. В условиях невиданной нищеты и полуголодного существования ему порою становится тяжело сделать выбор между плохим и страшным. И когда ему приходиться выбирать одно из двух зол, боюсь, что этот выбор не всегда бывает правильным!
В таких условиях перед патриотами Азарбайджана стоит трудная задача довести до умов граждан страны гибельность такого состояния. Народ должен понять раз и навсегда, что только с приходом к власти истинных патриотов в Азарбайджане можно добиться успехов и процветания для всех граждан страны.
С большим удовольствием должен отметить, что и в самом Азарбайджане и за его пределами с каждым днём все больше людей понимают это и не поддерживают пантуркистов. То, что, несмотря на огромную поддержку и финансовые вливания извне, сторонники пантуркизма не могут вывести достаточное по западным меркам количество людей на митинги и уличные шествия, чтобы доказать своим иностранным хозяевам, что они якобы имеют необходимую социальную базу и поддержку со стороны народа, уже свидетельствует о том, что народ постепенно начинает понимать эту истину. Я убежден, что выборы президента Азарбайджана, которые состоятся осенью сего года, станут окончательным доказательством правоты наших суждений и патриотические силы наконец-то придут к власти в Азарбайджане.
На уровне различных народов, населяющих Азарбайджан, к великому счастью, не существует чувства вражды. То, что многие азарбайджанцы, в том числе те, которые себя называют азарбайджанскими тюрками, за пределами Азарбайджана, в первую очередь – в России, успешно сотрудничают с армянами, занимаются бизнесом и коммерцией, не является ли доказательством сказанному нами?! Почти все они (и азарбайджанцы, и армяне) при встрече заявляют, что Карабахская война – это большая политика и сами народы тут не причем!
То, что в Азарбайджане продолжают жить тысячи армян (хотя многие из них живут под другими именами и фамилиями), еще раз доказывает, что на уровне народов Азарбайджана до сих пор не существует чувства вражды даже в отношении к армянам! Наоборот, многие наши соотечественники ругают наших руководителей за то, что они так бесславно и бесчестно поступали в отношении Карабаха, по сути, предав интересы Родины!
Сказанное относится и к талышам. При обычном разговоре почти ни один нормальный азарбайджанский турок не выступает против предоставления талышам автономии в составе Азарбайджана. Наоборот, они считают несправедливым то, что талыши до сих пор не имеют такой автономии!
Резюмировав сказанное, я могу констатировать, что у нас – у талышей - нет врагов внутри Азарбайджана. Антинародная власть и ее пантуркистски настроенная карманная оппозиция же, как уже было отмечено выше, являются общими врагами всего азарбайджанского народа, и поэтому борьба против них является общей задачей всех патриотических сил нашей страны, независимо от их национальной или иной принадлежности. Только объединив все здоровые силы вокруг единого лидера, мы можем и должны успешно бороться против недругов нашей страны и построить такое общество, где все граждане Азарбайджана могли бы чувствовать себя по-настоящему свободными, жить в мире, согласии и достатке.
Отсюда и то раздражение, которое вы могли наблюдать на талышском форуме в интернете в заметках некоторых наших соотечественников, которые с болью воспринимают любое высказывание в адрес Азарбайджана. Потому что для каждого талыша Азарбайджан – это его историческая Родина, где их создал Аллах! Тем черным силам, о которых я успел Вам рассказывать выше, очень хотелось бы, чтобы талыши подняли вопрос об отделении от Азарбайджана. Но мы не собираемся доставлять им такое удовольствие! С самого начала наше движение поставило перед собой четкую и ясную цель: провозгласить автономию в составе Азарбайджана и не больше! Мы хотим жить на нашей исторической Родине, как жили наши отцы и деды в течение многих тысячелетий!
Тут было бы уместно ответить на Ваш вопрос о «долме». Мы не стараемся доказать кому бы то ни было принадлежность той или иной традиции или обычая именно нашему народу. Две причины этому: во-первых, современный мир движется в направлении дальнейшей глобализации, независимо от того, хотим ли мы этого или нет. Все народы планеты взаимно обогащаются за счет переплетения различных культур. Наш народ является неотъемлемой частью мирового сообщества. В этом смысле все более приобретает важность вопрос не о национальном происхождении той или иной традиции и обычая, их принадлежности определенному народу, а о том, насколько они отвечают требованиям развития цивилизации, служат ли они прогрессу или наоборот. В этом смысле, мы строим свою борьбу на основе реалий современного мира и цивилизации, в истоках которой, наряду с другими древнейшими народами планеты, стоит и наш талышский народ!
Во-вторых, думаю, нам не стоит доказывать принадлежность той или иной традиции или обычая именно нашему народу. Главное для нас – это то, чтобы мы сами – талыши знали, что является нашим! А для этого нам нужно иметь возможность изучать, исследовать свою собственную историю и ту самобытную культуру, которая создана нашим народом, и материализовать результаты этих исследований в книгах и пр. печатных и иных изданиях. Вот для чего нужна нам автономия!
Отсюда вытекает ответ на Ваш очередной вопрос о способах и средствах поднятия уровня национального самосознания наших соотечественников. Должен признать, что этот вопрос со всей остротой стоит перед нами. Даже при очень большом желании нельзя игнорировать наличие этой проблемы.
Я с уверенностью могу сказать, что современных талышей вовсе нельзя воспринимать как некую необразованную толпу только на основе тех единичных случаев, с которыми Вам приходилось сталкиваться! Большинство талышей, как и все остальные народы бывшего СССР, прошли, и небезуспешно, советскую образовательную систему. Плюс к этому, в течение многих десятилетий, когда в системе образования Азарбайджана процветала невиданная коррупция и взяточничество, когда приемные экзамены в ВУЗы страны проходили исключительно по «спискам», талыши были из числа тех жителей страны, кто не имел таких финансовых возможностей и являлся настоящей головной болью для преподавателей, принимающих эти экзамены. Несмотря на огромные барьеры, все-таки многим талышским детям посчастливилось буквально прорваться в ВУЗы и получить высшее образование. При этом многие из них были вынуждены выбирать именно те (в основном технические) ВУЗы, учеба в которых по тогдашним меркам считалась не престижной, либо по линии иногороднего приема поступать в российские ВУЗы. Во многих талышских семьях все дети без исключения имеют диплом о высшем образовании.
В этом смысле, уровень образования среди талышей по советским меркам (со всеми плюсами и недостатками той системы) достаточно высок.
Разумеется, сказанное нами об образовательном уровне талышей не является прямым доказательством уровня их самосознания. Тут приходится затронуть и вопрос о национальном характере нашего народа. Дело в том, что испокон веков талыши славились своим мирным нравом и невоинственностью. Отсюда и низкий уровень их политического самосознания и как результат - политической активности всего талышского народа.
Исходя из этого, мы стремимся поднять уровень политического самосознания нашего народа. При этом, как бы это ни выглядело странным для постороннего наблюдателя, в первую очередь приходится объяснять каждому талышу, что мы не ставим перед собой цель отделения от Азарбайджана! В этом плане политическое просвещение приобретает для нас особую важность.
Всю свою работу по повышению уровня самосознания нашего народа мы ведем в основном в двух взаимосвязанных между собой направлениях: 1. Издание газет и другой печатной продукций; 2. Организаторско-массовая работа.
В настоящее время издаются три газеты на талышском языке. В интернете активно функционируют несколько талышских сайтов. За последние годы изданы десятки книг на талышском языке. Издана «Азбука» на талышском языке и «Грамматика талышского языка». Готовятся к печати два словаря («Талышско-тюркский словарь» и «Русско-английско-талышский словарь). Десятки книг в данный момент готовы к печати и ждут своих спонсоров.
Учитывая тот факт, что почти всё трудоспособное население Талыша в поисках заработков было вынуждено покинуть Азарбайджан и проживает сейчас на территории Российской Федерации и то, что в Азарбайджане нам не разрешают создавать свои организации, центр тяжести нашей работы переведен в Россию. Разумеется, что активная работа ведется и в самом Азарбайджане, где, несмотря на все уловки, преследования и репрессии властей, наши единомышленники укрепляют ряды талышского национального движения.
Несколько слов о перспективах нашей борьбы и о наших союзниках. Мы даем себе отчет в том, что борьба, которую ведем мы – не из легких. Но, учитывая то, что мы ставим перед собой вполне мирную, демократическую и благородную цель, которая предусматривает создание счастливой жизни для всех народов Азарбайджана, где все граждане нашей Родины, независимо от их национальной или иной принадлежности, могли бы жить в согласии и достатке (без решения национального вопроса, без предоставления свободы каждому народу, населяющего Азарбайджан, это невозможно. Все другие попытки, которые не учитывают этот аспект, заведомо обречены на провал), мы надеемся на понимание как внутри Азарбайджана, так и за его пределами. В этом смысле, все те силы, которые понимают и принимают эту истину, являются нашими союзниками, и мы готовы сотрудничать с ними, что мы и делаем. С огромным удовольствием могу отметить, что с каждым днем таких людей становится больше! И это нас вдохновляет!
Это дает нам еще и надежду на скорейшее освобождение великого патриота Азарбайджана, признанного во всем мире лидера нашего народа А. А. Гумматова, незаконно задерживаемого в заключении. Хотя было бы несправедливо связывать судьбу целого народа только с именем одного лидера. Талышский народ в своей многотысячной истории не раз доказал, что способен формировать талантливых полководцев и признанных лидеров! Но на данном этапе борьбы лидерство А. Гумматова не вызывает сомнения ни у талышей, ни в остальном мире.
P. S. В конце мне хотелось бы написать несколько слов о тюркизации талышей. Думаю, что Вы располагаете неточной информацией об этом процессе. Тюркизация талышей продолжается не 15 лет (в последние 15 лет уже идет процесс отуречивания), как Вы пишете, а в течение последних восьми столетий. Этот процесс берет свое начало с Тамерлана, который приказал отрубить головы 70 тыс. талышам и из них построил пирамиду и был продолжен каджаритами, во времена правления которых были уничтожены десятки тысяч талышей. Но несмотря на все карательные меры, талышский народ доказал свою жизнеспособность и выжил. Я убежден: то, что не удалось тамерланам и каджаритам, каким-то исакамбарам вряд ли удастся!

Hosted by uCoz