ФАХРАДДИН АБОСЗОДА: МЫ НЕ СЕПАРАТИСТЫ!
Главная страница. ГАЗЕТА "ТОЛЫШ" Гостевая книга напишите нам
Оставление в силе приговора о пожизненном заключении Алакрама Гумматова – лидера Талышско-Муганской Автономной республики дало новый стимул оживлению в талышской среде. Так, недавно в Москве было объявлено о создании Всероссийского Фонда Возрождения Талышской Культуры.
Корреспондент “Зеркала” Мовсун встретился в Минске с лидером талышского национального движения Фахраддином Аббасовым и беседовал с ним.
-Я в 1995 году покинул Азербайджан, потому что из-за постоянных преследований не мог продолжать свою деятельность на Родине. После нескольких лет подготовительных работ, в мае прошлого года мы в Санкт-Петербурге начали выпускать газету “Толыш”. Газета выходит два раза в месяц на трех языках – тюркском, талышском и русском и финансируется за счет пожертвований талышской общины. Целью нашей газеты является воспитание своих же талышей в направлении их само идентичности, рассказать правду всему миру, в том числе населению Азарбайджана о нашем народе и ТМАР и его лидере – А. Гумматове.
-А в чем заключается эта правда в вашей интерпретации?
-Эта тема довольно болезненная для азербайджанского самосознания. Не секрет, что в силу многих исторических обстоятельств, сложилось так, что некогда многочисленный талышский народ подвергся невиданной ассимиляции, что привело к постепенному сокращению его численности. С другой стороны это привело к тому, что многие талыши стали забывать о своих корнях и потеряли само идентичность.
Благодаря нашим стараниям и повседневной упорной работе как в Азарбайджане, так и за его пределами, мы добились того, чтобы остановить, или хотя бы замедлить этот процесс. Сегодня с уверенностью можно констатировать (независимо от того, нравится это кому-то, или нет), что многие талыши возвращаются к своим корням.
С конца 30-х годов прошлого столетия власти Азарбайджана осуществляют политику игнорирования остальных этносов, тысячелетиями живущих на этой земле, в том числе талышей. Были запрещены школы на талышском языке. В статистических сборниках исчезло слово “талыш” и в одночасье все мы стали “азербайджанцами”.
Впервые в 1989 году, во время последней советской переписи населения было выяснено, что на самом деле талыши никуда не уехали и “не испарились”. Но, несмотря на это, даже сегодня официально объявлено, что якобы в Азербайджане проживают всего 72 тысяч талышей! Хотя в одном Ланконском (Ленкоранском) районе проживает около 200 тысяч человек, абсолютное большинство которых являются талышами! Согласно неофициальным источникам, уже в 1989 году в Азербайджане проживало свыше 2 миллиона талышей!
Что касается Талышско-Муганской Автономной республики. Хотя сам факт провозглашения талышской автономии под названием Талышско-Муганской республики еще не говорит о том, что А. Гумматов и его сподвижники этим изъявили желание отделяться от Азербайджана. Но, несмотря на очевидность этого факта (разве жизнь самого Алакрама и его деятельность по защите карабахских земель не является доказательством этому? Кроме того, надо принимать во внимание то обстоятельство, что никогда в истории еще не отмечен факт посягательства талышей на целостность территории Азарбайджана. Этого не могло быть по сути, так как Азарбайджан является Родиной талышей!), благодаря грязной пропаганде официальных властей и пантюркистской прессы Азербайджана факт изначального провозглашения талышской автономии под названием ТМР до сих пор многими оценивается как проявление сепаратизма. Неслучайно, почти все Бакинские газеты и сегодня упорно отказываются указать название автономии как Талышско-Муганской Автономной республики в составе Азарбайджана.
В Азарбайджане все помнят, что изначально – 21 июня 1993 года энская воинская часть, расквартированной в Ленкорани, объявила о провозглашении ТМР на территории семи районов талышского региона. 7 августа того же года было созвано Народное Собрание, которому военные добровольно передали власть, и было принято постановление об объявлении ТМАР в составе Азербайджана. Это решение было закреплено в соответствующем Конституционном Законе. То есть все было легитимно, в соответствии с нормами международного права и тогдашней Конституции (Основного Закона) Азарбайджана. Материалы Народного Собрания уже опубликованы в газете “Толыш”.
-А теперь вы чего добиваетесь, восстановления этой республики?
-Достижение автономии в составе Азарбайджане – высшая цель талышского национального движения и многовековая мечта всего нашего народа. Мировой опыт показывает возможность такой автономии в нескольких вариантах и уровнях (территориальная автономия для компактно проживающего этноса, языковая, культурная и т.д. автономия). Исходя из этого опыта и специфических условий Азарбайджана, мы предлагаем предоставить каждому этносу, населяющему азарбайджанскую землю, соответствующую автономию.
Но мы строим свою деятельность на основе реалий современной жизни Азарбайджана. Так, если в Баку подозревают, что автономия приведет к сепаратизму, то мы предлагаем провести административную реформу и разделить территорию страны на области, которые сложились исторически. Будет Гянджабасарская, Ширванская, Карабахская, Нахичеванская, Талышская и другие области. В результате каждый регион и этнос получать некоторую самостоятельность в управлении и культурную автономию. Тем самым снимутся все вопросы. Кстати, по нашему убеждению, это будет и своеобразным ключом для решения и Карабахской проблемы. А пока вопросы национально-государственного строительства не будут решены, проблемы всегда будут, о чем свидетельствует опыт других государств, в первую очередь Запада.
- А это не приведет в дальнейшем к федерализации Азербайджана?
-Надо признать, что во многом это зависит от проводимой в стране политики и господствующей идеологии в целом. Если и в дальнейшем будет продолжена политика открытого и наглого игнорирования остальных этносов Азарбайджана и их тюркизации, а государственной идеологией останется все тот же пантюркизм, перенесенный к нам Эльчибеем и продолжающийся по сей день, конечно, такая опасность всегда останется. Области есть почти во всех странах, в том числе и в развитых, которые представляют собой унитарные государства. Но никто там не ставит вопрос о федерализации.
Кроме того, это заметно облегчит и управление государством, сократит чиновнично-бюрократический аппарат. Во всем мире идет процесс децентрализации власти. Вы представьте себе - и в Азарбайджане и в огромной России 89 территориальных субъектов! Даже в России идет укрупнение областей, путем их объединения.
Да, мы не против, чтобы тюркский язык был государственным. Но, необходимо объявить официальными языками страны и талышский, татский, лезгинский, курдский, русский и армянский языки тоже. Это означает, что эти этносы тоже должны иметь право учится на своем родном языке, наряду с государственным. Причем мы настаиваем именно на конституционных гарантиях. То есть, к примеру, в Ланконе пусть будут школы на талышском языке с обязательным преподаванием там государственного. Это не мешает иметь школы на тюркском языке, при желании местного населения. И родители пусть сами выбирают, где их дети будут учиться.
Мы хотим иметь свой телеканал и радиопередачи на талышском языке. Чтобы в Ланконском университете и в педагогических училищах региона готовили специалистов по талышскому языку. То есть кадров для талышских СМИ и школ. Мы за возвращение исторических названий нашим населенным пунктам и другим географическим местностям. Все знают, что Ленкорань – это Ланкон. Нет Лерика – есть Лик. Есть Осторо. В Баку многие жалуются, что азарбайджанские населенные пункты в Армении и Грузии меняются на местный лад. Так почему они со своими согражданами поступают именно так? Мы требуем, чтобы была проведена перепись населения и выявлен этнический состав населения страны. Да, как граждане азарбайджанского государства, все мы являемся азарбайджанцами. Но не пора ли отказаться от пресловутого названия народа “азарбайджанец”? Не пора ли называть каждый этнос своим именем? Пусть турок будет тюрком, а талыш – талышом! Не пора ли признать многонациональный состав государства? Вот за это нас называют сепаратистами!? Разве это сепаратизм? И почему все время мы должны доказать, что это не так?
-Но в талышском движении были люди, которых можно действительно называть сепаратистами…
-Для меня национализм – это вирус, который разрушает любой нормальный организм. Не надо быть националистом, а надо просто любить свою Родину и свой народ. Несмотря на это, такой вирус имеется и у татов, и у тюрков, и у талышей. Когда я написал проект “Конституционного Закона о ТМАР”, первое предложение которого начинается со слов “Талышско-Муганский регион является неотъемлемой частью азарбайджанской земли”, были люди, которые оспаривали именно этот принцип. Мы тогда спорили около 6-ти часов. В конце с моим вариантом все мы вместе пошли к Алакраму. Он когда прочитал, сразу сказал, что “это именно то, чего я хотел”.
-Но почему он объявил все же о создании Талышско-Муганской Республики?
-Так это же был экспромт. Все решалось в течении 10-ти минут. Я считаю, что это было ошибкой. В ближайшем номере газеты “Толыш” Вы можете познакомиться с причинами этого. Эти люди были недальновидными. Потому что надо было догадываться, что благодаря этому в дальнейшем, мы хоть треснем, но “Зеркало” всегда будет называть нас сепаратистами. Сперва там даже названия “талыш” не было. Они думали о вариантах “Ланконская Республика”, “Аранская Республика” и т.д. Один из вариантов было предложение о провозглашении ТМР.
-Карабахская проблема тоже началась с выступлений академика Аганбекяна в ноябре 1987 года о притеснении армян в Азербайджане и в частности в Карабахе…
-Мы все хорошо знаем эту историю. И не отрицаем, что в корне этих событий лежал сепаратизм.
Но, давайте, не забудем, что эта история имеет и обратную сторону. Дело в том, что до сегодняшнего дня наша пресса продолжает ругать Армению, Россию, и в первую очередь карабахских армян за то, что они оказались такими “плохими”…
А мы сами? Мы же до сих пор не хотим увидеть и анализировать собственные ошибки. То, что Карабах стал жертвой борьбы за власть в Баку, не является секретом для многих азарбайджанцев. Тогда почему мы не начинаем именно с себя и не выявляем конкретных виновников всенародной трагедии?
Что происходит сегодня в Азарбайджане? Разве можно вечно жить в войне? Вместе того, чтобы с помощью челночной, народной дипломатии начинать сближение с карабахскими армянами, наши политики продолжают вести себя в духе времен конца 80-х годов прошлого столетия. Можно бесконечно ругать армян и кого угодно, в целях получения политических дивидендов. Но этим не вернешь Карабах! Я думаю, надо самим, без всякой посторонней помощи, начать прямой диалог с карабахскими армянами и наконец-то решить эту проблему. Так делали всегда наши предки. Нам всем суждено жить с армянами в соседстве. Самая большая опасность для человека, и тем более для целого народа – это враждовать со своим соседом!
-Кого вы поддержите на предстоящих президентских выборах?
-Было бы глупо думать, что, поддержав одного кандидата, сегодня в Азарбайджане можно решить проблемы страны и государства. При такой поляризации общества, ни одна сила, борющаяся за президентское кресло, даже если он сын Г. Алиева, не сможет удержать власть и добиться стабильности в стране. Все прогнозы показывают, что Азербайджану грозит большая опасность!
Исходя из этого, и доказывая свою преданность Азарбайджану, 16 августа сего года я от имени всего талышского движения выступил с обращением ко всем патриотическим силам Азарбайджана. Мы им предлагали, что во имя будущего страны талыши берут назад все свои требования, с условием, чтобы они тоже оставили на время свои амбиции, и объединились вокруг единого кандидата. К сожалению, мы не получили ответа на свой призыв. Но мы этим обращением доказали всему миру и народу Азарбайджана, что талыши никогда не были, не являются, и в дальнейшем не будут сепаратистами!

Hosted by uCoz