ПАНТЮРКИЗМ, ПАНТУРАНИЗМ. НАЦТЕРАПИЯ
Главная страница. напишите нам
(Кто есть кто в Азарбайджане)

Сыны Адама суть члены одного тела, Созданы они из одной природы, Если вдруг боль поразит одного из них, То и другие не останутся в покое.
Саади
Мне кажется не для кого не является секретом тот факт, что современное азарбайджанское общество больно. Чтобы вылечить его, разумеется, надо поставить правильный диагноз, путем выявления всех симптомов болезни. А для этого требуется, чтобы все здравомыслящие политики, все здоровые силы отечества собрались на консилиум и сообща приняли единственное правильное решение. Со своей стороны мы продолжаем «обследовать» состояние общества и выявлять её зараженные части…
При первичном «осмотре» азарбайджанского общества, выясняется тот факт, что оно находится в состоянии «войны всех против всех» (Т. Гоббс). Что касается нас – представителей талышского национального движения, мы не собираемся воевать ни с кем, так как это не входит в наши планы (хотя в республике очень многие стараются от всех сил, чтобы вовлечь нас в общую войну!). Это имеет свои фундаментальные причины, среди которых можно отметить, во-первых, сам дружелюбный, мирный характер нашего народа; во-вторых, его общая усталость от хронических политических манипуляций; в-третьих, озабоченность простого народа из-за его нищенского положения, неуверенности за завтрашний день, страх и боязнь перед грядущими социально-экономическими проблемами; наконец, самое главное – талыши прекрасно понимают, что война, которая ведется в Баку за власть, за права владеть источниками распределения материальных благ, не сулит им ничего хорошего. Исходя из этого, мы стараемся, решать насущные проблемы своего народа, но одновременно понимаем, что без проведения общего «нацтерапии» всего азарбайджанского общества достигать эту задачу невозможно. Итак, начнем с выявления симптомов болезни…
Распад СССР с одной стороны положил конец огромной империи, а с другой – привел к формированию ново имперской точки зрения в вопросах становления государственности. Ново имперская точка зрения базируется на стремление вернуться к традиционной государственности, т. е. на обосновании создания государства на основе так называемого «ведущего этноса». Эта точка зрения представляет большую опасность, особенно если учесть, что в ее основании лежит чувство национальной ущемлённости; что Азарбайджан никогда не было национальным государством и современные попытки пантюркистов превращения Азарбайджана в национальное государство, утверждение тюркской национальной идеи – безумие.
Даже для Западной Европы, породившей феномен национального государства, это уже пройденный этап. Политика вернуться на несколько веков назад беспочвенна. К тому же национальное государство – отнюдь не идеал. Запад пережил немало катаклизмов, связанных с национальными приоритетами, и сейчас изживает односторонности национального государства, пройдя через страшный опыт противостояния фашизму. В наше время все демократические государства строятся на принципах равноправного гражданства независимо от национальности. Консолидация населения в рамках государства осуществляется не на основе национального единства (это невозможно, так как все государства многонациональны), а на основе социального партнерства и гражданского мира. Необходимо учитывать эти прогрессивные мировые тенденции.
Но, несмотря на эти очевидные истины из мирового опыта, в Азарбайджане вот уже сколько лет продолжается полное игнорирование голоса разума и раздувание пантюркизма и пантуранизма.
В предыдущем номере нашей газеты я уже упомянул об обществе «Союз и прогресс», созданном в Стамбуле в 1877-1878 гг. Идеологи общества разработали и начали претворять в жизнь концепцию пантюркизма. Пантюркизм – «агрессивная, расистская доктрина, согласно которой все народы, говорящие на тюркских языках, являются якобы одной нацией и должны объединиться под главенством Турции в единое, простирающееся от Балкан до Сибири государство Туран (отсюда применяемое иногда в пантюркизму название пантуранизм)» (Сов. истор. энциклопедия, т. 10). Разница между пантюркизмом и пантуранизмом заключается в значительной мере в количестве народов, на объединение которых претендуют сторонники этих доктрин. По сути – обе эти доктрины не отличаются друг от друга. Неслучайно, ведущих пантюркистов иногда именуют туранистами.
Надо признать, впервые в самой Турции понимали бессмысленность, бесперспективность и даже вредность этих доктрин и скоро после победы кемалистской революции (1918-1923 гг.) господствующей идеологией в Турции стал «тюркизм», а еще позже – «национализм». Пантюркистское движение было официально запрещено (хотя его сторонники не прекратили свою деятельность). Здравомыслящие представители турецкого национализма выступали с критикой пантюркизма. Так, известный теоретик турецкого национализма Нихал Атсыз назвал еще в годы второй мировой войны нынешнего лидера турецких пантюркистов Альпарслана Тюркеша «законченным расистом и туранистом».
Перед второй мировой войной «тюркизм» стал все более приобретать пантюркистский оттенок. Современные пантюркисты считают, что существует «тюркская раса» и что территории, населенные тюрками, необходимо освободить от инонациональных вкраплений.
Еще в 1989 году , будучи одним из лидеров народного фронта Азарбайджана, А. Алиев (тогда он еще не был Эльчибеем) так охарактеризовал цели организации, созданной представителями всех народов страны и призванной бороться за национальную независимость всех их: Мы стремимся снова подтвердить наш суверенитет и независимость и провозгласить турецкую демократическую республику Азарбайджана. Это стремление восьми миллионов азарбайджанских турок» (?!). Первую программную цель НФА он сформулировал следующим образом: «1. Возвращение к нашей турецкой национальной личности»… В вопросе отношений с Турцией и будущих тюркоязычных народов политика НФА также была определенна: «Турция – это окно, который смотрит на Запад для всех тюркских народов в Азии и Кавказских регионах…Наша цель – создание «Великой Турции» или объединение всех турок за рубежом под эгидой Турции» (цит. по МэиМО, 1994, № 4, с. 45). Исходя из этой цели, будущий президент Азарбайджана в 1989 г. при НФА создал «Организацию по борьбе с нетюркскими народами Азарбайджана», а став президентом, первым делом вывесил государственный флаг Турецкой республики в своем кабинете на самом видном месте!
Ушел Эльчибей но не «ушла» доктрина пантюркизма. Только изменились методы и средства борьбы. Еще – самое главное – во главе этой доктрины стал совсем другой человек –Г. А. Алиев. Захватив власть на волне «азарбайджанизма», он скоро продолжил претворить в жизнь идеи пантюркизма, но уже в другом облике. Внутри страны он – азарбайджанец, не терпит деления народа на тюрков и т. д. Но заграницей он ярый пантюркист! Хотите пример? Будьте добры, прочитайте отчеты о его поездках в Турцию. Еще: 1996 году, находясь с визитом в Германии, он обращался к азарбайджанцам и гражданам Турецкой республики, проживающим в Германии и сказал: «Не надо делить нас. Мы один народ. Все мы - турки» (?!)

Hosted by uCoz