НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ТАЛЫШСКОГО ХАНСТВА К РОССИИ В НАЧАЛЕ ХIХ в. И СОВРЕМЕННОСТЬ
Главная страница. напишите нам
А. AФТОНИЖ
(Начало №№ 1-3)



В 5-й статье договора стороны: «Признают торжественно все земли и все острова, лежащие между пограничной черто, как равно и все кочующие и другие народы, в тех странах обитающих, принадлежащими на вечные времена Российской империи». И в этом соглашении нет даже намека на то, что Россия имеет право передать эти земли и народы, обитающие на них, другим странам или государствам. Россия торжественно клялась и подписалась под соглашением с тем условием, что она отвечает за судьбу всех этих народов, переходящих под ее начальство на вечные времена, не предавая их управление другим лицам и странам. Допустим, если Россия решилась дать этим народом свободу, то должна была дать ее всем, а не поручать судьбу одного народа другому. Официальная политика в Азарбайджане направлена на то, чтобы игнорировать наличие на территории республики других народов с собственной территорией, культурой и судьбой. Понятно, что само игнорирование определенного народа уже есть подготовка к его уничтожению в будущем, скажем, даже в смысле его ассимиляции. О фальшивом характере национальной политики в Азарбайджанской республике можно судить хотя бы по вымышленной еще в советское время официальной статистике, согласно которой талышей в республике насчитывается всего 2110 человек. Эти данные были оглашены в 1989 году, в период перестройки, в условиях, когда вся страна была охвачена демократическим движением и настроением (а Азарбайджаном управлял человек по прозвище «Бамбылы»), а корреспондента известного московского журнала «Вокруг света» Мурада Аджиева даже не хотели допустить к талышам. Но он все же с трудом добрался до места назначения и написал свою весьма справедливую статью «Скажи свое имя, Талыш» (Вокруг света, 7, 1989, стр. II- 15), где описал положение дел в этом забытом крае и отношение официальных лиц к корреспонденту, осмелившемуся написать о талышах. В республиканской печати подняли настоящую войну против автора этой статьи (потом выяснилось, что по происхождению он тюрок), объявляли его чуть ли не армянским агентом. Журнал «Вокруг света» в следующем же году вынужден был отметить: «Были письма и звонки в редакцию обвинительные. Какие только грехи не приписывали нам! И разжигание национальной розни, и невежество, и даже «предательство интересов азарбайджанского народа» Однако были и отклики людей, которые впервые в жизни могли называть себя так, как назывались их деды и прадеды - «талышами».- (Вокруг света, N5, обратная сторона обложки: «Народ обретает имя»). Психоз, связанный с талышами, охватил даже Москву, то есть азарбайджанцев, проживающих в Москве. Больше всего удивляет то, что на это, казалось бы, незначительное событие реагировал в Москве сам нынешний президент в бытность тогда всего-навсего пенсионером, отметив в одном из своих интервью, что «талыши за национальность себя вообще не считают». Для ясности добавим, что, для того чтобы стать нацией, народу необходимо иметь свою государственность, чего талыши лишены. Все эти недоброжелательные отношения демонстрируют политическую значимость талышской проблемы в республике. Талыши в настоящее время порой вынуждены скрывать свою национальность, к чему принуждает их политика тюркизации, психологически их положение в некотором смысле можно сравнивать с положением евреев советских времен, которым тоже часто приходилось скрывать свою национальную принадлежность. К тому же евреи тогда занимали самые высокие государственные посты, имели международную поддержку, свою автономию и т. п. Что же говорить тогда о талышах, которые лишены всех привилегий? Надо отметить, что сокрытие талышами своего национального лица не делает честь национальной политике проводимой в республике, лишь еще раз говорит о бедном и бесправном их положении как народа колонии: без международной помощи народ Талыша, конечно, не в состоянии сохранить свое физическое существование, что по международным нормам считается недопустимым. В конвенции Генеральной Ассамблеи ООН говорится: «...Предумышленное создание для какой - либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное уничтожение ее,«считается геноцидом” (стр. II Сб. Док. ООН, стр. 567). В свете сказанного весьма странным выглядят условия Европейского Совета для принятия Азарбайджана в свой состав: «принять решение о национальных меньшинствах в течение трех лет». Во-первых, неизвестен сам характер этого решения. Во-вторых, как могут талыши, а также и другие малочисленные народы, лишенные всякой политической защиты, ждать еще три года? Что мешает Азарбайджану сейчас приступить к решению этого вопроса? Неужели нет средств политического давления на Азарбайджан для ускорения принятия федеративной структуры? Что потеряет республика, если данным испытанным способом решит свои проблемы и тем самым создаст благоприятные условия для решения внешнеполитических проблем? Все подобные вопросы возникают, когда уже налицо явное нежелание руководства республики решить национальную проблему путем предоставления всем народам необходимых политических прав и свобод. Может быть, они рассчитывают на подкуп международных представительств (как привыкли делать это у себя в республике)? Скорее всего, они боятся из искусственного большинства превратиться в национальное меньшинство, уступая место другим народам. Талышский народ считает политическую формулировку «национальное меньшинство» в отношении себя недействительной и оскорбительной. Талыши жили здесь испокон веков, они и сейчас здесь проживают. Они случайно оказались в составе Азарбайджанской республики по вине России. Ведь страны Запада объявили основным лозунгом для человечества на данном этапе лозунг о приоритетности прав человека. Спрашивается, как можно говорить о праве человека, где не гарантированы права национальные? И международное сообщество, чтобы положить конец колониализму во всех формах и проявлениях, торжественно провозгласило: «...подчинение народов иностранному игу и господству является отрицанием основных прав человека, противоречат уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире» (ООН. Сб. док., с.57). Учитывая указанные обстоятельства - лишение национальных, политических, человеческих прав и отсутствие поддержки и гарантий для существования в будущем, талышский народ призывает: Россию и Иран в соответствии с нормами международного права рассмотреть вопрос Талышского Ханства и народа, исправить историческую несправедливость и содействовать восстановлению талышской государственности в составе Азарбайджанской Республики (Мы готовы принимать протекторат как России, так и Ирана на определенное время. Тут вопрос не в аннулировании договоров, а в уточнении границ по линии территории Талышского Ханства и восстановлении Талышского государства). Если указанные страны сами добровольно не пойдут на разрешение данной проблемы, то любая из стран членов ООН, если пожелает, может быть посредником в этом вопросе и передать эти страны в международной суд для разрешения данного вопроса о восстановлении суверенного Талышского государства как памятника Древней Мидии. Мы призываем соответствующие международные организации оказать помощь в организации международного суда для ликвидации последствий несправедливого Гюлистанского и Туркменчайского договоров и тем самым содействовать восстановлению талышского государства и с этой целью привлечь к международному суду подписавшие эти международные акты стороны - Россию и Иран (Персию) как виновников по ликвидации суверенного Талышского государства. От имени талышского народа заранее выражаем благодарность всем организациям и частным лицам, которые будут способствовать восстановлению справедливости в отношении одного из древнейших народов мира!

Hosted by uCoz