КАК МЫ СОЗВАЛИ НАРОДНЫЙ МЕДЖЛИС (ПАРЛАМЕНТ)
Главная страница. напишите нам
ФАРМОНИ ФАХРАДДИН АБОСЗОДА Воспоминания

КАК МЫ СОЗВАЛИ НАРОДНЫЙ МЕДЖЛИС (ПАРЛАМЕНТ)
ТАЛЫШСКО-МУГАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Мне часто задают вопрос о законности и легитимности Народного Меджлиса ТМР. Некоторые сомневаются в этом, а наши оппоненты даже обвиняют нас в незаконности и антиконституционности наших действий.
Власти Азарбайджана, видимо, понимают, что не правы в своих обвинениях. Потому что, вот уже девятый год они с помощью разных вознаграждений стараются заполучить видеозаписи 1 заседания Народного Меджлиса, прошедшего 7 августа 1993 г., с целью их дальнейшего уничтожения! Слава Аллаху, что они хранились в надежном месте. И сегодня мы имеем возможность, впервые, опубликовать материалы того исторического заседания НМ. Пусть мир будет свидетелем не всяких там вымыслов, а настоящей истины!
Воспользовавшись случаем, я буду рассказывать читателям свои воспоминания об этом событии, и постараюсь ответить на вышеназванные вопросы наших доброжелателей…


…После встречи 4 июля 1993 г. в Ланконе (Ленкоране) (материалы встречи были опубликованы в предыдущем номере газеты «Толыш») А. Гумматов предложил мне остаться и помочь им. Я обещал приехать в понедельник - 6 июля.
Итак, 6 июля в 12 часов дня я уже был у него в кабинете. Он предложил мне отдохнуть после дороги, на что получил отказ с моей стороны. Я спросил, что надо делать, какую работу надо выполнять? Между нами состоялся такой диалог:
- Конституцию надо написать.
- Конституция так не пишется.
- А что тогда ты предлагаешь?
- Надо написать Конституционный закон, на основе этого закона можно будет написать Конституцию.
- Тогда вместе с нашими специалистами в срочном порядке пишите Конституционный закон.
Я в библиотеке городской администрации набрал нужную мне литературу, и попросил дать мне пишущую машинку. После чего я вместе с его людьми (всего 10 человек) отправился в гостевой дом администрации «Сутамырдов» на берегу Каспийского моря.
После подготовительной работы я вставил бумагу в машинку и начал печатать: «Талышско-Муганский регион - неотъемлемая часть азарбайджанской земли»… Начались споры вокруг этой фразы. Были некоторые горячие головы, которые предлагали вообще изъять слово «Азарбайджан». Споры продолжались в течение нескольких часов. Наконец я предложил компромиссный вариант:
- Ребята, это дело предложено мне, за него я несу ответственность. Давайте, сделаем так: Я напишу этот закон так, как считаю нужным. Потом отнесем его к Гумматову. Если мой вариант не понравится ему, тогда будем писать, по-вашему.
Согласились, и я продолжил свою работу. Наконец, я закончил печатать, и мы отправились к Главнокомандующему. Те горячие головы, наверно, были уверены, что мой вариант не понравится Гумматову, и поэтому своим видом дали знать, что скоро будут свидетелями большого скандала.
Все вместе зашли к нему в кабинет, и я представил ему Закон. Он начал читать. После первых же предложений он поднял голову - его глаза блестели от счастья - и сказал: «Отлично! Именно то, о чем я мечтал!»
После того как он полностью прочитал документ, высказал некоторые свои соображения и спросил меня: - «Каковы будут наши дальнейшие действия?»
- Надо созвать Народный Меджлис, там утвердить этот закон. После того как утвердят этот закон, Народный Меджлис выберет Комиссию по разработке Конституции. Она и напишет Конституцию. Народный Меджлис передаст власть гражданскому управлению и начнет заниматься государственным строительством. Там мы изберем исполнительную власть республики - главу государства, премьер-министра и будем утверждать другие атрибуты государства и т. д.
В последующие несколько дней мы обсуждали вопрос о созыве Народного Меджлиса. Дело в том, что никто толком не знал, как это сделать.
После долгих раздумий, я предложил свой вариант решения вопроса: В Азарбайджане идет война, страна доведена до состояния катастрофы, полностью парализованы все органы власти, анархия и хаос творят везде. Люди потеряли всякую надежду на завтрашний день.
Плюс ко всему этому, в регионе, население не было готово к такому повороту событий - к объявлению ТМР. Не проведена необходимая разъяснительная работа среди населения. В то время когда мы здесь думаем, как нам быть дальше, телевидение и газеты ежеминутно продолжают обливать нас грязью. Поэтому часть людей не понимают и не поддерживают объявления ТМР. В таких условиях мы вряд ли сможем провести выборы в НМ.
Кроме этого, Азарбайджан продолжал жить на основе бывшей советской конституции, где было написано, что политическую основу государства составляют советы народных депутатов. СНД в то время были самые легитимные и законные органы власти на местах. Верховный Совет республики был разогнан путем государственного переворота, и на его месте был образован не легитимный и незаконный орган - так называемый Национальный Меджлис. Он, по сути, представлял собой филиал народного фронта. В Национальном Меджлисе наш регион почти с миллионным населением представляли всего два депутата!? Начиная с 1992 года, все решения Национального Меджлиса были незаконными и неконституционными, потому что они не выражали мнения народа.
Учитывая сказанное, я предложил созвать Народный Меджлис из депутатов местного уровня - именно они были избраны народом! В соответствии с численностью населения, каждому из семи районов было отведено определенное количество депутатов - всего - 150 человек. Чтобы дать Меджлису характер Народного Курултая (съезда), я предложил, в каждом районе сессии советов народных депутатов составить список самых авторитетных и уважаемых аксакалов (старейшин), которых знают и уважают все. Кроме всего этого, в городах Баку и Сумгаите проживало большое количество талышей (св. 300 тыс.), среди которых много известных во всей республике личностей, мнение которых тоже имело бы весомое значение для всего населения. Впоследствии, таких людей набралось около 100 человек.
Итак, мы имели возможность созвать НМ в составе 250 человек, который представлял бы всё население региона, и вполне мог бы сыграть роль временного легитимного органа власти, в функции которого входило бы:
-обсуждение положения в регионе, в связи с объявлением ТМР и выявление отношения населения к ней, определение статуса ТМР (автономия, республика и т. д.);
-обсуждение и при согласии представителей всех районов, утверждение «Конституционного Закона о государственной независимости ТМР»;
-избрание руководящих органов и другой атрибутики власти ТМР на переходный период;
-избрание Комиссии по разработке «Закона о выборах депутатов НМ ТМР» и Конституции ТМР;
-определение дальнейших задач по установлению стабильности и развитии экономики в регионе.
После тщательного обсуждения с участием всех руководителей ТМР и специалистов, вариант был принят. Оставалось только претворить в жизнь намеченный план…
В короткие сроки были отправлены письменные уведомления руководителям всех районов, входящих в состав ТМР, где была объяснена суть вопроса и распоряжения о проведении сессии районных депутатов.
Скоро во всех районах были проведены сессии районных советов народных депутатов. Всё было готово к созыву НМ.
Но А. Гумматов несколько раз, по непонятным мне причинам, заменил дату созыва НМ.
Наконец, дата созыва НМ была назначена окончательно - 7 августа 1993 года!

Hosted by uCoz