ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Главная страница. напишите нам
Ф. Ф. АБОСЗОДА

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ -
НЕ - СЕПАРАТИЗМ


«Бог, сотворив человека, сказал ему: «Я ставлю тебя в
центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать
все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным,
ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и
славный мастер, сформулировал себе в образе, который ты
предпочтешь»
Дж. Пико делло Мирандола - итальянский философ-гуманист


Термин «суверенитет» в государственно-правовом смысле был впервые введен в XVI в. французским ученым Ж. Боденом. В определенном смысле, он отражал тогдашние тенденции образования национальных государств в Западной Европе и указал на то, что вместо средневекового суверенитета королей - вспомните Людовика XVI, который утверждал: «Государство - это Я» - приходит новая эра национально-государственных суверенитетов. В первоначальном смысле, этот термин подразумевал полновластие нации, ее политическую свободу, возможности самоопределения для сохранения своей самобытности, языка, культуры, истории. Он как бы отвечал на вопрос о том, может ли нация осуществлять свое полновластие и полноценную свободу, сохранять и создавать новые национальные ценности без определенной государственной организации, ее представительных, исполнительных и судебных структур. Отсюда и вывод: без такой организации, нация - абстракция, которая не может реализовать свой национальный суверенитет.
Итак, в процессе возникновения национальных государств была разработана концепция неограниченного национального суверенитета, которая вполне отвечала духу времени. Она подразумевала полную независимость государства от других государств в осуществлении им верховной власти внутри страны и во внешней политике.
Анализ процессов, происходящих в современном Азарбайджане, показывает, что политики страны, и некоторые представители научной интеллигенции не так уж далеко ушли от этого значения термина «национальный суверенитет». Потому что этим людям свойственна ничем не оправданная, устойчивая, доведенная до состояния сумасшествия аллергия на попытки достижения суверенитета нетюркскими народами, проживающими в Азарбайджане испокон веков. Они почему-то убеждены, что попытка создания каким-либо из этих народов государственных образований в рамках полиэтнической азарбайджанской республики является чистой водой сепаратизмом, т. е. расчленением государства! Суверенитет талышей, лезгинов и т. д. в их понимании автоматически предполагает решение национального вопроса через сепаратизм или сецессию*.
Мир меняется, и вместе с ним меняется и значение научных терминов. К началу III тысячелетия термин «национальный суверенитет» претерпел существенные изменения, и наполнился другим содержанием, отвечающим новым реалиям мирового политического развития.
В Европе на нынешнем этапе концепция неограниченного национального суверенитета постепенно уступает место четырехчленной иерархии: глобальные наднациональные институты - региональные интеграционные объединения - национальные государства - автономные области или республики внутри отдельных независимых государств. По сути, она есть то коллективное самоопределение, которое дает гарантии всем народам от их ассимиляции со стороны господствующей, говоря советским термином, титульной нации.
Политическая наука неизменно доказывает, что легитимность государства начинает оспариваться прежде всего тогда, когда на его территории проживают национальные группы, а то и целые народы, требующие права на национальное самоопределение, и там, где господствующие, т. е. титульные нации отрицают de faсto многонациональный характер государства, отказываются от любых компромиссов с другими группами и лишают их полноценного гражданства (Х. Линц и А. Степан).
Ведь демократия, свою принадлежность к которой так любят подчеркивать руководитель и другие политики Азарбайджана, тоже предполагает национальный суверенитет и, соответственно, право на самоопределение. В этом смысле очень показательны слова советника президента Татарстана Р. Хакимова. Он пишет: «Для народа, не имеющего национальных прав, демократия бессмысленна. Поэтому для любого народа демократия начинается с самоопределения».
Обеспечение национальных интересов есть прямая обязанность государственной власти, но это обеспечение должно совершаться по возможности так, чтобы все национальности получали равное благоприятствование. Как доказывает практика, в многонациональных государствах решение этой задачи возможно только одним путем: представлением всем им право на самоопределения, т. е. - суверенитет, который возможен в следующих формах:
- народный суверенитет - у народа как государственно образованного сообщества;
- национальный суверенитет - у этносов;
- государственный суверенитет - у государства.
Итак, в условиях многонационального государства решение национального вопроса, построение стабильного гражданского общества и в целом политической системы предполагает предоставление отдельным этносам права на коллективное самоопределение, т. е. суверенитет. Суверенитет каждого из этих народов ограничивается теми компетенциями, которые сам народ делегирует центру. Как пишет английский историк лорд Актон, «соединение в одном государстве различных наций является столь же необходимым условием цивилизованной жизни, как и соединение в едином обществе мужчин и женшин».
Анализируя переходные процессы от тоталитаризма к демократии в бывших советских республиках, некоторые ученые делают справедливое замечание о том, что не исключено, что некоторые из недавно образованных независимых государств могут подвергнуться дальнейшей дезинтеграции, поскольку проживающие там меньшинства начинают видеть в этническом большинстве угнетателей. Потенциальные нации будут и дальше требовать признания за ними коллективного права на самоопределение. Если демократия как таковая или же принятые в какой-то стране демократические процедуры окажутся не в состоянии обеспечить разрешение межэтнических конфликтов внутри появившихся в последние годы государств, на смену этим государствам могут прийти новые, основанные на еще более тонких различиях в национальной идентичности (В. Л. Хесли - США).
Если политический класс Азарбайджана и дальше будет: а) игнорировать многонациональный характер республики; б) открыто и грубо нарушать права нетюркских народов, в первую очередь - талышей; в) продолжать политику их ассимиляции и т. д., то нет сомнения в том, что страна очень скоро может оказаться в ряду тех государств, о которых речь шла в предыдущем абзаце! Так что слово за вами, господа!.. «…Так обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к слову и следуют наилучшим из них. Это те, которых Аллах наставил на прямой путь, они - обладатели разума» (Коран, 17: 18).

Hosted by uCoz