Главная страница. Гостевая книга
ЧУЖОЕ ИМЯ

Рассматривая в том или ином ракурсе вопрос о выживании русского народа в нынешних условиях российской действительности, невозможно не затронуть и «кавказскую тему». В последнее время ведется много разговоров о засилье кавказцев в России. Мне бы хотелось совершить небольшой экскурс в историю самой мощной и сплоченной группировки кавказцев в России – так называемых азербайджанцев, на примере самой истории Азербайджана. Почему так называемые азербайджанцы? Да потому, что та этническая группа, которая называет себя так, по большому счету, присвоила такое самоназвание.

На территории современного Азербайджана полторы тысячи лет тому назад существовали два мощных государства, это Кавказская Албания или Аран, страна, дольше всех просуществовавшая на Кавказе (с IV в. до Р.Х. по IXв. по Р.Х.) и в 313 году одной из первых в мире принявшая христианство. Впоследствии земли Кавказской Албании севернее Куры и Аракса вошли в состав Армении, южного Дагестана и Ширванского ханства. Вторым государством был Атрпатакан (край Атропата) или более известной европейцам в греческой традиции как Антропатена (Муганская степь южнее Куры и Ленкоранско-Астаринская зона). Во времена арабских завоеваний это название трансформировалось в Азарбайджан (земля вечно горящих огней, земля вечного света, от «зар» – свет, огонь, заря), основное население которого составляло ираноязычное население, потомки древних мидийцев - талыши. Мидия (получившая свое название по имени Мадая, третьего сына Иафета) просуществовала с VII по IV в.в. до Р.Х., и являлась, по сути, мировой сверхдержавой на тот момент.

На различных этапах истории талыши - мидийцы были известны под различными названиями: каспии (в связи с коневодством и ездой на коне («ка»-верх и «асп»-лошадь)), скифы-прометеиды (в связи с огнепоклонничеством), маги (по имени одного из названий шести мидийских племен), а со второй половины первого тысячелетия – как азарбайджанцы.

Те незначительные изыскания, которые были произведены в Талышском крае, уже говорят о том, что в ту отдаленную от нас эпоху здесь была развитая культура с массой городов, дворцов и т. д. Это была земледельческая страна. Следы культуры этой страны видны и теперь – это исполинские остатки каналов, курганы и пр. Историк Страбон писал, что в древнее время этот край был на такой же культурной высоте, что и Месопотамия или современный им Египет.

Кто же стал виновником гибели Азарбайджана и Кавказской Албании? Уже с IV века начинаются переселенческие волны с Северного Кавказа гуннов, а с VI века хазар. Эти кочевники не могли смотреть равнодушно на поселения земледельцев и часто уничтожали их.

С начала XI века в Закавказье идут огромные монгольские волны из Азии, сметающие все на своем пути: разрушаются города и вся инфраструктура Азарбайджана и Арана, засыпаются каналы.

Монголы приходили на завоеванную землю вместе со своими семьями и имуществом и, таким образом, в XII - XIII веках в Закавказье осело порядка 200 тыс. монгольских семей.

Новые пришельцы – тюрко-монголы были кочевниками, а не земледельцами, потому и не обращали должного внимания на оросительные каналы, которые совсем засорились. На их месте появились болота.

Коренного населения осталось мало, частью оно бежало в Талышские, Кавказские и Карабахские горы, а частью было ассимилировано тюрко-монголами.

Язык, на котором говорило население Азарбайджана долгое время, вплоть до XII-го века, назывался "азари". Надо отметить, что из всех иранских языков, «азари» (талышский) пожалуй, более всего схож со славянскими языками, так как все они восходят к одной индоевропейской общности. Этот язык был господствующим на территории Азарбайджана вплоть до XIV-го века. Начиная с XIV-го века «азари» постепенно вытесняется тюркским. Тюркский язык, наряду с персидским, являлся межнациональным, но никак не родным для многих народов (лезгины, таты, удины и др.) в т.ч. и коренных азарбайджанцев – талышей. Сами же тюрки называли себя «мусульмане» (что до сих пор сохранилось у них), другие народы, в том числе и русские, называли их «закавказские татары», «азербайджанские татары». Живя чересполосно с коренным населением, они продолжали по большей части вести полукочевой образ жизни.

Идеалом кочевников (монголов, хазар, тюрков, огузов, сельджуков и др.) – была безграничная, широкая степь, по которой могли бы пастись их стада и в связи с этим, разрушение всех преград. Не видим ли мы и сегодня в менталитете потомков этих кочевников ту же стихию разрушения, сталкиваясь с ними на Русской земле?

Русский народ, сплотившийся вокруг Русской Православной Церкви, сбросил монгольское иго. Народы Арана и Азарбайджана, не имевшие такой духовно-нравственной силы, не смогли сделать того же, страны распались на несколько ханств, где руководящие посты занимали тюрки.

Единственным ханством, имевшим во главе не тюрка, было Талышинское ханство. Именно хан Мир Мустафа, хан Талышинский был первым в Закавказье, кто добровольно принял российское подданство, заключив договор с Россией в 1800 г. В первой половине XIX века и другие ханства, располагавшиеся на территории бывших Арана и Азарбайджана, также входят в состав России.

С момента вхождения в состав России с середины XIX века, начинается бурное освоение этого древнего края. Кстати, в Талышах было очень много русских поселений. Царский наместник Кавказа граф И.И. Воронцов-Дашков, посетив этот край в 1910 г., писал: "...Можно выделить значительное число наиболее обеспеченных и предприимчивых семей, на которых, как доказал опыт, смело может быть возложена великая задача водворения в крае русской государственности и внесения в него культурных начал".

В период Гражданской войны в начале ХХ века Закавказье было поделено. На юге Азербайджана была образована Талыш-Муганская республика, ориентировавшаяся на Россию. Во главе республики стоял полковник царской армии Ильяшевич. Новообразованная республика была жестоко уничтожена тюрками-мусаватистами. Русские и талыши вырезались тысячами за свою приверженность к России.

С установлением Советской власти в Азербайджане, большевистская власть в угоду турецким социалистам-кемалистам, создает в Закавказье искусственное государство Азербайджан в составе Закавказской Федерации во главе с тюркским руководством, а потомки тюрко-монголов – закавказские татары, отныне стали зваться азербайджанцами. Однако это заигрывание большевиков с кемалистами закончилось вот чем: после победы в 1923 году руководитель турецкой революции Мустафа Кемаль Ататюрк заявил: «Социализму – да, русским – нет!»

После того как закавказские татары получили свое государственное образование в составе СССР, численность других народов, населявших Азербайджан, стала уменьшаться по итогам каждой переписи, а народы ассимилироваться, забывать свой язык и культуру.

В 1921 году данные переписи населения указывают численность талышей в Азербайджане – 66 683 чел. Касаясь итогов переписи населения Талыша 1921 года, ученый-иранист Б. Марр так высказал свое возмущение: « …По сведениям Центрального Статистического управления (ЦСУ) Азербайджана по итогам переписи населения 1921 года численность талышей указывается 66.683 чел. Но данные сведения не вызывают доверия, и я в нескольких местах был свидетелем этого. Например, деревня Борадигах указывается как тюркская. Но я в этой деревне у детей школьного возраста собирал талышские тексты. В некоторых деревнях есть талыши, которые себя указывают как тюрок. Но потом выясняется, что у себя дома, в семье, они разговаривают только на талышском языке. Правда, большинство талышей владеют тюркским языком. Но это не относится к женщинам, проживающим в лесной и горной местностях и не владеющим тюркским языком. В некоторых местностях талыши не знакомы с тюркским языком. Во время очередной переписи населения ЦСУ Азарбайджана должно обратить особое внимание на такие факты, так как сельское население, язык которого является талышским, надо рассматривать как талышское».

В 1936 году была упразднена Закавказская Федерация. В Азербайджане в 1937 году запрещено преподавание в школах талышского языка. Талыши, таты, лезгины и представители других народов окончательно оттесняются от руководящих должностей. По итогам переписи 1939 г. число талышей составило 87 510 чел. А в 1970 г. по итогам переписи оказалось, что в СССР якобы не проживало ни одного талыша!!! В 1989 году, во время переписи населения, власти Азарбайджана во главе с А. Везировым в течение двух дней заменили все бланки, где была указана национальность «талыш». Благодаря вмешательству из Москвы, Баку все же указал численность талышей в количестве 21 000 человек.

Ученый Б.Миллер, исследуя Талышский край, рассказывает о гостеприимстве талышского народа и его дружелюбии. К сожалению, о тюрках-азербайджанцах того же не скажешь.

Автор этих строк хотел бы поделиться по этому поводу своими впечатлениями. Поселок в пригороде Баку, где жили мои родственники, был русским. Рядом располагалось селение тюрок-азербайджанцев, на окраине которого находилось христианское кладбище, на котором они выгуливали свой скот, выбрасывали мусор. В начале 50-х у одной из моих родственниц умер маленький ребенок. Траурная процессия, двигавшаяся через тюркское селение, была встречена градом камней от местных обитателей этого селения. Особенно не рекомендовалось проходить через это «мирное поселение» русским женщинам и девушкам.

С конца 50-х годов все ключевые посты в правительстве, торговле и МВД Азербайджана были окончательно заняты тюрками-азербайджанцами.

В Азербайджане до сих пор не сложилась единая азербайджанская народность, современные тюрки-азербайджанцы делятся по клановому признаку (нахичеванцы, еразы, карабахцы, гянджинцы и т.д.) В их психологии крепко укоренился стереотип о принадлежности не к единой нации, а к отдельным регионам. По такому же клановому принципу делятся сейчас портфели и должности в Азербайджане.

Относительная внутренняя стабильность Азербайджана держится только за счет жестких действий президента Г. Алиева. Но он не вечен. В этой связи перспективы налаживания стабильной жизни тюрками-азербайджанцами в своей стране выглядят туманно. А вот разрушить уклад другого государства благодаря своей клановой сплоченности они наверняка смогут.

Уже сейчас для этого у тюрок-азербайджанцев есть весьма благоприятная среда в России. Ни для кого не секрет, что рынки Москвы и многих других городов России контролируются диаспорой из Азербайджана. Тюрки-азербайджанцы активно задействованы в «сфере услуг»: вымогательстве и наркоторговле Поддержку азербайджанской диаспоре оказывает МГБ Азербайджана, отслеживающее всю информацию по азербайджанской диаспоре в России через специально созданный фонд и Всероссийский азербайджанский конгресс. С помощью этих структур ставятся препоны для проникновения негативной информации по делам азербайджанцев в российскую прессу, активно осваивается политическое и экономическое поле России. И ситуация, когда через несколько десятков лет на вопрос, заданный в России какому-нибудь из многочисленных потомков нынешних тюрок-азербайджанцев: «кто вы по национальности?», в ответ прозвучит: «рюсский, да-а?» – уже не кажется столь фантастической. Им ведь не впервой.


Хочу оговориться, что в своей статье я не ставил себе целью подлить масла в огонь межнациональных конфликтов, а на примере истории талышского народа лишь предупредить русских чиновников, политиков, милиционеров, какую опасность таит в себе сиюминутная выгода от получения мзды и заигрывания с пришельцами.


--------------------------------------------------------------------------------

Сергей Джафаров

Hosted by uCoz