ПРОГРАММА ТАЛЫШСКОГО ЯЗЫКА (для начальных классов). |
moa1.html | напишите нам |
ПРОГРАММА ТАЛЫШСКОГО ЯЗЫКА (для начальных классов). Проект
Пояснительная страница В нашей стране должны претворяются в жизнь широкие возможности для развития новописьменных национальных языков. В общеобразовательных школах должно получить ход изучение родных языков в качестве отдельных предметов. Одним из таких языков является талышский язык, относящийся к северо-западной группе иранских языков. Для преподавания талышского языка предусмотрено два часа в неделю. В преподавании данного языка первостепенная цель отводится тому, чтобы не только научить школьников говорить читать и писать по-талышски, но и привить им определенные умения и навыки. С первых дней надо будить в учащихся здоровые идеи нравственно-эстетические размышления, необходимо поднять интерес к урокам, книге, своему родному языку. В процессе учебы учащиеся должны глубже познакомиться с историей культурой и сегодняшней жизнью своего народа. В первом классе будут проводиться уроки устной речи по-талышски, и это станет подготовительным этапом для обучения грамоте на родном языке. На этом этапе учащиеся должны уметь, внимательно слушая, понять смысл, правильно произносить звуки. Эти уроки будут проводиться тематически (на основе использования картинок впечатлении от наблюдений). В первом классе учащиеся, пройдя уроки устной речи, получат общее представление о сущности талышского языка, научатся правильно произносить слова, составлять предложения, передавать свои мысли и отвечать на вопросы. Во втором классе они приступят более основательно к фазе обучения алфавиту. При обучении талышскому языку был использован способ транскрипции, принятый для иранских языков. Эта транскрипция выстроена на основе латинской графики, применяющейся в азербайджанском языке, к которой, согласно с особенностями талышского языка, добавлены дополнительные знаки. Остальные же звуки талышского языка совпадают в произношении со сходными звуками в азербайджанском. Написание Произношение a а å ǽ b б v в g г h (легкое придыхание) q (украинское “г”) d д e е ž ж z з i и ı ы y й k к l л m м n н o о p п r р s с t т u у f ф x х č ч š ш c дж Обучение грамоте и развитие речи В подготовке обучения грамоте мы руководствовались тремя основными мотивами: 1. Выработать у учащихся навыки правильного выразительного и осмысленного чтения. 2. Представить учащимся примеры разборчивого аккуратного грамотного письма. 3. Развитие речи. Эти задачи взаимосвязаны одна с другой так, что работа, проводимая по развитию одного направления, оказывает основательное влияние на развитие другого. Таким образом, у учащихся приобретаются умение и навыки самостоятельного чтения, усвоения содержания прочитанного материала и вдобавок – знания, которые важны для грамотного письма. Необходимо развивать у учащихся восприимчивость к следующим составляющим этапа обучения их грамоте: слух, речь, восприятие, осмысление; различать внешне сходные по произношению звуки; слова предложения; выразительно читать; обогащать словарный запас; к месту использовать слова в предложении; правильно сочетать их друг с другом; выражать мысль связно; правильно писать буквы; правильно соединять их друг с другом в словах; исходить из правильного написания разных слов, не отличающихся друг от друга по произношению. Чтение и развитие речи Основная цель обучения чтению – выработать навыки правильного, выразительного беглого осмысленного чтения, сформировать умение вдумчиво пересказать содержание прочитанного текста. Обучение чтению проводится вслух и про себя. Работа над чтением начинается с первых дней учебного года со стадии обучения грамоте и продолжается на последующих этапах. В процессе чтения также проводится работа над правильным произношением слов, раскрытием их значения (словарные упражнения), использованием слов к месту, принимаются во внимание значение и звучание многозначных слов, синонимов, омонимов, антонимов (лексические упражнения), образность речи и т. д. Грамматика правописание и развитие речи Самая важная цель в обучении грамматике и правописанию – выработать практические навыки в орфографии и пунктуации воспитывать любовь и интерес к родному языку развивать устную речь и письмо. Предусматривается оформление у учащихся связной речи в разговоре, активизация живого общения между ними, привитие им правильного произношения, обогащение словарного запаса, усвоение грамматических конструкций, чтобы они могли точно передавать свои мысли. Первый класс (из расчета два часа в неделю, всего 64 часа). Уроки рассказа (подготовительный этап). На этом этапе предполагается практическое знакомство с фонетикой, лексикой, грамматикой, стилевыми особенностями языка, оформление мысли в предложении, составление предложений из слов, разделение слова на слоги, ведение борьбы с дефектами произношения каждого отдельного звука внутри слога, научить произносить слова ясно и точно, предусматривается укрепить артикуляцию и звуковой аппарат. Наряду с этим необходимо пополнить словарный запас учащихся, привить умение строить предложения и изъяснять свои мысли в определенном ракурсе. На подготовительном этапе учащиеся должны знать свои имя и фамилию, имя и фамилию отца и матери, их место работы и занятия, село, район, город, в котором они проживают. Они должны научиться уважать старших, в частности родителей, учителей, уметь рассказать о своей семье, близких и родственниках. На подготовительном этапе уроки рассказа могут проводиться по следующим ниже перечисленным темам: 1. Наша деревня. 2. Летом. 3. В лесу. 4. В горах. 5. Помощь совхозу. 6. Во фруктовом саду. 7. Игры. 8. Осень. 9. Наш двор. 10. В огороде. 11. Домашние животные. 12. Моя школа. 13 Моя семья. 14. Кто и где трудится. 15. Работа с картинками. 16. Зима. 17. Дома. 18. В магазине. 19. Забота о малышах. 20. День рождения. 21. Визит ученика к врачу. 22. Наше богатство. 23. Транспортные средства. 24. На стройке. 25. Город. 26. Веселые ребята. 27. В зоопарке. 28. Весной. 29. Пшеничное поле. 30. Наша одежда. 31. Дикие животные. 32. Лес – наше достояние. 33. Наша отчизна. 34. Любимая профессия. 35. Книга – наш друг. 36. Детский сад. Требования, предъявляемые к умениям учащихся: 1. Произносить слова четко и точно. 2. Использовать в речи разнохарактерные предложения. 3. Задавать вопросы к словам в предложении. 4. Составлять коротенькие рассказы к увиденным картинкам. 5. Использовать в разговоре образные средства речи. 6. Пересказывать услышанные сказку и рассказ, короткие по содержанию. Второй класс (из расчета 2 часа в неделю, всего 70 часов) Обучение грамоте и развитие речи. Подготовительный этап (6 часов) Звуки речи, обучение их правильному произношению, сведения о гласных и о согласных звуках, различия между ними и их роль в слове. Ознакомление с предложением, деление предложения на слова, слов на слоги. Роль гласных звуков в делении слов на слоги. Обучение учащихся правильному сидению за партой, держанию ручки, правильному положению рук при чистописании и правильному написанию элементов букв. Знакомство с гигиеной письма. Этап обучения алфавиту На этапе обучения алфавиту навыки чтения должны доходчиво доводиться до учащихся. В процессе чтения звуков и букв, гласных и согласных слов с открытыми и закрытыми слогами, должна учитываться интонация, зависящая от знаков препинания. Также играет важную роль переписывание прописных и печатных букв коротких предложений и малообъемных текстов. Этап, следующий за обучением алфавиту (12 часов). Необходимо: Укреплять навыки, приобретенные на алфавитном этапе обучения, развивать привычку читать короткий текст и проговаривать трудные слова из него. Совершенствовать технику чтения вслух и про себя. Обеспечить правильность, скорость, выразительность и осмысленность чтения. Выучить наизусть 2-3 небольших стихотворения. Обучить учащихся особенностям устной речи (звучание интонации, высота голоса, скорость речи). Способствовать раскрытию у них умения обогатить лексикон, грамотности речи, развития искусства диалога, умения задать вопрос, связно и последовательно пересказать содержание прочитанного текста. Требования, предъявляемые к знаниям и навыкам учащихся: Учащиеся должны знать: — разницу между звуком и буквой, — разницу между гласной и согласной, — что есть слово и что есть слог, — правила использования заглавных букв. Учащиеся должны уметь: — строить предложения на основе предложенных слов, — дробить предложения на слова, слова на слоги, — переносить слова, — правильно, к месту использовать заглавные буквы, — писать слова правильно орфографически, — составлять и представить словарь для трудных слов, — выучить наизусть 4-5 стихотворений, — составлять рассказ по картинке. Третий класс (из расчета 2 часа в неделю, всего 70 часов). Чтение и развитие речи. Примерная тематика: Родина, уровень жизни и быта, товарищество, дружба, любовь к труду, помощь родителям, родная отчизна, окружающий нас мир, мир животных и птиц, мир и дружба во всем мире, национальные традиции, времена года и т. д. Необходимо: Развить навыки чтения, приобретенные во втором классе. Выразительно и осмысленно читать художественные произведения объемом 40 - 50 слов. Привить умение быть внимательными и ответственными к своим мечтам. Понимать и уметь различать некоторые литературные жанры – повесть, сказку, стихотворение, пьеса, и т. д. Высказывать собственное мнение об описанных событиях прочитанного текста. Объяснять значение употребляемых в тексте слов и выражений. Повысить требовательность самого учащегося к технике и навыкам чтения и заставить его выучить наизусть 5-6 стихов в течение года. Грамматика, правила письма и развития речи. Повторение материалов второго класса о звуках и буквах. Еще раз напомнить об артикуляционной разнице между альвеолярными спирантами ž (Ж) и š (Ш) (звонкость первой и глухость второй). Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие, губные и негубные гласные; слова, деление слов на слоги, роль гласных в делении слов на слоги. Правила переноса слов. Порядок постановки вопросов к словам и усвоение понятия единственного и множественного чисел. Необходимо строить предложение, связывать слова в предложении. Интонационные типы предложении. Об использовании знаков препинания в конце предложения. Произвести проверку по правилам письма и чистописанию. Основные требования, предъявляемые к знаниям и навыкам учащихся: Учащиеся должны знать: — различия между гласными (твердые, мягкие, губные, негубные), — различия между согласными (глухие, звонкие), — правила переноса слов (со строки на строку), — алфавит. Учащиеся должны уметь: — читать текст правильно, громко и целыми словами, — правильно переписывать текст с доски и учебника, — правильно использовать заглавные буквы, — правильно переносить слова со строки на строку, — использовать знаки препинания в конце предложения, — писать диктант из 20 - 25 слов под диктовку и с помощью учителя, — выражать отношение к герою, описанному в тексте, — выучить наизусть 5-6 стихотворений. Четвертый класс (из расчета 2 часа в неделю, всего 70 часов) Чтение и развитие речи Примерная тематика: примеры, переведенные на талышский язык из интересных отрывков небольших художественных произведений поэтов и писателей-классиков и из народного творчества. На темы: родина, любовь к родине, жизнь детей в нашей стране, труд людей, отношение к труду, известные труженики, мир и свобода, природа, природные явления, охрана природы и т. д. Придумать рассказ, повествование, стихотворение. Развивать умение найти суть событий в прочитанных небольших отрывках. Оценивать поступки образов из произведения. Усвоить способность определять идеи текста и выражать свое отношение к героям. Учащиеся должны уметь прочесть правильно, быстро, с выражением и осмысленно (вслух и про себя) текст из 45 - 50 слов, вольно пересказать содержание прочитанного текста и в пределах того же текста вести диалог. Грамматика правописание и развитие речи Слово Повторение всего материала, пройденного в третьем классе, который относится к теме слова. Простые, производные и сложные слова. Существительное Имя существительное, существительные единственного и множественного числа. Собственные и нарицательные имена. Написание имен собственных. Падежи существительного. Вопрос к каждому из падежей и грамматические признаки. Склонение существительных. Прилагательное Определение различных признаков и качеств имени прилагательного. Числительное Общие сведения о числительных. Количественные и порядковые числительные. Вопросы к числительным: как? сколько? который? (какой?). Местоимение Общие сведения о местоимении. Личные, указательные, вопросительные местоимения. Вопросы к ним. Использование запятой после подлежащих, выраженных местоимениями тот, этот. Склонение местоимений. Глагол Сведения о глаголе. Времена глагола: прошедшее, настоящее и будущее. Спряжение глагола по временам и лицам. Основные требования, предъявляемые к знаниям и навыкам учащихся, окончивших четвертый класс: Учащиеся должны знать: — что такое звук и буква, — гласные и согласные звуки, — твердые и мягкие гласные, — открытые и закрытые гласные, — губные и негубные гласные, — глухие и звонкие согласные, — названия частей речи, вопросы к частям речи, грамматический минимум, — разницу между сказкой, повестью, стихотворением, пьесой, загадками, пословицами и поговорками. Учащиеся должны уметь: — читать текст вслух и про себя правильно, бегло, осмысленно и с выражением, — выражать свое отношение к событиям, освещенным в прочитанном произведении, — пересказывать содержание прочитанного текста кратко и пространно, — писать текст из 45 -50 слов под диктовку учителя, — писать изложение по предложенному плану (из 80 - 90 слов), — составлять и рассказывать короткие рассказы на основе впечатлений после экскурсии и личных наблюдений, — переводить с талышского языка на азербайджанский изученные слова и предложения, — знать наизусть 7-8 стихотворений. |