Официальный Баку отрицает наличие «талышского вопроса». Однако, пережив разгром самопровозглашенной в 1993 году в Ленкоране Талыш-Муганской автономной республики, талышское национальное движение, пополняясь новыми людьми, структурируется, консолидируется и пытается вновь заявить о себе, несмотря на жесткое противодействие властей.
Талыши – древний ираноязычный народ, проживающий на юге Азербайджана и севере Ирана. В советское время азербайджанских талышей в приказном порядке приписывали к титульной нации. Сегодня численность талышей, сосредоточенных главным образом в Ленкоранском, Лерикском, Массалинском, Астаринском и Ярдымлинском районах Азербайджана, оценивается американскими исследователями – авторами двухтомника «Исследование языков в Азербайджане» – в полмиллиона человек. Официальная перепись населения 1999 года насчитала всего 80 тыс. талышей. По неофициальным оценкам, еще 500 тыс. представителей талышского народа проживают в Иране.
Лидеры талышского национального движения убеждены, что нынешние власти Азербайджана продолжают курс на полную ассимиляцию талышей по принципу «нет народа – нет проблемы». Талышский язык в школах региона преподается два раза в неделю с первого по четвертый класс. Учителей талышского не готовят ни в одном вузе страны. Отсутствие полноценной системы образования на языке уже привело к тому, что молодежь, в особенности городская, практически не знает родного языка.
Азербайджан кончился?
Главный редактор и издатель талышской газеты «Шавнышт» («Ночные посиделки») Фахраддин Абосзода, два года назад вернувшийся на родину после десятилетней эмиграции в России, считает, что главное сейчас – просвещение народа. «У нас отняли нашу духовность, культуру и язык», – говорит он. Газета, выходящая раз в месяц тысячным тиражом, публикует главы из составляемой им «Грамматики талышского языка». Второй масштабный проект Фахраддина Абосзоды – талышско-русский словарь на 80 тыс. слов. Однако эта сугубо просветительская деятельность воспринимается Министерством национальной безопасности в штыки. «Мы его посадим», – прямо говорят сотрудники спецслужб. «Из-за словаря посадить человека! Вы представляете, как мы здесь живем?» – ужасаются соратники Фахраддина-муаллима.
Дело, безусловно, не только в лингвистике, хотя любое национальное возрождение всегда начинается с изучения собственных языка, истории и культуры. За публикацию в «Шавныште» заявления правления Талышского национального движения против главного редактора возбуждено уголовное дело по популярному сейчас обвинению в разжигании межнациональной розни.
В документе описывается событие, хорошо известное всем талышам. «В Лерикском районе есть старое талышское село под названием Азербайджан (по-талышски «Озобижон»), – с возмущением рассказывали ленкоранцы. – Недавно президент Азербайджана Ильхам Алиев приехал в наш регион и, увидев табличку с перечеркнутым красной линией названием, которую ставят в конце населенного пункта, возмутился: это что же, Азербайджан закончился?! Вскоре парламент Азербайджана «по просьбам трудящихся» переименовал село на тюркский лад – оно стало называться Гюнешли».
«Нам известно, что никто из данного селения в парламент республики с подобным обращением не то что не обращался, но даже в мыслях не допускал этого, – отмечается в заявлении правления ТНД. Причем подобное переименование талышского топонима на тюркский далеко не первое в истории Азербайджана, напоминают лидеры талышского национального движения. Еще в советское время столица Талыша Ланкон превратилась в Ленкоран, Лик – в Лерик, Осторо – в Астару и так далее.
Смерть иранским шпионам
Но если просветитель Фахраддин Абосзода еще только «ходит под статьей», то председатель Республиканского талышского культурного центра, главный редактор газеты «Толоши садо» («Голос Талыша»), лингвист Новрузали Мамедов и его «подельник», востоковед-иранист Эльман Кулиев вот уже более полугода находятся в тюрьме. Им предъявлено обвинение по ст. 274 УК Азербайджанской Республики (измена государству) – шпионаж в пользу Ирана.
Председатель Комитета защиты прав Новрузали Мамедова Гилал Мамедов не сомневается, что арестованные, по его словам, «всегда верно служившие государству», ни в чем не виноваты, и уголовное дело обусловлено исключительно политическими причинами. «Ими жертвуют для достижения определенных целей, – считает правозащитник. – Власти пытаются убедить американское руководство в том, что талыши отстаивают проиранские интересы, и в качестве профилактических мер проводят аресты «иранских шпионов» – мол, с одной стороны, нас подрывают русские, а с другой – Иран пытается раздуть очаг сепаратизма в приграничной зоне».
По словам Гилала Мамедова, превращая идеи пантюркизма в официальную государственную политику, власти дискредитируют нетюркоязычные народы Азербайджана и препятствуют развитию национального самосознания. Члены Комитета защиты прав Новрузали Мамедова и «представители малочисленного талышского народа Азербайджана серьезно озабочены наметившимися тенденциями развития общественно-политических процессов в государстве, которые чреваты дальнейшим ущемлением и ограничением элементарных конституционных и международных прав и свобод своих граждан и народов», – отмечается в обращении к послам иностранных государств, направленном комитетом в июле.
Курды сначала не хотели терроризма
По мнению остающихся на свободе представителей талышской интеллигенции, обвинения в шпионаже Новрузали Мамедова и Эльмана Кулиева – серьезное предупреждение талышам, борющимся за права своего народа. Месяц назад, после «бесед» в Министерстве национальной безопасности АР, был вынужден покинуть Баку, перебравшись за пределы Азербайджана, талышский правозащитник, специалист в области международного права Атахан Абилов. Еще в сентябре 1997 года автор нескольких учебников, высококлассный юрист, преподаватель Бакинского государственного университета был отстранен от занимаемой должности с формулировкой: «принимая во внимание участие в мероприятиях, направленных против государственности и территориальной целостности Азербайджанской Республики». Спустя десять лет Министерство нацбезопасности не намерено терпеть Абилова и в качестве сотрудника НПО, поставив его перед выбором – уехать или сесть в тюрьму. В России и Европе немало таких вынужденных эмигрантов-талышей.
В условиях, когда официальный Баку полностью отрицает наличие талышской проблемы, а порой и самого талышского народа, использовать правовые методы довольно сложно. «К сожалению, за последние 15 лет государство, вопреки обязательствам, принятым перед Советом Европы, не только не поддерживало талышский культурный центр и газету «Толоши садо» материально, но и не выполнило ни одного пункта Конвенции о защите национальных меньшинств, подписанной еще в 2001 году, – говорит Гилал Мамедов. – До сих пор не принят закон о малочисленных народах Азербайджана, не ратифицирована Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств».
Политические средства борьбы также ограниченны. «Талышам никогда не дадут создать политическую партию – а она могла бы быть не хуже «Мусавата», – отмечает ленкоранский экономист и политолог Бахтияр Агазаде. – Под ее знамена подтянулись бы таты и лезгины, права которых в Азербайджане также нарушаются». Талыши отрицают силовые методы борьбы за свои права, однако признают, что теоретически ситуация может измениться. «Даст Бог, до терроризма у нас дело не дойдет, мы этого не желаем, – заметил один ленкоранец. – Курды, наверное, сначала тоже этого не хотели…»
Азербайджанские спецслужбы убеждены, что талышское национальное движение в основе своей – сепаратистское, и его конечной целью является создание суверенного талышского государства на отторгнутых территориях Азербайджана и Ирана. Талыши утверждают, что не претендуют на большее, нежели автономия в составе Азербайджана, и отрицают всякие параллели с недоброй памяти конфликтом в Чечне. «Чеченская провокация очень больно ударила по нам, – говорит Бахтияр Агазаде. – Многие, не разбираясь, ставят знак равенства между этими проблемами. Между тем мы в Азербайджане хотим того, что и так имели чеченцы в Чечено-Ингушской Республике: автономию, возможность развития языка и культуры, экономическое влияние. Никак нельзя сказать, что права чеченцев были ущемлены – скорее наоборот, из-за своей агрессивности и сплоченности они пользовались ими больше других народов».
Как говорит ленкоранский политолог, сейчас в Талыше практически все управленческие посты занимают назначенцы из других регионов, прежде всего из Нахичевани. Талышские земли массово скупаются. Только для восстановления ленкоранского аэропорта, рассказывает один из лидеров московской талышской общины Исмаил Шабанов, в город переселили пятьсот нахичеванских семей, хотя работы не хватает и местным жителям. Ленкоранцы, лерикцы и массальцы, в свою очередь, вынуждены ехать в поисках работы в Баку, где занимаются строительством и другим тяжелым низкооплачиваемым трудом, или вовсе уезжают за границу, прежде всего в Россию. «Если так пойдет и дальше, число талышей здесь будет постоянно снижаться, и через несколько лет составит не 75%, как сейчас, а скажем, 45% населения, и проблема будет закрыта», – говорит Шабанов.
Среди активистов ТНД много сторонников федерализации Азербайджана, однако сторонники этой идеи уверены, что в обозримом будущем Баку на такой шаг не пойдет. «Для Ильхама Алиева выгоднее отдать Карабах, чем согласиться на федерализацию, которая усилит региональные элиты и приведет к большему учету интересов России и Ирана, – считают в Ленкоране. – Если бы талышей не было, власти давно решили бы карабахскую проблему, дав армянам все, что те хотят. Но талыши есть, и их миллион, а не сто тысяч, как говорят в Баку, отсюда и все опасения. Талыши настолько даровитый народ, что мы не нуждаемся в помощи центра – пусть только нас не тормозят».
Между Востоком и Западом
Талышское национальное движение поддерживает отношения со всеми мировыми центрами силы, но всерьез рассчитывает лишь на потенциал собственного народа. Иран, в парламенте которого второй год обсуждается план создания талышского остана (провинции), не намерен осложнять отношения с Азербайджаном, оказывая поддержку «соседским» талышам. Содержание и качество получасовой радиопередачи на талышском языке, транслируемой из иранского Решта и принимаемой в азербайджанском Талыше, не устраивает большинство радиослушателей. Планы по созданию в Иране талышского телевидения пока не воплотились в жизнь. Большинство азербайджанских талышей, воспитанных на советской культуре, не приемлют принципов теократического государства (хотя интерес к религии, как и число фундаменталистов, в регионе растет). Однако многие полушутя-полусерьезно говорят об Иране как о своей «исторической родине», имея в виду общность языка и происхождения.
Эта общность серьезно затрудняет контакты талышей с представителями США и других стран Запада, антииранская направленность которых очевидна. По-видимому, это основная причина того, что западные правозащитники до сих пор не слишком активны в отстаивании прав талышей.
Отношение талышей к России значительно теплее. «В XVIII веке Талышское ханство в добровольном порядке присоединилось к России, – напоминают в мартовском обращении к президенту Владимиру Путину председатель Международного комитета защиты прав талышского народа Захираддин Ибрагими и президент Международного фонда Возрождения талышской культуры Азер Мамедов, – войны России с Ираном и два договора между державами: Гюлистанский (1813) и Туркманчайский (1828) – положили конец талышской государственности. В этих документах черным по белому написано, что Россия берет на себя прямую ответственность за судьбу талышского народа. Эти договоры до сих пор остаются в силе. Это значит, что Россия продолжает нести историческую ответственность за судьбу талышского народа». Талыши просили главу российского государства «потребовать от Азербайджана соблюсти международные акты по правам человека» и призвать Баку «восстановить историческую справедливость», однако это эмоциональное обращение осталось без ответа.
Впрочем, далеко не все талыши склонны апеллировать к РФ как к последней инстанции. По мнению ленкоранского политолога Бахтияра Агазаде, именно Россия в свое время сыграла не последнюю роль в становлении пантюркизма в Азербайджане, «а всеми плодами российской политики сегодня пользуются американцы».
Самым известным азербайджанцем, прославившимся во время Великой Отечественной войны, был талыш, дважды Герой СССР, генерал-майор танковых войск Ази Асланов, напоминает политолог, а «самым знаменитым предателем – нахичеванец Фиридун Дуденгинский, командир азербайджанского легиона пленных, воевавших на стороне нацистов».
«Мой народ должен надеяться на Аллаха, на себя, на своих союзников внутри Азербайджана и на братский Иран. Учитывая, что российский интерес к региону не идет ни в какое сравнение с американским и европейским, эту оценку следует считать вполне обоснованной», – говорит эксперт.
Баку–Ленкоран–Москва
материалы: Независимая Газета© 1999-2007 | Опубликовано в Независимой Газете от 10.09.2007 Оригинал: http://www.ng.ru/courier/2007-09-10/18_talshi.html |