Талышские страницы в Интернете |
Главная страница. | напишите нам |
Талышские страницы в Интернете
УВАЖАЕМЫЕ ТАЛЫШИ, ПРОЖИВАЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ! ВЫ ЕЩЕ НЕ ЗАБЫЛИ О ТОМ, ЧТО ДО ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ ОСТАЕТСЯ ЧУТЬ МЕНЬШЕ ОДНОГО МЕСЯЦА? МЫ НАДЕЕМСЯ, ЧТО В ЭТОТ РАЗ ВЫ СДЕЛАЕТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР, И В ГРАФЕ «НАЦИОНАЛЬНОСТЬ» УКАЖЕТЕ СЕБЯ КАК «ТАЛЫШ». НЕ ЗАБУДЬТЕ: НАШЕ СЕГОДНЯШНЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ И ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА НАШЕГО НАРОДА ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ИМЕННО ОТ ЭТОГО. ЭТИМ МЫ ДОКАЖЕМ ВСЕМУ МИРУ, ЧТО ТАЛЫШИ КАК МНОГОТЫСЯЧНЫЙ НАРОД СУЩЕСТВУЮТ НА ЗЕМЛЕ! ЗАКОН РФ «О ВСЕОБЩЕЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ» СОЗДАЕТ ВСЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ СПРАВЕДЛИВОГО РЕШЕНИЯ ЭТОГО ВОПРОСА. «ТАЛЫШ» - КАК ГОРДО ЭТО ЗВУЧИТ! ДАВАЙТЕ, ВСЕ ВМЕСТЕ ПОЧУВСТВУЕМ ЭТО! Талыши Северного Азарбайджана - четвертый по численности народ на Кавказе. Вопрос о численности талышей на сегодняшний день является очень спорным из-за отсутствия точных данных. Власти тщательно скрывают точную информацию о численности талышей, проживающих на своей исторической родине. А зачем им нужно это скрывать? Ну а как же? Ведь талыш, узнавший, что их в Азербайджане более миллиона, может потребовать автономию. Талышей сохранилось еще немало и это после многих веков тюркизации, в результате которой подавляющее большинство этого народа ассимилировалось. И мы не ошибемся, если скажем, что большинство населения Иранского Азарбайджана является тюркизированными талышами (азарбайджанцами). Проследим процесс переписи талышей, проживающих на территории, являвшийся частью Российской империи, а позднее СССР. Считаем здесь нужным привести без изменений часть статьи проф. Г.Ф. Чурсина «Талыши», напечатанную в «Известиях» Кавказского Историко-Археологического Института 1926-го года: «Отуречением талышского населения низменной части Талыша объясняется, почему статистические данные о количестве талышей оказываются неточными и ненадежными». По данным Н. Зейдлица, относящимся к 1859-1864 годам, талышей в Ленкоранском уезде было 34.444 чел. об. п. По посемейным спискам 1886 года общее количество талышей в Ленкоранском уезде составляло 47.296 чел. Цифры эти можно считать более или менее правильными: «В дальнейших статистических материалах наблюдается странное явление: количество талышей убывает. По данным первой всеобщей переписи 1897 г. талышей (по признаку родного языка) в Ленкоранском уезда оказывается уже только 34.991 чел., в то время как «татар» в уезде насчитывается 84.725 чел». После 1886 г. талыши не выселялись и не вымирали. Ясно, что значительная часть талышей по признаку языка причислена к тюркам. Изданный в 1914 г. Бакинско-Дагестанским Управлением земледелия и госуд. иммуществ «Очерк сельского и лесного хозяйства Ленкоранского уезда» определяет количество талышей в уезде 77.066 душ обоего пола, тюрков же всего 63.060 чел. Наконец, по данным сельскохозяйственной переписи Азербайджана 1921 г., талышей в селениях того же уезда оказывается 66.206 чел. (34.382 м. и 31. 824 ж.), тогда как азербайджанских тюрок насчитывается в уезде 78.380 чел., имея в виду, что перепись 1921г. проводилась в неблагоприятных условиях и страдает существенными недостатками (44 селения Ленкоранского уезда остались неописанными, некоторые талышские селения, напр. Брадиго, записаны как тюркские, и пр.), цифру талышского населения 66.206 следует считать ниже действительной. А теперь приведем часть текста из статьи проф. Б. В. Миллера «Предварительный отчет о поездке в Талыш летом 1925 г.»: «Новейшие статистические данные о Талыше - именно перепись Аз. СУ 1921 г. тоже крайне несовершенны. В Ленкоранском уезде было переписано всего 46 сельских обществ, из которых в северной, отчасти северо-западной и крайне западной части уезда, в 24 сельских обществах население показано исключительно тюркским (и в большом числе русским): в четырех сельских обществах талыши составляют незначительное меньшинство ( в Болгаринском сел. общ. – 4 селения, в Пермбельском, Масаллинском и Шилванском – по 1). Но далее к югу талыши идут сплошной массой, а тюрки либо составляют незначительное меньшинство (в Аркеванском сел. общ. -1 сел., в Борадигинском - 3, в Кызылварском - 3, в Порнаимском - 1, в Шингадуланском - 2), или же их вовсе нет. Сплошь талышских сельских обществ -16: Джиль, Арчеван, Путасар, Сютамурдов, Герматук, Гирдани, Рво, Рудакенаруд, Тенгаруд, Вери, Зенони, Келвез (!), Лерик, Мистан, Оранд, Сори... Перепись происходила в год еще не затихшей гражданской войны, и 44 селения остались непереписанными... Данные переписи заслуживают мало доверия, как мне пришлось не раз убеждаться. Например, сел. Брадиго показано тюркским, между тем я в нем записывал талышские тексты от мальчиков школьного возраста... Общее число жителей Ленкорана около 12.000 (11.953); население города и теперь, как и раньше, огульно признается тюркским, но это не совсем верно, если принять во внимание тесную связь части ленкоранцев с талышами окрестных сел; даже в местных интеллигентных семьях иногда слышится талышская речь. Итак, учитывая вышеприведенные недостатки и пропуски переписи, общее число талышей Советского Азарбайджана, мне кажется, можно принять приблизительно в 80.000 чел., живущих приблизительно в 350 селениях и отселках и частью в Ленкорани. Если сравнивать цифры населения талышского и тюркского по последовательными переписям (начиная с посемейных списков 1886 г.), можно прийти к заключению, что талыши нисколько не вымирают, что число их прогрессивно возрастает, не уступая в этом отношении тюркам и что процентное отношение между обеими племенными группами в Ленкоранском уезде не изменяется, и это несмотря на невольную тюркизацию, которой подвергаются не имеющие своей письменности талыши, вынужденные в школах и административных учреждениях пользоваться тюркским языком. Обратите внимание на вышеуказанные названия сплошь талышских сельских обществ, среди них перечисляются сел. общества Зенони и Келвез. Эти селения в данные время уже считаются тюркскими. В Пермбельском и Шилаванском сел. обществах находится по одному талышскому селению. Кроме этого, Кистенев Дмитрий Авденович в статье «Экономический быт государственных крестьян Ленкоранского уезда Бакинской губернии» 1887 года указывает на четырех порнаимских (Порнаим – талышское племя) села между реками Виляш и Шагратюк. Все вышеуказанные 6 селений ныне находится на территории Ярдымлинского района и также тюркизированы, как и остальные селения этого района (за исключением 4-х деревень). Подтверждением этому служат топонимы Ярдымлинского района, значение названий которых не знают даже сами жители сел, т. к. забыли талышский язык. А ведь именно на этом языке можно понять значение этих топонимов. Теперь затронем еще один аспект темы. Все вышеуказанные статистические цифры относятся только к Ленкоранскому уезду, но ведь талыши живут практически по всему Азарбайджану. Перейдем к фактам: селения с наименованием «Талыш» существуют в Агдамском, Кубинском, Исмаиллинском, Сабирабадском, Шемахинском, Шамкирском, Мардакертском (Агдере), Кюрдамирском районах, в Гаджигабулском районе – поселок Талыш, в Аспинадзенском районе Грузии – селение Толош, несколько селений Талыш в Армении (в Ираванском ханстве существовал Талышский магал, а одно из пяти меликств Карабахского ханства тоже было Талышское). Эти топонимы связаны с расселением на указанных территориях талышей в XVI веке во времена Сефевидов. Практически все население вышеперечисленных селений ассимилировано, о его талышском происхождении мы знаем по топониму. А как же быть с остальными, на происхождение которых нет прямых указаний? К примеру, в Ордубадском районе Нахичеванской АР в прошлом существовало племя Дилем (предполагают, что это племя для охраны границы было сюда переселено из Дейлема - так называлась горная часть Талышстана в средние века), представители которого ныне проживают в селениях Келат и Килит, в последнем, кстати, до сих пор разговаривают на одном из наречий талышского языка. Для нахождения и выявления таких фактов нужно проводить и исторические, этнографические, лингвистические и антропологические исследования. В 80-х годах XIX веке произошло событие, которое довольно мало известно, но оно оказало немалое влияние на численность талышей. Как известно до присоединения Закавказья к России Муганская степь принадлежала Талышскому ханству. Ханство предоставляло здешние зимние пастбища шахсеванским племенам, взимая с них налы - «чепбашы». В исторических книгах шахсеваны почти всегда указываются как полукочевые тюркские племена. Но эта точка зрения не совсем верна, т.к. довольно значительную часть шахсеванов составляют талыши. Достаточно указать, что самым крупным шахсеванским племенем является талыш-микайыллы. По сообщением 1870 г., в Бакинской губернии жили следующие полукочевые общины: хырдапай, халафлы и муганлы (500 селей), поладлы (300 селей), хумуста поладлысы (150 селей), новрузалыбекли (100 селей), гузанлы (60 селей), талыш-микайыллы (400 селей) (!), годжабекли (200 селей) и др. В 1880-1885 гг. царское правительство из-за беспокойств, которые причиняли на границе шахсеваны, распорядилось выселить их в Иран. Но дело в том, что талышские племена были выселены почти полностью, а тюркские частично. Все оставшиеся шахсеваны были тюрками. Только небольшие группы талышских шахсеванов вернулись обратно в Мугань, свидетельством чего являются небольшие селения Микаиллы на территории Джалилабадского и Нефтчалинского районах. На Кавказе проживает множество народов. Более 20-и из них имеют свою государственность. Но талыши, которых более миллиона (если не полтора миллиона) и которые являются четвертым по численности народом на Кавказе (после азарб. тюрков, грузин и армян), до сих пор не восстановили своей государственности, хотя некоторые из народов Кавказа, имеющие свою государственность, насчитывают всего несколько десятков тысяч (так, черкесов - всего 40 тысяч чел.). Вугар Ликиж - историк |