АЗАРБАЙДЖАН – ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
Главная страница. напишите нам
Письма не из далека


УРОКИ ХХ ВЕКА:

АЗАРБАЙДЖАН – ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
(без правильного решения вопросов национально-государственного устройства нельзя построить будущего)
(Начало в №1 (6))

Точно не знаю, от кого исходило это предложение, но решили называть новообразованное государство Азарбайджаном. Мало того, была «образована новая нация под названием «азарбайджанец». (Неслучайно, когда в 1921 г. появился план Сталина о вхождении будущих союзных республик в состав Советской России на правах автономных республик, все страны,- включая его родину - Грузию, - категорически выступили против этого плана. И Ленину пришлось выступать с критикой его плана. Единственной страной была Азарбайджан, где план Сталина был одобрен, выражаясь словами моего покойного учителя, профессора Али Алиева, «четырьмя руками!»). Лучшие представители талышской интеллигенции во главе с поэтом З. Ахмедзаде были репрессированы и сосланы в Сибирь. Начался новый этап в ассимиляции всех нетюркских народов, в т. ч. талышей! Этим путем коммунистические власти Азербайджана старались решить национальный вопрос, в чем, надо признаться, добились «огромных успехов». Если бы не распалась Советская империя, многие в Азарбайджане продолжали бы себя считать «азарбайджанцами»!
В связи с этим приходится ответить на такой вопрос: есть ли в Азарбайджане так называемые «чистые тюрки»? Исторический анализ доказывает, что таких не очень много. То, что большинство населения в республике разговаривает на тюркском языке, вовсе не доказывает ее тюркское происхождение (так же как и негр или индеец, говорящий по-английски, из-за этого не становится англосаксом!). За долгие годы ассимиляции, надо признать, многие талыши, курды, лезгины, таты и др. стали называть себя тюрками, забывая при этом о своем происхождении! Конечно, есть и такие выродки, которые ради карьеры или просто из-за глупости отрицают свою национальную принадлежность!
Национально-освободительное движение, которое охватило просторы бывшего СССР, естественно, не прошло мимо нетюркских народов Азарбайджана (к великому несчастью ее нынешних властей и пантюркистски настроенной интеллигенции). Выяснилось, что многие талыши, курды, таты, особенно их образованная часть, еще не забыли о своих корнях…
В конце 80-х был образован Народный Фронт Азарбайджана, в создании которого очень активно участвовали представители нетюркских народов республики. Но уже в 1989 году в составе НФА была создана «Организация по борьбе против нетюркских народов Азарбайджана». Естественно, для представителей этих народов, которые наивно верили в светлые идеалы свободы и братства (но не все же они могли быть манkуртами и продажными, хотя и такие были и до сих пор они остаются в рядах НФА!) это было ударом в спину!
В начале 90-х гг. одна за другой в республике были образованы политические партии талышей, лезгин, курдов и т. д. И что вы думаете, уважаемые читатели, ни одна из этих политических партий не была зарегистрирована Минюстом независимой республики Азербайджан!
В 1992 году с «согласия семи иностранных государств» (слова принадлежат представителю народного фронта!) НФА пришел к власти. Очень скоро парламент принял закон о государственном языке, в котором тюркский язык был объявлен государственным языком (можете меня спросить: а куда должны были деться 1,5 миллиона талышей, около миллиона лезгин, полмиллиона курдов, столько же татов, русских и др.?!). Отныне в паспортах, в графе «национальность», все должны были указывать - «тюрок». Лозунги типа «Боже, храни тюрка», «Другом тюрка может быть только тюрок» были возведены на уровень государственной политики. Нетюркские народы подверглись невиданному издевательству и оскорблению. Президент подписал специальное постановление, где эти народы были объявлены «малочисленными!»
В ответ на все стремления правительства НФА в республике с каждым днем усиливалась борьба этих народов против национального бесправия и фашистского режима. Первыми поднялись талыши. Летом 1993 г. в г. Ланкон была провозглашена Талышская автономия.
В это время к власти пришел Г. Алиев. После того как расправился с ТМАР, он приступил к решению проблемы нетюркских народов в Азарбайджана «коренным образом»! Курдская проблема была решена одним махом – в исторически короткое время все курдские районы были «сданы» армянам! Курдское население республики с легкой руки бывшего генерала КГБ стало беженцем! Таты не очень беспокоят руководство страны, лезгины поживают не очень компактно, значит, на повестке дня остаются талыши…
Азарбайджан - Родина наших предков, ее исторические судьбы не могут быть для нас безразличны! Мы не желаем и не можем желать зла этому райскому уголку земли. Поэтому мы ищем путь построения счастливого будущего для всех народов, проживающих в этом крае. Этот путь, по нашему глубокому убеждению, выработан всем ходом истории человечества. Он подразумевает предоставление свободы всем народам, предоставление возможности построить свою жизнь по своему усмотрению. Приходится напомнить одну мысль из «Декларации о независимости США», где говорится: «Все люди сотворены равными, все они одарены Создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и стремление к счастью».
Мы не стараемся доказать свое превосходство над другими народами, так как это под силу только Аллаху. Только он знает, какой народ превосходит другой и превосходит ли вообще. Все народы Азарбайджана должны жить в дружбе и согласии. Наши народы – тюрки, талыши, курды, лезгины, таты, русские и пр. - вместе сдали не один тяжелый экзамен истории. Ведь режимы и их авторы приходят и уходят, а народы остаются и продолжают жить вместе. Как говорил в своем первом обращении к народу в 1993 г. президент ТМАР А. Гумматов: «Мы – талыши и тюрки, лезгины и русские, таты и курды – вместе сильны, были едины и такими должны остаться в дальнейшем».
Исходя из мирового опыта решения национального вопроса, мы предлагаем свой вариант для Азарбайджана и призываем представителей политических партий вместе обсудить его. Этот вариант имеет в виду создание расширенного (децентрализованного) унитарного государства путем предоставления автономии основным народам и регионам республики, которые будут располагать собственными парламентами, правительствами и административно-управленческими структурами и самостоятельно решать переданные им центральными органами вопросы, особенно в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и др.

(Продолжение следует)


Ф. Ф. АБОСЗОДА

Hosted by uCoz