ТАЛЫШСКИЙ НАРОД НИКОГДА НЕ ПОМЫШЛЯЛ О ВЫХОДЕ ИЗ СОСТАВА АЗАРБАЙДЖАНА |
Главная страница. | ГАЗЕТА "ТОЛЫШ" | напишите нам |
Ф.Ф. АББАСОВ
Это интервью было напечатано в газете «Новое время», издаваемой в г. Баку с некоторыми сокращениями. Представляем вниманию читателей её полный вариант. Вопрос: Фахраддин муаллим, неоднозначное восприятие в Азарбайджане вашей личности, издаваемой Вами газеты «Толыш», и в целом выбранной политической борьбы для Вас не ново. И поэтому было бы неплохо начать нашу беседу с разъяснения причин этого подхода. Ответ: Честно говоря, я не вижу во всем этом ничего необычного, ибо уже давно не удивляюсь к разным клеветам и обвинениям, регулярно направляемым в мой адрес. Я считаю, что адекватное восприятие данных обстоятельств, должно подразумевать, во-первых, соответствующий уровень интеллекта оппонента (а интеллекты у людей, как мы знаем, разные), во-вторых, сущность нашей деятельности, заключающейся в ведении политической борьбы. Так, каждый человек в рамках своего знания и образования, мировоззрения соответственно зависящим и независящим от него объективным и субъективным условиям воспринимает окружающий его мир, явления и процессы и вырабатывает свою позицию к ним. Вне всякого сомнения, это- плод деятельности того политического общества, в котором мы живем, общества, обладающего средствами насилия и пропаганды. Целенаправленно проводимая властными структурами идеологическая манипуляция часто зомбирует людей, и, как правило, лишает возможности самостоятельного суждения. Говоря о второй стороне вопроса, хотел бы более конкретизировать свою мысль, приведя примеры из нашего далекого и не очень прошлого. Одно время в США М.Л. Кинг говорил о равенстве всех людей перед лицом Всевышнего, хотя этим, простите за тавтологию, не открывал Америки. Человечество, прошедшее многотысячную историю развития, четко осознавало сие обстоятельство. Однако в середине 60-х гг. прошлого века - в эпоху торжества расовой нетерпимости в США, напоминание данной очевидной истины именно представителем негритянской части было воспринято очень болезненно, и в результате М.Л. Кинг был убит. Повторение постулата равенства всех людей Н. Манделой в 1964 г. закончилось для последнего 27 летним тюремным заключением. Таких примеров можно привести великое множество. Однако в нашем случае больше всего должно волновать не сами примеры как таковые, а их результаты. А они свидетельствуют о том, что политические вожди и силы, враждебно встретившие выдвинутые негритянскими представителями очевидные постулаты впоследствии признались в ошибочности и ущербности их подхода. И не случайно М.Л.Кинг стал национальным героем, а Н. Мандела- Президентом ЮАР. Теперь каждый новый Президент США своим первоочередным долгом считает посещение памятника М.Л.Кингу, а ведущие политические деятели - встречу с Н. Манделой. Это очень поучительный пример для Азербайджана, хотя, оговорюсь, отнюдь не претендуя на обожествление не сомневаюсь в следующем: если не сегодня, то завтра с полос газет и журналов, эфиров радио и телевидения Азарбайджана мы увидим и услышим не ложь и клевету, а объективные и правдивые мнения добропорядочных граждан, и не только о нас и правоте нашей политической платформы, но и в целом по всем сферам общественной жизни республики. Пусть никто не обвиняет нас в сепаратизме и расчленении Азарбайджана. Талышский народ никогда не помышлял об отделении от Азарбайджана и сейчас далек от такой позиции. Вопрос: В таком случае было бы неплохо более подробно познакомить читателей с Вашей политической платформой… Ответ: С удовольствием. Этот вопрос нам часто задают. Ответ всегда один: Мы хотим справедливости, справедливости и еще раз справедливости! А она как моральная и политическая категория не может быть односторонней и половинчатой. Справедливость есть явление божественное. В этом смысле она или есть, или ее нет. Третьего не дано. Мы считаем, что с талышским народом поступают несправедливо, нарушаются его права. А пока так, то будущее Азарбайджана всегда будет туманным и не безоблачным… Что мы подразумеваем под понятием «справедливость»? Мы хотим: 1. Установление нормального, цивилизованного правового, демократического государственного строя и политического режима. Первичным и основным условием создания любого государства является солидарность в обществе( или хотя бы среди большинства его членов). Ибо только общественный договор, опирающийся на солидарности членов общества, может способствовать созданию желанного государственного устройства. Ни современное оружие, ни крупная армия, ни бесконечные казни и гонения не смогут спасти тиранический режим от неминуемой гибели. Пример Маркоса на Филиппинах, Чаушеску в Румынии, Рза Шаха в Иране говорят сами за себя. В этом смысле если господствующий клан в Азарбайджане не делает для себя никаких выводов, то это свидетельствует о его слабости. В настоящее время все оппозиционные силы в один голос уверяют, что существующий политический режим привел страну к катастрофе. Мы в этом не сомневаемся, хотя разные политические силы преследуют разные цели. Но, в отличие от них мы идем еще дальше и утверждаем, что если в стране во всем плохо, то должно быть плохо и в национальном вопросе. То есть не может быть так, что страна политически, экономически и социально в глубоком кризисе, а в национальном вопросе - расцвет. Это аксиома, известная каждому школьнику. Исходя из этого, мы хотим: 2. Признания Азарбайджана многонациональным государством, предоставления каждой национальности прав и свобод, равных стартовых возможностей для социально-экономического, политического и культурного развития. Для достижения этой цели что можем предложить? Мы понимаем, что понятие «федерального устройства» действующую власть и заигрывающую с ней оппозицию явно не устроит- они боятся его как волк огня. Дабы не усугубить эту боязнь и не превратить ее в агонию, мы предлагаем: 3. Объявить Азербайджан (по примеру Франции, Италии или Испании) широким унитарным государством, в составе которого в числе других предоставить талышскому народу автономию. Предвидя возможные возражения и на этот счет(?), мы предлагаем: 4. В составе Азарбайджана сформировать по исторически сложившемся территориальному принципу 11 округов с правом самоуправления в рамках конституции Азарбайджана. В таком случае одно из главных наших требований- объявление талышского языка( при условии государственности тюркского языка) одним из официальных языков республики. Мы не сомневаемся, что только таким путем можем спасти наш народ от ассимиляции и неминуемой гибели. Почему талыши должны лишиться права читать и писать на родном языке? Или это тоже считается расчленение Азарбайджана? Будучи абсолютно уверенными в обратном, мы предлагаем: 5. Отказаться от оставшегося нам в наследство от 30-х гг. термина «азарбайджанец», и тем самым положим конец вранье себе и окружающим. Конечно, как граждане Азарбайджана все мы «азарбайджанцы», и это неоспоримый факт. Как в США ( американцы) или в России (россияне). Но в названных государствах нет национальностей типа «американец», или «россиянин»; в них живут сотни национальностей, которые свободно развивают свою культуру. И от этого государства только укрепляются. Ибо объединяет людей не насилие, а свобода! Мы во всем стараемся копировать эти государства, брать с них пример, а в национальном вопросе – отгородиться на все 180 градусов. Не находите ли вы здесь ничего странного??? Теперь несколько слов о языках. Как известно, одним из обязательств, взятым Азарбайджаном перед Советом Европы, является закон о языках республики. Несмотря на то, что выделенный для этого срок (три года) подходит к концу, ничего в этой области до сих пор не сделано. Я бы хотел обратить ваше внимание на примеры нескольких стран. Например, в Украине, с которой еще совсем недавно жили в одном государстве, украинский является государственным языком, хотя в качестве официальных широко используются русский и польский языки. Шведский язык в Финляндии является государственным, хотя шведы составляют всего лишь 6% населения. Кроме этого и саамский язык считается официальным языком в Финляндии. В Швейцарии немецкий ( немцы составляют 64% населения), французский (французы-19%), итальянский ( итальянцы-8%), на Сейшелах- креольский, французский и английский, в Сирии- арабский (арабы- 89%), курдский ( курды-6%) и армянский ( армяне-6%), в Канаде – английский (45%) и французский (29%) считаются официальными языками. В большинстве государств мира ситуация в языковой сфере благополучная. Как видно, в мировой практике наличие нескольких официальных языков в рамках одного государства вовсе не критикуется, а наоборот, свидетельствует о том, что свобода в языковой сфере является важнейшим моментом решения национальных вопросов. Далее мы хотим: 6. Все регионы и национальности Азарбайджана были равномерно представлены во властных структурах республики. То есть должны быть созданы нормальный парламент и правительство, пропорционально отражающие национальный состав населения. И таким образом навсегда покончить с местничеством, клановостью, коррупцией и прочими негативными явлениями, пустившими глубокий корень во властных структурах. И, наконец, мы хотим: 7. Освободить всех политических заключенных, в том числе Алакрама Гумматова. Покончить в дальнейшем с преследованиями людей за их политические, религиозные убеждения и мировоззрения. Вопрос: На фоне активизации политических сил накануне предстоящих президентских выборов, с помощью каких политических партий или групп желаете добиться осуществления Вашей платформы? Ответ: Мы уверены, что в сложившейся ситуации ни одна оппозиционная сила не в состоянии в одиночку победить на выборах. И тем самым решить неотложные задачи по выводу страны из глубокого кризиса, я бы даже сказал, катастрофы. В целях экономии отведенного нашей беседе времени, я не буду подробно останавливаться на характеристике отдельных политических партий или движений. Однако для нас совершенно очевидны две вещи: во-первых, действующая власть находится на пределе своих возможностей, и не имеет никаких юридических и моральных прав участвовать на выборах; во-вторых, оппозиционные партии и движения не пользуются уважением у народа Азарбайджана, что убедительно показало наше не совсем далекое прошлое, когда они были у власти, и отчетливо проявляется в настоящем - хотят вновь управлять страной, но с использованием финансовых и иных возможностей некоторых заинтересованных государств. Мы считаем, что историческую миссию по выведению страны из глубокого политического, экономического, социального кризиса сумеет выполнить лишь широкая коалиция патриотических сил Азарбайджана, независимо от их национальной, религиозной принадлежности, политической и мировоззренческой ориентации. Такая коалиция, как нам думается, должна поставить перед собой три задачи: 1. Коренным образом изменить сформировавшийся в стране чудовищный политический и экономический режим; 2. Освободить Нагорный Карабах; 3. Создать нормальные жизненные условия для всех граждан Азарбайджана. Мы уверены, что такие патриотические силы в Азарбайджане есть, и в достаточном количестве. До официального объявления предвыборной компании есть определенное время, и не грех воспользоваться упомянутым патриотическим силам представившейся уникальной возможностью объединиться вокруг единой платформы. Возникшая таким образом коалиция вполне могла бы рассчитывать на участие и победу на выборах. |