ТАЛЫШСКО-МУГАНСКОЙ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКЕ В СОСТАВЕ АЗАРБАЙДЖАНА – 10 ЛЕТ |
Главная страница. | Гостевая книга | напишите нам |
ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
10 ЛЕТ СПУСТЯ … I. НАКАНУНЕ …К началу июня 1993 года наступил закономерный конец годичного правления антиконституционной власти так называемого Народного Фронта Азарбайджана во главе с А. Эльчибеем (как известно, приход к власти НФА стал результатом государственного переворота, произведенного в мае 1992 года, против законно избранного президента Азарбайджана А. Муталлибова). В течение одного года эта власть окончательно доказала свою антинародную сущность и неспособность решить насущные проблемы, стоящие перед страной в то время. Все это привело к всеобщему хаосу и безвластию. Гянджинские события, которые произошли в начале июня 1993 года, в этом смысле являлись выражением всеобщей ненависти к руководству страны. Повсеместная поддержка народными массами полковника С. Гусейнова, возглавлявшего всенародное восстание, объясняется именно этим фактом. Тандем А. Элчибея и И. Камбара, который сделал оголтелый и наглый пантюркизм своей государственной идеологией и поднял его в ранг национальной идеи, тем самым начал открыто игнорировать существование в стране нетюркских народов – талышей, лезгин, курдов, татов, русских и т. д. Сначала, одним указом президента, все эти народы были возведены в ранг «малочисленных». Сразу после этого был принят закон об объявлении тюркского языка государственным, постановление парламента о фамилиях и т. д. Преследование людей именно по национальному признаку, издевательства над национальными чувствами и достоинством нетюркских народов, их открытое оскорбление стали обычными явлениями… Армяне к этому времени уже сделали свой выбор – Карабахская война была в разгаре. Правительству НФА было не до Карабаха. В самом Баку шла ожесточенная борьба за распределение сфер влияния между отдельными группировками, входящими в НФА. В ходе этой борьбы руководители государства очень быстро забыли, где находится Карабах. Для них центр мироздания находился в Баку, потому что там была власть, там были деньги и несметные богатства и влияние! Русскоязычное население страны массовым образом покинуло страну и переехало в Россию. Остальным, – коренным народам Азарбайджана, – талышам, лезгинам, курдам, татам и т. д. уехать было некуда. Испокон веков они жили на этой земле. Азарбайджан был и остался для них Родиной! Поэтому перед ними стоял вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? Гянджинские события способствовали этим народам очень быстро найти ответ на данный вопрос. Всенародная освободительная борьба против властей для нетюркских народов Азарбайджана приобрела еще характер национально-освободительной войны против правительства НФА и его идеологии пантюркизма. Талыши, лезгины, курды, таты и представители других народностей Азарбайджана вместе с остальным населением страны выступили единым фронтом. Первым выступили талыши. Уже на следующий день после братоубийственной войны в Гяндже талыши во главе с полковником Альакрамом Гумматовым подняли восстание в Ланконе. Руководимое воинской частью № 704, расквартировавшейся в Ланконе, население города в одночасье прогнало руководителей местной исполнительной власти. Было провозглашено Талышско-Муганская Республика во главе с А. Гумматовым… II. ТАЛЫШСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ: ВЗГЛЯД С ВЫСОТЫ ДЕСЯТИЛЕТИЯ Процесс распада СССР, как известно, сопровождался повсеместной борьбой сотни народов, населявших эту 1/6 часть Земли, за социальное и национальное освобождение. Имея за плечами богатый опыт борьбы за образование автономии в составе Азарбайджана (Муганская Советская Республика 1919-го года, массовое движение талышской интеллигенции в 30-х годах и т. д.), 1,5 миллионный талышский народ одним из первых вылился в эту борьбу. Уже к концу 80-х годов прошлого столетия были образованы первые талышские националистические организации и общества, а также появились первые газеты на талышском языке. Последняя перепись населения СССР, проведенная в 1989-м году, придала талышскому национальному движению массовый характер. К началу 90-х годов талышское национальное движение развивалось в основном в нескольких направлениях, различающихся друг от друга по характеру, целям и средствам борьбы и движущим силам. Первое направление охватывало в основном проправительственно настроенную часть талышской интеллигенции, работающей в различных вузах и других учебных заведениях столицы. Это направление было представлено в лице Республиканского Талышского Культурного центра, руководители которого действовали в основном в соответствии с указаниями советника президента Азарбайджана по национальным вопросам. Талышский Культурный центр предпочитал курс на культурное возрождение талышского народа путем опубликования различной литературы и газет на талышском языке и не ставил перед собой никакие политические цели. К этому времени были изданы несколько сборников стихотворений талышских поэтов, в феврале 1992-го года началось издание газеты «Толыши садо» и т. д. Второе направление было представлено в лице патриотически-настроенной студенческой молодежи и других представителей интеллигенции, проживающих как в самом Баку, так и в провинции. Эта группа открыто заявляла, что без достижения автономии, или каких-либо других образований, немыслимо возрождение талышского народа и, главное – приостановить процесс его ассимиляции и как результат – гибели! Исходя из этого, был взять курс на образование политической партии и ведение борьбы именно политическими средствами. И как результат, уже к началу 90-х годов, была образована первая политическая партия – Талышская Партия Национального Возрождения. В 1992-м году эту партию переименовали в Талышскую Народную партию. После продолжительной борьбы (так как партия не прошла государственной регистрации) пришлось и ее переименовать. Таким образом, появилась первая официальная политическая партия талышей – Партия Равенства Народов Азарбайджана (ПРНА) во главе с кандидатом физико-математических наук Г. А. Мамедовым. В начале 1993-го года патриотическое крыло талышского национального движения произвело своего рода «переворот» в руководстве Талышского Культурного Центра. В результате сам Центр и издаваемая им газета «Толыши сядо» перешли под влияние патриотических сил. Третье – «скрытое» направление, руководимое А. Гумматовым, по настояниям которого еще в 1989-м году идея о талышской автономии была включена в программу Ланконского отделения Народного Фронта, охватывало в основном патриотически-настроенных военнослужащих и националистически настроенную молодежь Ланкона. Исходя из общественного положения своего лидера (А. Гумматов работал заместителем министра обороны эльчибейского правительства), эта группа в основном работала скрытно и подготовила почву для провозглашения талышской автономии. После того, как А. Гумматов весной 1993-го года подал в отставку и переселился в Ланкон, эта группа превратилась в вполне реальную силу. К этому времени уже стало ясно, что борьба ПРНА, несмотря на определенные успехи (численность членов партии превышала 5 тыс. чел.), не сможет привести к реальным результатам. Партия испытывала материальные трудности, не имела собственного бюджета и даже своего офиса! Не были преодолены внутрипартийные разногласия. Хотя партия неофициально провозгласила курс на достижение автономии в составе Азарбайджана, не была подготовлена концепция этой автономии, пути и средства ее достижения. Не была проведена широкая пропагандистская и разъяснительная работа среди населения. Большая часть населения не знала суть автономии и как результат, просто не была готова к провозглашению ТМР (неслучайно, впоследствии противники талышской автономии активно использовали данный момент в борьбе против ТМАР). На страницах единственного печатного издания – газеты «Толыши сядо», до провозглашения ТМР не был отпечатан ни один аналитический материал, где была бы объяснена сущность данной идеи. Практически работа членов партии носила разрозненный, эпизодический характер и не отличилась систематичностью. Одним словом, к моменту провозглашения ТМР, ПРНА не была готова, к тому, чтобы выполнить миссию, возложенную на нее самой историей. Передовая часть членов партии лично убедилась в фактической дееспособности этой организации, и искала другие пути для достижения своей цели. Именно поэтому весной 1993-го года, когда возник вопрос о принятии А. Гумматова в члены ПРНА, несмотря на яростное сопротивление со стороны некоторых ее членов, особенно в руководстве партии, решение было принято в пользу последнего – А. Гумматов стал членом ПРНА. Это событие дало новый импульс для активной деятельности партии и всего национального движения. Оно ознаменовало объединение всех патриотических сил в единое русло, что служило реальной почвой для практического осуществления планов по созданию талышской автономии. В свете сказанного, провозглашение ТМР не являлось простым протестом политике пантюркистского правительства НФА, а являлось закономерным итогом борьбы талышского народа за восстановление своей государственности и обеспечение прав хозяина своей земли. Талыши – автохтонный народ азарбайджанской земли, - имеют богатые государственнические традиции. Первые государственные образования на территории Азарбайджана были созданы именно талышами. Они наследники могучей империи Мадо (Мидии) и государства Атропатены. В канун присоединение к России на территории современного Талыша существовало Талышское ханство. А в 1919-м году, сразу после распада Российской империи, на территории Талыша была образована Муганская Советская Республика. Начиная со второй половины 30-х годов прошлого столетия, коммунистическое руководство Азарбайджана взяло курс на ассимиляцию талышей. С 1939-го года, были запрещены занятия на талышском языке и закрылись талышские школы. Была создана искусственная национальность под названием «азарбайджанец» и слово «талыш» навсегда исчезло из официальных статистических сборников. Политика ассимиляции талышей привела к тому, что многие талыши перестали разговаривать на своем родном языке и некоторые даже отрицали свое происхождение! В Азарбайджане слово «талыш» стало объектом унижения и издевательства. Провозглашение ТМАР должно было покончить навсегда с этим и обеспечить талышам равные права с остальными гражданами нашей страны. Несмотря на то, что по известным причинам ТМАР-у не суждено было долгое существование, сам факт ее провозглашения сыграл историческое значение в жизни талышского народа и всего Азарбайджана… |