АЗАРБАЙДЖАН – ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Главная страница. напишите нам
Письма не из далека


УРОКИ ХХ ВЕКА.


(без правильного решения вопросов национально-государственного устройства нельзя построить будущего)
(Начало в №№1,2 (6,7) )
Такая форма государства функционирует в таких странах, как Франция, Италия и т. д. Как свидетельствует их опыт, децентрализация власти не только не ослабила этих государств, наоборот, помогла им стать в один ряд с ведущими государствами мира!
Анализ показывает, что именно такое решение вопроса о национально-государственном устройстве в Азарбайджане содействовало бы выводу республики из глубокого кризиса, построению демократического правового государства и гражданского общества. Исторические, политические, национальные, экономические, географические особенности края, менталитет его населения вполне позволяют уже сегодня приступить к претворению в жизнь этой задачи.
Отсутствие единого государства на территории нынешнего (Северного) Азарбайджана в течение долгих веков, частые нашествия иноземцев и др. факторы затрудняли формирование единой нации в стране. Начиная с ХVIII в. в Азарбайджане существовали различные ханства, которые окончательно укрепили в психологии населения стереотип о его принадлежности не к единой нации, а к отдельным регионам края. Отсюда и возникли понятия «карабахцы», «ширванцы», «кубинцы», «гянджинцы» и т. д. В течение долгих веков только Ислам объединял эти разные регионы и народы! (Доказательством может служит еще такой факт: внешняя угроза, а тем более агрессия против страны, обычно, играет объединяющим фактором для народа. Когда началась война в Карабахе, казалось, все должны объединяться против врага. В начале так и было. Миллионы людей собрались на площади Свободы и изъявили желание воевать за Родину. Но очень скоро наступило всеобщее разочарование: каждый раз при смене власти – за время войны восемь раз менялось руководство страны – в стране, где шла война, менялись и начальники почти всех воинских подразделений. Каждый раз на смену одних начальников пришли земляки уже нового президента! Война стала доходным бизнесом и средством достижения власти для многих. Им чуждо было такие земные чувства, как любовь к Родине и родной земле, потому что для многих эта земля просто не была Родиной, и им было все равно где жить; как говориться, были бы деньги, родина всегда найдется! Все это делалось настолько открыто и нагло, что простому народу не осталось ничего другого, как уклониться от войны. Дезертирство приобрело всеобщий характер, а в верхах все еще продолжали делить власть…)
Формирование единой нации в Азарбайджане никак не отвечало интересам Российской империи, основным принципом которой в национальной политике являлось «разделяй и властвуй»! Находясь, сама под огромным влиянием тех же татаров, Россия в Азарбайджане дала предпочтение именно тюркской части населения. Неслучайно, русские называли этих людей никак иначе, как «татарами», хотя сами азарбайджанские тюрки никогда себя так не называло!
При советской власти и после обретения Азарбайджаном независимости политическое руководство республики сделало все для сохранения, и даже укрепления этого «статус-кво» в национально-государственном устройстве страны. Каждый регион страны смотрит на государство как на свою фазенду, которая должна кормить жителей именно соответствующего региона! Поэтому неслучайно, что приход к власти нахичеванца означает приход к власти нахичеванцев, карабахца – карабахцев, ераза (ереванских азарбайджанцев) – еразов и т. д. При этом смена власти сопровождается молниеносной сменой всех должностных лиц, начиная от начальников жэков и выше… В свою очередь борьба за власть так называемой оппозиции означает просто борьбу за приход к власти представителей другого региона. Вот поэтому население региона, представители которого «находятся у власти», ведет ожесточенную борьбу за ее сохранение. Потому что отчетливо понимает, что смена власти означает, что оно моментально потеряет свое положение в обществе (этим и объясняется тот факт, что всего полчаса хватает Алиеву, чтобы собрать в центральной площади г. Баку почти всех еразов и некоторых нахичеванцев)! Именно поэтому при встрече два азарбайджанца первым делом спрашивают друг у друга, из какого региона они или, в лучшем случае, стараются по акценту догадаться об этом сами!
Национализм и шовинизм, клановость и землячество, продажность и коррумпированность, безграмотность и незнание жизни народа – все эти качества правящих кругов, всего политического истеблишмента приводят к тому, что каждый раз при смене власти приходиться начинать все с начала…
Научная и особенно творческая интеллигенция, продажность и раболепие перед властями которой вызывают просто отвращение у нормального человека, воспевает власть.
Когда Эльчибей стал президентом Азарбайджана, газеты в один голос писали, что «пришел отец тюрков»! Уже на следующий день, после того как Алиев и Эльчибей поменялись местами, в официальной правительственной газете «Азарбайджан» появилась статья, где с радостью сообщалось о приходе нового «отца тюрков»!!!
Самое интересное в этом вопросе является то, что: во-первых, хочется спросить, сколько может быть отцов у одной и той же национальности?! Во-вторых, эти так называемые «отцы» как-то не очень похожи на самих тюрков! Во времена Эльчибея группа его политических противников все время «доказывала» его нетюркское, чуть ли не армянское происхождение! Многие азарбайджанские курды гордятся тем, что «великий сын курдского народа» сегодня является президентом Азарбайджана!
Еще в начале ХХ века анатолийские тюрки выбрали себе «отцом» (!?) одного еврея и называли его Ататюрком!

(Продолжение следует)

Ф. Ф. АБОСЗОДА

Hosted by uCoz