ТАЛЫШСКИЙ КРАЙ (ЛЕНКОРАНСКИЙ УЕЗД) |
Главная страница. | напишите нам |
РЮМИН В. А.
(Краткий географическо-этнографический очерк) 1931 год Древние… арабские историки территорию всего нынешнего Ленкоранского уезда относят к области Мукан, с городом того же названия, на месте современного гор. Ленкорани. Помимо г. Мукан, они в географических картах обозначают и следующие города территории Ленкоранского уезда: Балаах, Берзенд, Захаркеш, Садарасг, Ду-ар-Руд, два города Базз, а на месте нынешней Астары, город-порт Садж. Население уезда в то время уже составляли талыши… Те незначительные изыскания, которые были произведены по Муганской степи и вообще по Ленкоранской Мугани в частности, говорят уже о том, что в отдаленную от нас эпоху здесь была великая культура с массой городов, дворцов и т. д. Здесь была земледельческая страна. Следы культуры этой страны видны и теперь – это исполинские остатки каналов, курганы и пр. Историк Страбон говорит, что в древнее время Мугань была на такой же высоте, как была Месопотамия или современный Египет, как полагает уже автор. Невольно напрашивается вопрос, когда же погибла эта культура на Мугани, и кто был виновником гибели последней? Уже с IV века начинаются переселенческие волны с Северного Кавказа гуннов, а с VI века хазар (тоже с Северного Кавказа). Эти народы, как кочевники не могли смотреть равнодушно на города и поселения и часто уничтожали их. Но вот с начала XI века идут огромные монгольские волны из-за Каспия (современного Туркестана), через Персию, в Закавказье и всё уничтожают на своем пути: разрушаются и города Мугани, засыпаются каналы и т. д. Туземного населения осталось мало, оно бежало в нынешние Талышские и Карабахские горы, правда, здесь, на Мугани оселись новые пришельцы – тюрко-монголы, но они не были земледельцами, а были кочевниками, почему на каналы не обратили должного внимания, которые и совсем засорились, появились болота, их спутник – комар, а отсюда и малярия. Все народности монгольского происхождения (гунны, хазары, тюрки и др.) были кочевниками-разрушителями, да иначе и быть в то время не могло, так как проблема кочевника состояла в разрушении всех преград; его идеал – безграничная, широкая степь, по которой могли бы пастись его стада; если бы в его силе было, то он все города и поселения уничтожил бы… |