А. А. ГУММАТОВ (АЛАКБАРИ АЛАКРАМ ГУММАТЗОДА) Штрихи к политическому портрету |
Главная страница. | напишите нам |
«Не в чем упрекнуть тех, кто защищался от несправедливости» Коран 42: 41
"Одни люди повсюду рабы, другие нигде таковыми не бывают" Аристотель "Для его славы ничего не нужно, но для нашей славы нужен он" (Надпись, сделанная на бюсте Ж. Б. Мольера) "До тех пор, пока в нашей многонациональной стране правильно не решен национальный вопрос, трудно добиться политической стабильности и построить независимое государство." А. А. Гумматов …Он умный, но – наивен; бесстрашный, но – доверчивый; патриот, но – не понят в своей стране; герой, но – неотмеченный; гордый, но – простой; смиренный, но – вспыльчив; целенаправленный, но – скрытый; индивидуалист, но окружен людьми, которые страшно боятся взять на себя ответственность; бескорыстный, но вокруг только корысть и корыстолюбие; труженик, но окружен тунеядцами; воин, но вокруг одни трусы и трусость; понятлив и прост, но его в родном отечестве не понимают; прогрессивный, но вокруг одни консерваторы; революционер, но вокруг одни реакционеры; остроумен и мудр, но вокруг одна тупость; энергичен и вспыльчив, но вокруг одна лень; темпераментный и волевой, но вокруг одни слабохарактерные и послушные; вечно недоволен, но вокруг одни довольные собою и окружающим миром; честный, но вокруг только обман и мошенники; порядочный, но вокруг только разврат и деморализация, бездуховность и безнравственность, деградация основополагающих нравственных ценностей; компетентный, с незаурядными организаторскими способностями, но вокруг стихия и толпа, некомпетентность, дезорганизованность и хаос; дальновидный, но вокруг одни близорукие; преданный, но окружен предателями и предательством; гостеприимный, но нежеланный у себя на родине; скромный, но не безразличен к хвалебному слову; неуправляемый, но окружен людьми, которым нравится, чтобы ими управляли и манипулировали; упрямый, но умеет слушать добрый совет; настоящий гуманист с добрым сердцем, но вокруг одна ненависть и жестокость; справедлив, но вокруг одна несправедливость; его мысли заняты только вопросами, касающимися его народа, но окружен людьми, которые думают только о своих личных проблемах; он свободолюбив и бунтарь, но вокруг одни рабы и рабство, - одним словом, он сын своего народа - ОН ТАЛЫШ! Он есть воплощение своей родной земли – Зуйана (Зуванда) – райского уголка, его скалистых гор и быстроходных рек, его вечного солнца и прозрачных ледяных кахризов (источников). Он есть воплощение своего народа, символ его общности и образец его поведения. Единственного народа из населяющих планету Земля, на языке которого слово «Адам» («одэм») означает «человек», а «Ева» («hовэ») – сестра! Он мог бы стать богатым и счастливым, но боль его народа, которая терзает его душу, не дает ему покоя! Он познал смысл своей жизни, свое счастье в борьбе за свободу своего народа. Он первым среди нас понял, что «смысл жизни человека заключается в поисках счастья. А счастье заключается в соответствии своей природе» (Монтень Мишель – французский гуманист XVI ве-ка). Он создан для борьбы. Счастье его народа есть его личное счастье! Он на каждом шагу сталкивается с подлостью, лицемерием, завистью, злобой, но всегда выходит победителем благодаря самоотверженности, простоте, щедрому и открытому сердцу. В конце ХХ века он первым среди талышей поднял бунт за свободу своего постепенно умирающего народа и объявил всему миру, что еще немного, и только в Красной книге истории можно будет найти слово «талыш»! Он совершил настоящую революцию в умах наших соотечественников и всем нам дал почувствовать себя хоть ненадолго свободным человеком, чем перевернул всю жизнь многих наших соотечественников! Для многих все стало ясно в этой жизни. Он сделал нас революционерами. В одночасье многие талыши поняли, что «люди становятся рабами только тогда, когда сами соглашаются ими быть; стоит же человеку только не захотеть быть рабом, стоит только суметь сказать слово «нет», и человек уже свободен» (Этьен де Ла Боэсти – французский поэт и философ XVI века). Он научил нас сказать это чудесное слово «СВОБОДА». Я не сомневаюсь, что в настоящее время на талышской земле растет поколение настоящих «бунтарей - алакрамовцев», которые под его же руководством доведут до конца начатое им великое дело освобождения талышского народа! Он политически хорошо подготовлен; успешно прошел все стадии политической борьбы. Умеет хорошо анализировать сложные политические процессы и явления. У него развитое политическое чутьё. Он может подчинить и повести за собой людей. Он создан для того, чтобы всегда и везде быть первым. Это и есть главное противоречие его жизни. Потому что в Азарбайджане путь на самую верхнюю ступень политической и общественной пирамиды закрыт для талыша. Ему «позволяют», в крайнем случае, быть только вторым, с чем он никак не может согласиться! Это противоречие он мог решить только путем возвращения к своим корням, что в решающий момент он и сделал! Он - великая личность!… Личность и ее время. Каждая личность есть продукт своего времени. Поведение человека, его цели и установки, эмоции и жизненный путь определяются окружающей его естественной и социальной средой, его местом в системе социальных связей и его внутренним своеобразием, духовным миром и т. д. Указанные факторы в комплексе формируют характер человека, его «Я». Именно это «Я» отделяет его от своей среды и превращает в независимый (автономный) субъект социальных взаимоотношений. Стало быть, время, окружающая среда играют решающую роль в формирование личности человека, его жизненных взглядов и идеалов. Но это правило вовсе не отрицает исключения. Ведь некоторые личности могут опередить свое время или, наоборот, отстать от него. В зависимости от этого люди бывают мудрыми или отсталыми, революционерами или реакционерами, прогрессивными или консерваторами. Функции, которые выполняет личность в сложной системе социальных взаимоотношений, в единстве с её правами и обязанностями, определяют её социальный статус, который может быть дан человеку от рождения (национальность и т. д.) или приобретенным (напр., профессия). Большинство людей, как правило, не способно к социальному творчеству. Поэтому в разные периоды истории в роли единственного источника прогресса общества выступают отдельные инициативные личности. В этом смысле личность можно назвать локомотивом истории, который тянет за собой всю социальную систему. Таких людей называют лидерами. Неслучайно Ф. Ницше писал, что «цель человечества лежит в его высших представителях»… Анализ специальной литературы и жизненный опыт показывают, что лидерство является, с одной стороны, внутренней потребностью системы, а с другой – зависит от личных качеств человека. Острый ум, твердая воля, кипучая энергия, незаурядные организаторские способности, ораторский таланть, умение нравиться людям, готовность брать на себя ответственность, компетентность, фотогеничность, внешняя привлекательность и прочие качества человека всегда выделяли его из толпы и превращали в символ единства и образец поведения, иначе говоря - в лидера данной социальной группы. Этот процесс в основном происходит стихийно, снизу, и постепенно последователи принимают его. Как говорил Спиноза, «согласного судьба ведет, несогласного тащит». Институционализация и формализация лидирующих позиций особенно отчетливо проявляются в политике, где в большинстве случаев действует огромное количество людей, которые ставят перед собой вполне определенные и ясно осознанные цели и испытывают непрерывное противодействие со стороны политических оппонентов. В кризисные периоды истории они выступают как настоящие генераторы революционного преобразования общества. Формирование А. Гумматова как политического лидера. Он родился в семье интеллигентов и всегда отличался от своих сверстников знаниями и хорошим воспитанием. После средней школы окончил Азарбайджанский политехнический институт по специальности «эксплуатация автомобильного транспорта» и работал в Ланконском автомобильном хозяйстве в должности заместителя гендиректора. Любой работник этого предприятия сегодня на вопрос: «Что он за человек?» - скажет: - «Чистоплотный человек». Для несведущих скажу, что для человека, работавшего на такой должности в условиях социалистической системы хозяйствования, такая характеристика сама по себе уже говорит о многом!.. …Распад Советского Союза сопровождался расширением национально-освободительного движения в бывших союзных республиках. С каждым днем усиливалась волна митингов и демонстраций в разных уголках страны. Все это привело к формированию целой плеяды молодых политиков, куда вошли в основном представители патриотически настроенной интеллигенции. Многие из них присоединились к этому движению без всяких личных, корыстных целей, по зову своего сердца и разума. Их отличало стремление к достижению всеобщего счастья и утопизм взглядов. Они были чисты как белый лист и поэтому наивно думали о всеобщем братстве, произносили клятвы в вечной преданности. Свобода, народное счастье, патриотизм и прочие понятия для них были выше всего на свете! А. Гумматов был одним из таких наивных политиков, который с первых дней участвовал в этом движении и очень скоро стал одним из лидеров молодых борцов за свободу азарбайджанского народа. День и ночь он вместе со своими единомышленниками думал только об Азарбайджане. Любое высказывание против целостности страны он воспринимал с болью в сердце и стал врагом автору такого высказывания. Неслучайно, когда он первый раз читал в Уставе новообразованной Талышской партии национального возрождения слова об «образовании талышской государственности в составе Азарбайджана», то с присущей ему вспыльчивостью вскочил и так угрожал авторам: «Я сам стану партизаном и буду воевать против вас в лесах Ланкона!» В ходе повседневной борьбы, даже когда некоторые вещи противоречили их принципам, они на это закрывали глаза и в большинство случаев выдавали желаемое за действительное. Одним словом, будучи о себе высокого мнения, выступая перед собравшимися на площадях десятками и сотнями тысяч людей, эти политики на самом деле оставались наивными во всех отношениях. Они не были знакомы со сложными механизмами политики, так как не прошли необходимую теоретическую подготовку. (Продолжение следует) |