Пятница, 29.11.2024
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Гостевая книга [ Добавить запись ]

Страницы: « 1 2 ... 4 5 6 7 8 ... 100 101 »
Показано 76-90 из 1508 сообщений
1433. Ирада Гусейнова   (21.08.2007 13:23)
0  
Азербайджан/Россия

12 августа из Азербайджана была выдворена сотрудницы российского информационного агентства «Росбалт» Яна Амелина. Журналистка находилась в республике шесть дней и была задержана в городе Ленкорань, откуда и была препровождена в Баку и отправлена в Россию. Азербайджанский МИД называет причину отправки журналистки — отсутствие аккредитации. Сама Я. Амелина считает, что была выслала из-за того, что собирала материалы о жизни талышей, высокопоставленных чиновниках.

1432. Яна Амелина   (20.08.2007 22:12)
0  
Росбалт, 20/08/2007, Главная лента 15:09 Версия для печати | В закладки







На юге Азербайджана, главным образом, в Ленкоранском, Лерикском, Масалинском районах проживают талыши – ираноязычный народ, численность которого оценивается в пределах от 80 тыс. (по данным переписи населения 1999 года) до 500 тысяч человек (американское исследование Studies in Languages of Azerbayjan), и даже до полутора миллионов человек. По мнению талышской интеллигенции, нынешняя политика азербайджанских властей направлена на недопущение талышей к реальным рычагам общественно-политической и экономической жизни, а также на их постепенную ассимиляцию. «Росбалт» уже обращался к этой теме (см. «Ставка на талышей»). Публикуемая ниже статья подготовлена по материалам, собранным в ходе командировки, о некоторых обстоятельствах которой «Росбалт" уже рассказывал (см. «Встречалась «не с теми людьми…»). Инцидент, произошедший с автором статьи, по всей видимости, свидетельствует о значимости для Баку «талышского вопроса», наличие которого отрицается большинством политических и общественных деятелей Азербайджана.

«Талыш? Закрой дверь с той стороны»

По возвращении на родину после десятилетнего проживания в России специалист по талышскому языку и культуре Фахраддин Абосзода, по его словам, занимается «только просвещением своего народа». Издаваемая им в Баку на талышском (встречаются, впрочем, и тексты на русском и азербайджанском) газета «Шавнышт» («Ночные посиделки») публикует стихи, материалы на философские и религиозные темы, анекдоты, рассказы о родной природе, исследования в области филологии – в частности, фрагменты из составляемой главным редактором грамматики талышского языка. Из-за финансовых трудностей издание, имеющее тысячный тираж, выходит не чаще раза в месяц. Тем не менее, считает Абосзода, просветительская деятельность приносит свои плоды: «Иначе бы я давно все это бросил». «Некоторые говорят, что мы ничего не делаем, – продолжает он. – Но если благодаря газете хотя бы тысяча талышей выучит родной язык, это будет достойным результатом».

Язык, культура, религия – исторически проверенный путь, которым развивается любое национальное движение. Талышская интеллигенция озабочена тем, что молодое поколение не знает родного языка. «В моем классе учились 27 человек, из которых всего несколько были азербайджанцами, – рассказывает «Росбалту» ленкоранский экономист и политолог Бахтияр Агазаде. – Но среди талышей свой язык знали только трое-пятеро ребят, в основном, из деревень. Мы, городские жители, хорошо если понимали талышский, но говорить уже не могли. Теперь же процесс ассимиляции добрался и до деревни». У его земляка, полицейского Анара, на сей счет другие соображения: «Среди молодых ребят знать талышский считается правильным».

В школах региона талышский язык преподается два раза в неделю, с первого по четвертый класс. Естественно, этого недостаточно для хорошего знания предмета. Однако местные власти считают обеспокоенность талышской интеллигенции беспредметной. «А они подумали, куда дети пойдут после талышской школы, со своим хорошим знанием талышского? – говорили «Росбалту» в ленкоранском отделении полиции. – Они же будут лишены будущего. Где они станут получать высшее образование? Кому нужен будет этот язык? Он что, вскоре станет языком международного общения, как английский?».

Но вопросы сохранения языка – далеко не единственное, что волнует талышей. Уроженцы Ленкорани и Лерика, перебравшиеся на заработки в Баку (в регионе, ранее славившемся как «всесоюзная теплица», плохо с работой), жаловались на нарушения своих социально-экономических прав, связывая это исключительно с этническим происхождением. «В Азербайджане нет условий для свободы наций, – считает один из рабочих, просивший не указывать своего имени. – Я три года поступал в институт, и, хотя знал все на «5», мне ставили «тройку», потому что я талыш. Как только я назвал себя азербайджанцем, тут же получил «пятерку» и стал студентом».

Он же рассказал о родственнике, молодом парне, прикованном к постели в результате тяжелой болезни. «Его можно вылечить за границей, – говорил этот житель Лерика. – Однако в Минздраве, придя на комиссию, которая решает эти вопросы, мы услышали короткое: «Талыш? Закрой дверь с той стороны». Талыши, считает этот собеседник «Росбалта», сталкиваются с подобной дискриминацией во всех сферах жизни. «Азербайджанцы кричат: мы вернем Карабах! – говорит он. – А кто стоит на передовой? Талыши и лезгины!».
«Сколько можно терпеть нарушения наших прав? – задается риторическим вопросом другой талыш, также пожелавший остаться анонимным. – Раньше было одно государство, можно было пожаловаться в Москву – а теперь что делать?».



В Баку отрицают наличие дискриминации талышей. Известный правозащитник Новелла Джафароглу-Аппельбаум считает, что разговоры о нарушении их прав именно по национальному признаку – «это ерунда». «Нарушаются все права у всех, – заявила она «Росбалту». – Обратите внимание: среди политзаключенных в Азербайджане – одни азербайджанцы. Альакрам Гумматов (глава самопровозглавшенной в 1993 году «Талыш-Муганской автономной республики»), пока отбывал наказание, стоял первым в нашем списке политзаключенных. Благодаря нам он и вышел на свободу».

«Иранские шпионы»

Провал на вступительных экзаменах – досадно, но терпимо. Обвинения в измене Родине – гораздо серьезнее. На днях был продлен еще на три месяца срок содержания под стражей председателя Республиканского талышского культурного центра (ТКЦ), главного редактора газеты «Толыши садо» («Голос Талыша») Новрузали Мамедова и ответственного секретаря ТКЦ, востоковеда-ираниста Эльмана Кулиева. 65-летний г-н Мамедов – ученый-лингвист, преподаватель английского языка – был задержан в Баку 3 февраля 2007 г. по обвинению в оказании сопротивления полиции. 8 февраля следственное управление Министерства национальной безопасности Азербайджана предъявило ему обвинение по ст.274 УК («измена государству»).

Как отмечается в июльском обращении Комитета в защиту прав Новрузали Мамедова к послам иностранных государств в Азербайджане, арестованного, на основании признательных показаний Эльмана Кулиева, обвиняют в шпионаже в пользу Ирана. Между тем, судя по продлению сроков следствия, убедительных доказательств его вины не найдено. В обращении Комитета отмечается абсурдность этих обвинений, подчеркивается, что г-н Мамедов «не был политиком, но всегда придерживался интересов Азербайджанской Республики, строго руководствуясь требованиями законов», и то, что оба арестованных «всегда верно служили государству и властям».

«По мнению многих экспертов, политологов, правозащитников, руководство республики посредством МНБ, арестовав известных представителей талышского народа, даже несмотря на их лояльность к властям, обвинив в «шпионаже в пользу Ирана», жертвуют ими для достижения определенных целей», – говорится в документе Комитета. Во-первых, власти Азербайджана «пытаются формально убедить американское руководство в том, что талыши проявляют проиранские интересы и в качестве профилактических мер проводят аресты «иранских шпионов». Во-вторых, «превращая идеи пантюркизма в официальную государственную политику, под явно сепаратистским лозунгом «одна нация – два государства!», пытаются искусственным путем заставить замолчать нетюркоязычные народы Азербайджана, препятствующие реализации этих идей».

Чтобы идеи пантюркизма стали доминирующими и в Талышском регионе, власти Азербайджана, убеждены в Комитете защиты прав Новрузали Мамедова, «вносят хаос и страх среди представителей талышского народа, любыми средствами препятствуют развитию их национального самосознания, искусственным образом усиливают их ассимиляцию, пытаются испортить и прервать все отношения между талышами, проживающими на территории Азербайджана и Ирана». Официальный Баку пытается «сформировать моногосударство по весьма грязному принципу – «нет народа – нет проблем!», подчеркивается в обращении.

Представители талышского национального движения с недоумением и тревогой наблюдают за происходящим. «Учитывая, что арестованные представляли «карманную», полностью подконтрольную азербайджанским властям организацию, «дело Мамедова» – попытка либо «подкопаться» под талышей, действительно отстаивающих свои права, либо, в преддверие американской операции против Ирана, доказать свою лояльность США», — считает Фахраддин Абосзода.

По ту сторону границы...

Талышами, преследуя при этом собственные задачи, действительно интересуются представители многих соседних с Азербайджаном и даже весьма отдаленных государств. «Американцы хотят влезть в Азербайджан, – констатирует Бахтияр Агазаде. – Они мечтают крепко оседлать этот геополитический плацдарм, откуда можно командовать и Россией, и Ираном, владеть всеми энергоресурсами Каспия. В мире немного других столь важных точек». Заокеанские гости ищут контактов с талышами, говорит Агазаде. «Однако то, что талыши очень хорошо, с любовью относятся как к Ирану, так и к России, крайне затрудняет подобное общение, – поясняет эксперт. – Впрочем, американцы работают и находят, как и среди представителей любого другого народа, тех, кого можно купить. Но им не удалось купить никого из авторитетных деятелей талышского движения».

Что касается южного соседа, то сейчас, считает Бахтияр Агазаде, можно говорить о зарождении единого талышского движения Азербайджана и Ирана в защиту своих прав. «Иранские талыши, которых насчитывается около полумиллиона, настаивают на создании отдельной талышской провинции в районах своего компактного проживания, – рассказывает эксперт. – Талышское движение не имеет антииранской направленности, пытается добиться своих целей с согласия иранского правительства. Талыши Ирана требуют те права, которые имеют все остальные народы этого государства – автономию, телевидение на родном языке, совместные организации и проекты гуманитарной направленности с азербайджанскими талышами. Они единственные, кто не имеет своей автономной области».

Провинция в Иране, пояснил «Росбалту» редактор ленкоранской газеты «Толыши хабон» («Талышский вестник») Сабир Шиндани, обладает достаточно широкими полномочиями, имеет право самостоятельной внешнеэкономической, не говоря уже о гуманитарной деятельности. Разговоры об организации талышской провинции ведутся в иранском парламенте второй год, но «Иран с этим не спешит, чтобы не очень пугать Баку». Однако, не сомневается собеседник «Росбалта», рано или поздно талышская провинция в Иране все же будет создана. Пока же неспешно готовится необходимая инфраструктура. Из Решта вещает радиостанция на талышском. В стадии технического обсуждения – вопрос организации талышского телевидения. Деятельность талышей в Иране проходит в соответствии с национальным законодательством. «Иран – правовое государство, там действуют законы, какими бы они не были», – говорит Сабир Шиндани, показывая обращение иранской интеллигенции с просьбой о создании провинции Талыш и посвященный этому спецвыпуск издающегося в Иране талышского журнала.

Однако даже среди тех немногих талышей, с которыми мы успели побеседовать в Ленкорани, не существует единства в отношении к Ирану. «Мы ненавидим этот Иран, – подчеркнул полицейский Анар. – Через иранскую границу идет огромный поток наркотиков. Мы боремся с этим, но природные условия там таковы, что границу очень трудно охранять. Иранцы подсадили на героин огромное количество ленкоранских ребят. В советское время осознавали опасность Ирана и держали границу на замке».

Россия боится талышей?

В свое время лидеры самопровозглашенной «Талыш-Муганской автономной республики» (ТМАР) первым делом обратились за помощью к России. «Но Россия не помогла, не поддержала, – вспоминает Бахтияр Агазаде. – Это не удивительно – если Россия внутри своего государства не учитывает как следует свои интересы, то чего ожидать от нее на Кавказе и Балканах?». Есть и более прагматическая причина молчания Москвы: «Россия отвоевала эти земли у Ирана, а талыши отличаются любовью к нему». Возможно, полагает Агазаде, в Москве решили, что поддержка ТМАР не имеет смысла, поскольку через некоторое время ее ориентация станет проиранской. «Между Россией и Ираном не существует полного доверия, и в этом в первую очередь виновата Россия, – считает талышский эксперт. – В то же время с каждым годом азербайджанское общество все больше кренится в сторону Запада и НАТО. РФ необходим стратегический партнер, чтобы иметь рычаги влияния на Азербайджан».

«Если России нужна антиамериканская позиция в Азербайджане, ее следует искать среди талышей, – добавляет Сабир Шиндани. – Мы не приветствуем интеграцию с США и Саудовской Аравией, не очень хорошо относимся к Турции, тогда как к Европе – более лояльны: европейцы не предъявляют никаких условий, а просто проявляют к нам интерес, поддерживают НПО». Эта поддержка довольно существенна: норвежское посольство в Азербайджане спонсировало издание 615-страничной монографии историка Джавадова «Талыши», при финансовой поддержке Совета Европы на талышском языке вышли в свет «Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств», «Конвенция о запрещение дискриминации по признаку расы и национального происхождения» и другие международные документы. А при содействии посольства США опубликованы «Талышские сказки».

Москва же, полагает Бахтияр Агазаде, «просто боится талышей» и принципиальности их лидеров. «Она не учла одного: человек с убеждениями – это намного лучше, чем человек без них или тот, кто все время держит нос по ветру, – убежден политолог. – Россия хочет работать как США, но это американский путь, и на этот рынок вместе с ними не зайдешь».

Но если поддержка талышей со стороны России отсутствует, чем же объяснить доброе отношение к ней этого народа? «Талыши – народ, думающий традиционно, а отношения с Россией традиционно были хорошими, – говорит Агазаде. – Двести лет эта территория входила в сферу национальных интересов России. Талыши это учитывают. С другой стороны, многие талыши не имеют возможности обеспечивать свои семьи в Азербайджане. Очень большая поддержка приходит от работающих в России родственников. В-третьих, из-за своей религиозности многие талыши плохо относятся к США, сионизму и видят Россию союзником, полагая, что впоследствии РФ и Иран будут действовать рука об руку».

«В России талыши становятся даже большими талышами, чем здесь, — добавляет Сабир Шиндани. – Они переходят на родной язык, перестают говорить по-азербайджански. Вторым языком общения становится русский, который они не считают конкурентом, угрозой для родного языка. При этом, приехав в Россию, талыши руководствуются простым правилом: это – страна русских, и работать нужно с ними».

«Как танк идти вперед»

Азербайджанские правоохранительные органы убеждены, что иранские и азербайджанские талыши намерены общими усилиями добиться создания собственного государства, расчленив Иран и Азербайджан. «Это – сепаратизм чистой воды, – констатирует полиция и Министерство национальной безопасности. – Но ни Баку, ни Тегеран никогда не позволят им сделать это».
Талыши отрицают подобные намерения. «Лучше всего добиваться своих прав мирным путем – не те времена, чтобы между нами шли какие-то разборки, – рассуждает Бахтияр Агазаде.

1431. dayaz   (17.08.2007 22:21)
0  
Интервью Day.Az с заместителем председателя Госкомитета по работе с религиозными организациями Азербайджана Эльчином Аскеровым.

- На днях из Азербайджана была выдворена российская журналистка Яна Амелина, которая находилась в Ленкорани с целью изучения так называемого «талышского вопроса». Считаете ли Вы, что некогда мятежный южный регион Азербайджана, населенный талышами, действительно является серьезной проблемой для властей страны?

- Совершенно очевидно, что это искусственная проблема. В Азербайджане веками мирно сосуществуют многие национальные и религиозные меньшинства, и когда мы говорим об их проблемах, их прежде всего нужно рассматривать в бытовом аспекте, есть ли здесь проблемы или нет.

Слава Богу, на бытовом уровне у нас проблем нет, будь то вопросы трудоустройства или создания семьи. Здесь совершенно не имеет значения национальная или религиозная принадлежность конкретного лица. Такой проблемы перед нашим обществом нет. Вместе с тем, временами бывают попытки создать эту проблему искусственным путем, но эти попытки отторгаются обществом.

1430.   (17.08.2007 17:46)
0  
Талы́шста́н, Талы́ш (самоназвание Толыш) — населённые талышами территории Ленкоранской низменности и Талышских гор на юго-западном побережье Каспийского моря от реки Виляш на севере до реки Сефидруд на юге и Талышского хребта на западе.

Северный Талышстан занимает Ленкоранский, Астаринский, Лерикский, Масаллинский, Биллясуварский, Джалилабадский и Ярдымлинский районы Азербайджана, Южный Талышстан — север провинции Гилян и северо-восток провинции Ардебиль в Иране. Население Талышстана достигает более 2000000 человек, хотя власти Азербайджана утверждают , что их не более 100000.Столица — Ленкорань (Ланкон), второй важный город — Астара (Осторо).

В Талышстане издревле культивируются земледелие, садоводство, животноводство. Основное доход местных жителей — от раннего овощеводства, возделывания цитрусовых, риса и чая. В акватории Каспийского моря вблизи Талышстана есть 2 перспективных нефтяных месторождения (Талыш-дениз и Ленкоран-дениз).

Предшественником талышского народа и государственности является Мидийское царство (по-талышски — Мядо, по гречески — Мидия), появившееся в начале I тысячелетия до н.э. Позже на этой территории существовало зороастрийское государство Атропатена и распространяли влияние персидские, арабские, тюрко-сельджукские мелкие и крупные государства Передней Азии, а в средние века образовались собственно талышские ханства.

К XVIII веку в Талышстане существовало независимое Талышское ханство со столицей в Ленкоране. В 1802 хан Талышский Мир Мустафа (как и ряд других ханов) подписал договор о протекторате Российской империи. Согласно Гюлистанскому (1813) и Туркменчайскому (1828) договорам Северный Талышстан был включен в состав России, а Южный оказался в Иране. В 40-е гг. XIX века в Талышстане появились русские села.

В Азербайджанском Талышстане в ответ на приход к власти в Азербайджане про-пантюркистского мусаватистского правительства Азербайджанской Демократической Республики началось формирование муганской (талышской) государственности. 4 августа 1918 создана Временная военная диктатура Мугани в составе России в союзе с силами генерала Деникина, а в конце 1918 "Муганская диктатура" вошла в состав "Кавказско-Каспийского правительства" во главе с адмиралом Колчаком.

28 декабря 1918 в Ленкоране на съезде представителей талышского народа было принято решение об автономии Муганского Края в составе России с парламентом (Краевой Совет) и правительством (Краевая Управа).

24 апреля 1919 в Талышстане под руководством Военно-революционного комитета началось вооруженное восстание, а 15—18 мая 1919 в Ленкоране на съезде революционного Талыша была провозглашена Муганская Советская Республика в составе РСФСР. Был избран Краевой Совет Депутатов во главе с председателем (Д. Чиркин), Реввоенсовет во главе с политкомиссаром (И. Талихадзе) и Исполком во главе с предисполкома (Н. Тутышкин).

Мусаватистское правительство Азербайджана сначала организовало экономическую и транспортную блокаду республики, а затем — вооруженную осаду Ленкорани азербайджано-турецким экспедиционным корпусом, которая закончилась убийством нескольких сотен человек и ликвидацией республики 23—25 июля 1919.

Начиная со второй половины 30-х годов прошлого столетия, коммунистическое руководство Азербайджана взяло курс на ассимиляцию талышей. С 1939 литература на талышском языке была запрещена, талышские школы были закрыты, талышские лидеры и просветители были репрессированы, талыши (как почти всё население Азербайджана) переписывались как азербайджанцы.

К концу существования СССР развернулся процесс национального возрождения талышей, были созданы Талышская партия Национального Возрождения (позже — Талышская Народная партия) и Талышский Культурный Центр.

В эпоху парада суверенитетов и распада СССР, после прихода к власти в Азербайджане про-пантюркистского правительства Абульфаза Эльчибея, талыши почувствовали угрозу национальной самоидентификации и с требованием создания Талышской Республики 12 июня 1993 подняли мирное восстание при поддержке воинской части, расквартированной в Ленкорани. 21 июня 1993 была провозглашена Талыш-Муганская Автономная Республика в составе Азербайджана. Президентом республики стал полковник Альакрам Гумматов. Республика обрела легитимность 7 августа 1993 на Съезде депутатов местных советов и аксакалов семи южных районов Азербайджана. Был учреждён парламент (Народный Меджлис) и правительство республики, избраны председатель парламента (Фахраддин Аббасов), премьер-министр (Ракиф Ходжаев), принят конституционный закон, учреждены гимн, флаг и другие атрибуты республики, организовано 3-тысячное ополчение. Руководству Азербайджана было направлено предложение утвердить провозглашение республики на сессии центрального парламента.

Республика просуществовала очень недолго. После переворота 1993 года и прихода к власти в Азербайджане Гейдара Алиева центральные власти избрали вариант силового решения талышского вопроса. Во избежание кровопролития и гражданской войны президент и правительство республики приняли решение не оказывать сопротивление. 23—24 августа 1993 республика была ликвидирована, Партия равенства народов Азербайджана (бывшая Талышская Народная партия) была запрещена, почти всё руководство республики было арестовано и заключено в тюрьму, до 300 человек было убито или доведено до смерти. Президент Альакрам Гумматов скрылся, но был схвачен несколькими неделями позднее, а после 10-ти лет заключения был по требованию Совета Европы освобождён и выдворен из страны с лишением гражданства. По утверждениею Талышского Национального Движения, оно может действовать только практически подпольно или в изгнании, а в Азербайджане продолжается ассимиляция талышей.

1429.   (15.08.2007 17:39)
0  
Сегодня: 15 Август 2007 АктуальноЯна АМЕЛИНА: "Очень надеюсь, что въезд в Азербайджан мне не закроют, ведь я люблю эту страну"
15/08/2007 10:32:29

Спецкор российского ИА "Росбалт", который был депортирован из Азербайджана в минувшее воскресенье, в эксклюзивном интервью газете "Эхо" предположила, что причина всему - посещение Южного региона нашей страны.

В минувший уик-энд из Азербайджана была депортирована журналистка российского ИА "Росбалт" Яна Амелина. Она была выдворена после посещения Южного региона страны. По одной из версий, сотрудница российского информационного агентства не прошла аккредитации в Министерстве иностранных дел Азербайджана, как должны делать иностранные журналисты, за что и попала в немилость. Вчера свою версию случившегося Амелина изложила в эксклюзивном интервью "Эхо".

- Какова была основная цель визита в Азербайджан?

- В Баку я приехала из Тбилиси во вторник, 7 августа. Несколько дней проработала в столице, а уже в пятницу отправилась в Лянкяран. Уже там по дороге в Лерикский район меня задержали и отправили обратно в Лянкяран, после направили в Баку. В воскресенье вечером меня посадили на самолет в Москву. Что касается цели моей поездки, то это была обычная служебная поездка. Я в основном занимаюсь Кавказом, как Северным, так и Южным. Неоднократно бывала в командировках в этих республиках. На этот раз моя командировка должна была продлиться неделю. За это время я должна была сделать ряд материалов о текущей политической и экономической ситуации в Азербайджане, а также о соблюдении прав человека в этой стране. С этой целью я планировала встретиться с правозащитниками, политологами, политиками. Часть этих встреч мне удалось реализовать, но некоторые не успела провести. Кроме того, хотела посетить регион, населенный преимущественно талышами, посмотреть, как они живут, что делают. Дело в том, что время от времени проходит информация о якобы нарушении их прав. Естественно, для того, чтобы иметь полную картину, необходимо побывать в регионе, посмотреть на все своими глазами, что я и старалась сделать. То есть сделать вывод о том, есть какая-то проблема или нет.

- Как вы думаете, почему вас депортировали?

- Думаю, это было связано с тем, что я поехала в Лянкяран. Так как все основные вопросы правоохранительных органов касались моей поездки в этот регион, а также того, с кем мне довелось встретиться в Лянкяране, откуда я знаю этих людей, кто они. Вся суть разговора сводилась к тому, что эти люди, с которыми я встречалась, давали мне неверную информацию о том, что происходит с талышским народом. Мол, не стоит с ними даже общаться. Я в свою очередь рассказала, что встречалась с этими людьми абсолютно открыто, не в подполье. Они живут, как и все, не скрываются, против них не возбуждено никакого дела и т.д. Мне не совсем понятно: почему с ними нельзя встречаться, в чем проблема?! Однако мне было сказано, что это неподходящие знакомые. Об этом шла речь на допросе как в полиции Лянкярана, так и в МНБ в Баку.

- И что вам удалось узнать о состоянии талышской общины в Азербайджане?

- Визит мой прервали, поэтому я осталась в недоумении, правильно ли поняла происходящее. Наверное, столь пристальное внимание к приезду рядового журналиста говорит о том, что талышский вопрос в Азербайджане все же существует и представляет для государства какую-то проблему. Мне довелось поговорить с некоторыми людьми, и материал об этом скоро будет опубликован. В целом Лянкяран оставляет очень приятное впечатление. Чистый, зеленый город, в котором бурно идет строительство, развитие. Возвращаясь к теме нарушения прав талышского меньшинства, то об этом я могу судить только со слов других людей, которые рассказали мне ряд случаев. Думаю, имеет смысл опубликовать все это.

- А почему вы решили написать именно о талышах? Страна у нас вроде бы многонациональная...

-У меня не было какой-то особой причины. Я была знакома с одним представителем талышского народа. Он мне рассказывал о Лянкяране, мол, можно съездить, посмотреть. Мне было интересно увидеть эти места, поехать туда. Признаться, мне еще хотелось побывать в Хачмазе. Я мало где была в Азербайджане, так что мне хотелось бы побывать в регионах страны. А в случае с Лянкяраном, у меня просто оказалось больше знакомых там, так что я поехала первым делом в этот регион.

- Вы были на оккупированных территориях Азербайджана? Оповещали заранее о своей поездке представителей официального Баку?

- Если вы имеете в виду Нагорный Карабах, то да, была. Официальный Баку об этом не уведомляла.

- С кем из политических и общественных деятелей вам удалось встретиться в Азербайджане?

- Встречалась с политологом Зардуштом Ализаде, удалось сделать очень интересное интервью. Встречалась с правозащитниками, к примеру, с Новеллой Джафароглу. Была встреча с Игбалом Агазаде, который воевал во время нагорно-карабахского конфликта. Мне хотелось написать материал на карабахскую тему, где будет представлено мнение как из Еревана, так и Баку. Планировала встретиться с людьми, которые жили в Агдаме и Шуше.

- Какие у вас впечатления от посещения Азербайджана?

- Я была в Баку полтора года назад, во время парламентских выборов 2005 года. Признаться, за это время город очень сильно изменился, я не могла узнать некоторые места, где раньше мне доводилось быть. Совершенно очевидно и можно констатировать, что идет огромное строительство, город преображается просто на глазах. Что касается регионов, впечатляют те дороги и различные постройки, которые мне довелось увидеть в Лянкяране. Мне казалось, что это бедный регион, но, к примеру, в РФ не так много райцентров, которые могли бы соперничать с Лянкяраном в плане инфраструктуры, строений, фонтанов. Это, конечно же, производит приятное впечатление.

- Вам доводилось до этого бывать в Армении...

- Да, разумеется. Если сравнивать, то могу сказать, что на протяжении порядка двух лет не была в Ереване и во время последней поездки увидела, что к сожалению, город остался на месте. Никаких следов развития. Скорее, наоборот. Там, в Ереване, как мне показалось, все как-то запущено. Не может быть и речи о сравнении со строительным бумом в Баку. Что-то, конечно же, происходит и в армянской столице, но масштабы не сравнить. Так что эти нефтяные деньги в Азербайджане, как видно, куда-то тратятся и отчасти на благо народа.

- У вас есть какое-то свое мнение о ситуации вокруг армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта?

- Я всего лишь журналист. И, наверное, было бы правильно дать слово сторонам конфликта. Россия в данном конфликте не участвует, поэтому нет смысла излагать по данному поводу свое мнение.

- Вы общались с армянами и на оккупированных землях. Какого мнения придерживаются они по конфликту, в частности и отдельно по Азербайджану?

- Мнение у всех совершенно одинаковое, у кого-то оно выражается совершенно радикально, а кто-то настроен более спокойно. Но суть не меняется: конфликт может быть решен только предоставлением суверенитета Нагорному Карабаху, и подавляющее большинство выступает за сохранение нынешней ситуации. То есть никто не воспринимает идею передачи семи районов вокруг Нагорного Карабаха и введения в регион миротворческого контингента. Две эти идеи кажутся большинству неуместными.

- Будучи в Азербайджане, вы интересовались состоянием местных средств массовой информации. Каким вам кажется нынешняя ситуация?

- Безусловно, азербайджанские средства массовой информации остаются более интересными, чем российские. Они больше, на мой взгляд, отражают реальную картину мира, чем российские. К тому же, в Азербайджане достаточно много газет, которые издаются на русском языке, и это, конечно же, хорошо. Хотя за последние два года газеты заметно поскучнели, возможно, это общая сегодняшняя тенденция. Трудно судить о преследованиях или о каких-то нарушениях прав журналистов в Азербайджане. Если судить по темам изданий, то можно видеть, что газеты поднимают практически все существующие проблемы. Я видела в Азербайджане газеты проправительственные, объективные издания и, конечно же, откровенно антиправительственные. Я сужу по русскоязычной прессе, а ведь есть еще и газеты, которые публикуются на азербайджанском языке.

- Собираетесь ли приехать в Азербайджан в будущем? И еще, если вам доведется вновь посетить оккупированные земли, планируете оповещать об этом официальный Баку или не видите в этом необходимости? - Я всегда соблюдаю законы, которые мне известны. Прекрасно понимаю, что если человек нарушает закон, то это говорит не в его пользу. Честно говоря, момент с оповещением властей Азербайджана о посещении мной Нагорного Карабаха я как-то упустила. Знаю многих других своих коллег, которые едут в этот регион, и никогда не ставится вопрос о необходимости кого-то уведомлять. Я разузнаю все это подробно, и если действительно, согласно закону, обязательно оповещение Баку до посещения Нагорного Карабаха, то, разумеется, это буду делать. У меня нет какой-то принципиальной позиции не оповещать азербайджанскую сторону о своем визите в Нагорный Карабах. Что касается меня и моей поездки в Азербайджан, то сейчас российское посольство в Баку выясняет все обстоятельства. Очень надеюсь, что ситуация прояснится и въезд в Азербайджан мне не закроют, так как эту страну люблю и хотелось бы еще не раз у вас побывать.


С.РЗАЕВ

1428. toloshi-sado   (15.08.2007 15:46)
0  
Cheme nezeriku bu vehdetiyu Toloshi khalgi ve eytiyajish hese,ve im eytiyajon temin karde gorosh,Toloshi khalgi iminji pille deyendi, ve mekhsusen Toloshi radio,sayt,ve mukhtelif kheberonde che Toloshi zivoniku ve istifade karde zerurri bebe.Im vehdeti iminji pille bu mugabilde mande terefonu hegigi resmiyetiku be hisob bome, ve hemchinin emenen shime shujahetiku ve istifade karde beznemon.

1427. Бахтияр Агазаде   (15.08.2007 10:58)
0  
С именем Аллаха! Братья попросили меня написать им, все последние происшествия и переслать на почту, но я подумал, что кое-что из происшедшего надо выставить на форуме, чтобы все имели доступ. Извиняюсь за опоздание, так как позавчера и вчера были годовщины смерти в Колатане и Шагласере, где я находился почти весь день, да и еще надо было собрать кое какую информацию о происшедшем, чтобы проанализировать событие. Если будет новая информация, то по возможности сообщу.
Госпожа Амелина прибыла в Ленкорань около полудня десятого числа. Я ее встретил в Лэвэнги и оттуда мы отправились пообедать, так как в Талыше сперва надо поесть Во время обеда мы с ней поговорили о Талыше, о ее истории, сегодняшних проблемах, о международной обстановке и конечно-же о религии. После этого мы встали, немного прошлись в городе, позвонили Сабир муаллиму, чтобы он подошел, через немного он появился. Ей хотелось увидеть талышские горы, но так как наш брат, с которым я обычно отправляюсь на путь находился в Мешхеде(он прибыл четырнадцатого числа), мне пришлось искать у кого есть время на это, но потом мы передумали и отложили это на завтра. Мы пошли к нам, так как у меня еще стояли непрочитанными намазы и пока я совершал свои намазы, Сабир муаллим и Яна ханум беседовали, потом и я присоединился к ним, а после совершения вечерних намазов мы пошли в сторону гостиницы, чтобы взять комнату для Яны ханум. Там же мы и поужинали, а потом вышли в город и пошли на центральный парк. Там мы сели за один из столиков и примерно через десять-пятнадцать минут там появились и сели за другим столом сотрудники МНБ. Я тогда подумал, что это всего лишь совпадение, но сейчас уже точно известно, что после приезда госпожы Амелиной из Баку, в местное управление МНБ поступил приказ о присмотре, а в конце и задержании. Я предложил Яне ханум и Сабир муаллиму встать и пройтись в сторону моря. Мы так и сделали, и выпив чай около моря вернулись в гостиницу. Отмечу, что когда мы были около моря, приходили в гостиницу и интересовались гостьей, но так как такое у них иногда бывает, то мой друг не посчитал нужным предупредить меня об этом. После того, как мы выпроводили Яну ханум в гостиницу, то вместе с Сабир муаллимом отправились домой.
Утром, около одиннадцати я подошел к гостинице и увидел, что за нею наблюдают сотрудники МНБ. Я поднялся к Яне ханум и сообщил ей об этом. Недолго думая мы вышли из гостиницы и отправились в сторону центрального парка, так как Яна ханум желала сделать снимки памятника(ну вы понимаете кого). После пяти минут нашего ухода из гостиницы, сотрудники МНБ и отделения борьбы с бандитизмом и терроризмом Ленкоранской полиции делают там облаву и уводят в отделение полиции директора и администратора гостиницы и берут с них показания. Хотя мне кажеться, что они сами нас упустили, но по тому, как они это спрашивали у меня в полиции, этого не скажешь. Когда Яна ханум делала снимки в центральном парке, то ее тоже сняли на телефон, но когда я ей сказал это, она ответила, что заметила. Потом мы немного прошлись по центральному парку и сев в машину уехали оттуда пить чай, когда мы пили чай то мне позвонил друг и сказал, что приехал на первое место договоренности, тогда я ему сказал, чтобы он приехал в чайхану, куда он и приехал, и мы сев в машину тронулись в сторону Лерика. По пути мне позвонил один из друзей и Сабир муаллим, и сказали, что ею интересуются, на что я ответил, что знаю об этом и сказал об звонках госпоже Амелиной. В пути госпожа Амелина сделала снимки гор и немного впереди стояли два сотрудника Ленкоранского ГАИ(Самир и Надир), которые поздоровались с нами и спросил у друга-водителя, кто она такая, на что он ответил, что журналистка. Я хотел было ему сказать, что не надо было говорить им этого, но подумав, что у же сказанного не вернешь, промолчал, но когда сказал ему об этом после выхода из полиции, он ответил, что, когда я им сказал, что журналистка, они ответили, что знаем, а я ему сказал, а вот это надо было мне сказать(ничего не поделаешь, мы предполагаем, а Бог располагает, тем более, что все это время я думал, что они будут наблюдать за нами, но не тронут, или самое большее как всегда, после отъезда гостьи вызовут нас.) Подойдя к 27-мому километру шоссе Ленкорань-Лерик мы решили там пообедать. К концу обеда мне позвонили по спрятанному номеру, а так как я отвечаю таким звонкам, ответил и на этот раз, а на линии кто-то назвавший меня по имени начал дурачиться, что я обещал с ним встретиться, когда я спросил кто он такой, ответил, что ничего встретимся вечером. Я немного разозлился на этот звонок, подумал кто этот придурок и через пятнадцать минут после звонка мы встали и пошли к машине, немного простояли около машины, в это время на машине подошли сотрудники отдела по борьбе с бандитизмом и терроризмом, и попросили поехать с ними. Тут я понял, что это они звонили и определили наше местонахождение. Потом сев в машину мы поехали в Ленкоранское отделение полиции. За нами туда прибыло четыре машины. Две машины полиции, одно МНБшники и наши «приятели» из ГАИ, которые стояли на дороге. Продолжение следует…

1426.   (15.08.2007 09:34)
0  
Ср. , Авг. 15, 2007
ПРОДЛЕН СРОК АРЕСТА СОТРУДНИКОВ "ТОЛИШИ САДО"


Срок ареста сотрудников газеты "Толиши садо", обвиняемых в государственной измене, продлен еще на 3 месяца.


Как сообщил "Тренду" руководитель Комитета по защите их прав Хилал Мамедов, решение об этом принято 3 августа в Сабаильском районном суде Баку без участия обвиняемых - заведующего отделом Института языковедения Национальной академии наук Азербайджана (НАНА), главного редактора данного издания Новрузали Мамедова и ответственного секретаря газеты Эльмана Гулиева.
По словам Х.Мамедова, по данному уголовному делу не ведутся никакие следственные действия. Новрузали Мамедов за время своего пребывания под арестом был допрошен дважды. Руководитель комитета также отметил, что обвиняемым не разрешаются встречи с членами их семей. По его словам, хотя они и не жалуются на условия содержания, у Н.Мамедова имеются некоторые проблемы со здоровьем.
Напомним, что Н.Мамедов и Э.Гулиев были арестованы в начале февраля. Содержащимся в настоящее время в Следственном изоляторе Министерства национальной безопасности сотрудникам Академии наук инкриминируется статья 274 (государственная измена) УК Азербайджана.

1425. dayaz   (14.08.2007 17:24)
0  
Продлен срок следствия по делу главного редактора газеты «Толыши садо»

14 Августа 2007 [15:18] - Day.Az

Срок следствия, проводимого по делу главного редактора газеты «Толыши садо», заведующего отделом Института языковедов НАНА Новрузали Мамедова и сотрудника института Эльмана Гулиева, продлен на четыре месяца.

Об этом АПА сообщил адвокат главного редактора Рамиз Мамедов.

Он сообщил, что решение о продлении до 3-го декабря в отношении вышеуказанных лиц было принято судом Сабаильского района, проходящего под председательством судьи Алима Намазова.

Напомним, что Новрузали Мамедов был задержан 3 февраля и приговорен к 15 суткам лишения свободы. Н. Мамедову и Э.Гулиеву инкриминируется статья 274 (госизмена).

1424. Чудо кавказского гостеприимства   (14.08.2007 17:17)
0  
13 АВГУСТА, 20:39 // Фируза Мурясова


// Фото: ИТАР-ТАСС
Из Азербайджана была выдворена журналистка агентства «Росбалт» Яна Амелина. Власти обвинили россиянку в том, что она незаконно пробралась в страну через Нагорный Карабах, и в том, что она работает за армянские деньги.
В воскресенье днем самолетом Баку–Москва из Азербайджана была выдворена корреспондент российского информационного агентства «Росбалт» Яна Амелина. Два дня власти Азербайджана допрашивали ее, затем, без объяснения причин, купили ей билет и отправили в Москву. В ее паспорте не стоит отметка о депортации, только обычный штамп о выезде из страны. «Я приехала в Азербайджан во вторник по заданию редакции. Предполагалось, что там я возьму несколько интервью, сделаю нашу обычную журналистскую работу. Три дня я в таком режиме работала в Баку, а в пятницу поехала в Ленкорань, чтобы, если это будет возможно, написать материал о ситуации с правами человека в Азербайджане, в том числе о положении этнических меньшинств. Как известно, в Ленкорани проживают представители талышей», – рассказала Амелина в интервью «Газете.Ru».



Кто такие талыши
Талыши – это малочисленная кавказская народность, проживающая на юге Азербайджана. 21 июня 1993 в составе Азербайджана была провозглашена Талыш-Муганская автономная республика, президентом которой стал полковник Альакрам Гумматов. Республика обрела легитимность 7 августа 1993 на съезде депутатов местных советов и аксакалов семи южных районов Азербайджана. Был учрежден парламент и правительство республики, избраны председатель парламента Фахраддин Аббасов, премьер-министр Ракиф Ходжаев, принят конституционный закон, учреждены гимн, флаг и другие атрибуты республики, организовано 3-тысячное ополчение. Руководству Азербайджана было направлено предложение утвердить провозглашение республики на сессии центрального парламента. Просуществовала республика недолго. После переворота 1993 года и прихода к власти в Азербайджане Гейдара Алиева центральные власти избрали вариант силового решения талышского вопроса. Во избежание кровопролития и гражданской войны президент и правительство республики приняли решение не оказывать сопротивление. 23-24 августа 1993 республика была ликвидирована, Партия равенства народов Азербайджана (бывшая Талышская народная партия) была запрещена, почти все руководство республики было арестовано и заключено в тюрьму, до 300 человек было убито или доведено до смерти. Президент Альакрам Гумматов скрылся, но был схвачен несколькими неделями позднее, а после 10-ти лет заключения был по требованию Совета Европы освобождён и выдворен из страны с лишением гражданства. По утверждению Талышского национального движения, оно может действовать только практически подпольно или в изгнании, а в Азербайджане продолжается ассимиляция талышей.



В Ленкорани у Амелиной были знакомые, которых она попросила показать ей город, где она никогда не была, и рассказать, «что там вообще происходит». «На следующий день мы собрались поехать в Лерик (город на границе с Ираном. – «Газета.Ru»). По дороге нас остановила полиция и без объяснения причин повезла нас обратно в Ленкорань», – сказала Амелина. В участке, по ее словам, она пробыла около четырех часов. «Не знаю, можно ли это назвать настоящим задержанием и допросом, потому что обвинений никаких не предъявлялось. Допрос вели представители местной полиции, в частности майор Ахмедов, и, как я поняла, представители Министерства национальной безопасности Азербайджана (МНБА)».



По словам Амелиной, ее обвинили в том, что она незаконно проникла на территорию Азербайджана через Нагорный Карабах.
«Во-первых, они знали о том, что я ездила освещать выборы в Нагорном Карабахе 19 июля, и сказали, что я незаконно проникла на территорию, временно не подконтрольную Азербайджанской республике, и пребывание в Карабахе в Азербайджане считается нежелательным. Но это всего лишь был повод, как я поняла из дальнейших событий, потому что в дальнейшем меня подробно расспрашивали про то, что я делала в Ленкорани», – говорит Амелина. По ее словам, ее подробно расспрашивали, кем были ее знакомые, откуда она их знает, что они ей рассказывали, ругали ли власть. «Люди, которые меня допрашивали, считали, что мои знакомые давали мне необъективную информацию и вообще это не те люди, с которыми следовало бы общаться журналистам, хотя эти мои знакомые находятся здесь легально, они граждане республики, живут, ни от кого не скрываясь, встречалась я с ними не в подполье каком-то», – сказала журналистка.

После допроса у Амелиной было взято объяснение, в котором излагались факты о том, каким путем она приехала в Азербайджан, почему приехала в Ленкорань. После этого были подготовлены документы о передаче россиянки миграционной службе и депортации ее из страны. После того как она подписала эти документы, поздно ночью в сопровождении полицейских на полицейской машине она была доставлена в Баку.

«Мы поехали в миграционную службу в середине ночи. Миграционная служба сразу заявила, что не видит никаких оснований для моей депортации, мои документы в порядке. Это то, что мне сказал сам дежурный. И что сейчас меня, возможно, отпустят, ну, или вернут в Ленкорань. Но ленкоранская полиция настаивала на моей депортации. Была ночь, я спрашиваю: «За что вы меня задерживаете?». Они не отвечают. Я спрашиваю, могу ли уйти, мне говорят: «Нет, не можете». Документы мои, паспорт и электронное удостоверение находились все это время у них в руках», – говорит Амелина. Ночь с субботы на воскресенье журналистка вместе с сотрудниками полиции провела в миграционной службе. В 14.00 по местному времени в службу пришли сотрудники МНБА и провели еще один допрос.



«Официально это никак не оформлялось, – рассказывает Амелина. – Но на этом допросе мне были предъявлены уже конкретные обвинения».
Допрос начался с того, что сотрудники МНБА сообщили журналистке, что против нее возбудят уголовное дело за разжигание межнациональной розни и нарушение территориальной целостности Азербайджана. «Кульминацией допроса стало то, что представитель НМБА задал вопрос, сколько мне заплатили армяне.



По их мнению, я выполняла задание талышей распространять информацию о положении этого этнического меньшинства в Азербайджане на армянские деньги.
Мне сказали, что «сколько бы вам ни платили армяне, мы заплатим в два раза больше, чтобы вы писали объективную, положительную информацию об Азербайджане, о том, как хорошо здесь живется, развивается промышленность и все остальное». Потом разговор неожиданно закончился, речи ни о каких уголовных делах не было. Амелину в сопровождении милицейских и представителей миграционной службы отправили в аэропорт Баку. «Ничего мне толком не объяснили. Офицеры констатировали, что разговор со мной не получился, и, видимо, решили, что на меня время тратить не стоит. Это было в середине дня где-то. Мне купили билет сначала на один самолет, но вещи мои не привезли, я отказалась лететь. Заталкивать силой они меня туда не стали, вещи привезли попозже. Я полетела следующим самолетом. Мне даже не объяснили, смогу ли я прилететь в Азербайджан в следующий раз», – пожаловалась журналистка.

Официальных комментариев от азербайджанских властей «Газете.Ru» получить не удалось, однако, как сообщил агентству «Интерфакс» источник в правоохранительных органах республики, выдворение журналистки не является официальной депортацией.



«До этого она успела побывать в Армении и совершила незаконную поездку на оккупированные азербайджанские территории», – сказал источник.
По его словам, в Ленкорани Амелина занималась изучением проблем талышей, в основном населяющих этот район Азербайджана, что «дало основание полагать, что журналистка придерживается не проазербайджанской позиции».
Между тем в пресс-службе Министерства внутренних дел Азербайджана агентству «АПА» сообщили, что Амелина была депортирована из-за отсутствия документов для временного проживания в стране. «Все иностранные журналисты, которые планируют вести журналистскую деятельность в Азербайджане, должны получить официальную аккредитацию в министерстве иностранных дел Азербайджана», – заявил корреспонденту Day.Az глава пресс-службы МИД Азербайджана Хазар Ибрагим.

1423. Встречалась «не с теми людьми»...   (14.08.2007 17:13)
0  
Журналистка «Росбалта» Яна Амелина, находившаяся в служебной командировке в Азербайджане, рассказывает об обстоятельствах своей депортации из этой страны и выдвигает свою версию случившегося.

Выполняя редакционные задания, я неоднократно бывала в командировках в Азербайджане, встречалась с представителями политических и общественных сил самой разной направленности. Я работала в Баку перед президентскими выборами 2003 года, освещала парламентские выборы 2005 года, общаясь как с функционерами правящей партии, так и с оппозиционерами, и ни разу не сталкивалась с противодействием или нездоровым интересом со стороны азербайджанских властей. Напротив, теплое отношение бакинцев к россиянам (в моем лице) значительно облегчало непростую журналистскую работу.

Тем удивительнее то, что случилось со мной во время крайней (от души надеюсь, что не последней) командировки в Азербайджан. Выполняя, как и всегда, задание редакции, в прошлый вторник я приехала в Баку из Тбилиси, чтобы собрать материал для будущих публикаций о политическом и экономическом положении Азербайджана, а также о ситуации с соблюдением в этой стране прав человека. Поработав несколько дней в столице, в пятницу я поехала в Ленкорань, намереваясь заскочить также в Лерик и, возможно, в Астару. В этом регионе, где ранее мне бывать не приходилось, компактно проживают талыши – ираноязычное национальное меньшинство Азербайджана. Азербайджанские власти и большинство политиков убеждены, что «талышского вопроса» в их стране не существует, однако многие талыши считают иначе.

Пару лет назад я брала интервью у талышского общественного деятеля Фахраддина Абосзоды, жившего тогда под Санкт-Петербургом. Итогом нашего разговора стала опубликованная «Росбалтом» заметка «Ставка на талышей». Полагаю, нет ничего удивительного в том, что в Баку мы встретились как старые знакомые. К сожалению, этот факт, вопреки здравому смыслу, по-видимому, и стал одной из причин моего выдворения из Азербайджана.

Готовясь к поездке, еще в Москве я расспрашивала коллег, с кем стоит поговорить в Ленкорани, чтобы получить представление о том, чем живет регион. Мне дали координаты нескольких представителей местной интеллигенции. С одним из них, экономистом Бахтияром Агазаде, я, гуляя по городу, очень интересно побеседовала о геополитике, экономике и религии. В субботу мы отправились в Лерик – мне хотелось увидеть Талышские горы. Однако этим планам не суждено было сбыться: на полдороге нас вернула назад в Ленкорань местная полиция.

Доставив в отделение, нас с Бахтияром развели по разным комнатам и стали брать «объяснения». Мои затянулись на четыре часа. «Яна Александровна, – начал перехвативший нас на дороге майор ленкоранской полиции Ильхам Нариманович Ахмедов. – Вас не удивляет, что мы вас сюда привезли?». «Очень удивляет», – искренне ответила я. Вскоре к разговору подключился человек в штатском, не назвавший, увы, своего имени. Могу лишь предполагать, что он является офицером Министерства национальной безопасности (МНБ) Азербайджана. «Вы незаконно находились на временно оккупированной азербайджанской территории. Нахождение таких лиц на территории Азербайджана нежелательно», – озвучил он повод для доставки меня в полицейское отделение.

То, что моя недавняя поездка в Нагорный Карабах для освещения президентских выборов, прошедших там 19 июля, – именно повод – совершенно очевидно. Во-первых, официально доказать, что я действительно там была, довольно сложно, хотя я и не собиралась скрывать этот факт – освещение подобных тем составляет значительную часть моей журналистской работы. Во-вторых, непонятно, почему посещение Карабаха стало проблемой только по приезду в Ленкорань, а три дня, проведенные мной в Баку, никто не интересовался этим вопросом. Кстати, азербайджанский пограничник на грузино-азербайджанской границе спросил, с какой целью я находилась на территории Армении (об этом свидетельствовал штамп в моем паспорте). Объяснение, что я журналист и пребывала там в служебной командировке, полностью его удовлетворило.

Поговорив о Карабахе и недопустимости двойных стандартов («Россия сама борется с сепаратизмом в Чечне и других регионах»), мои собеседники перешли к основной части. По их мнению, в Ленкорани я встречалась «не с теми людьми». Претензии к ним со стороны правоохранительных органов, насколько я поняла, заключаются в том, что, по мнению местных силовиков, они могли предоставить мне неправильную, необъективную информацию о положении талышей в Азербайджане.

«Вы знаете, что вот эти, которые тут воду мутят, вместе с иранскими талышами намерены отделиться от Азербайджана и Ирана, создать собственное государство? – спросил собеседник в штатском. – Это же чистой воды сепаратизм, это то, с чем вы в России боретесь. Ни Иран, ни Азербайджан не допустят этого никогда!». От моих возражений, что ни слова о подобных планах я от моих знакомых не слышала, он только отмахнулся: «Конечно, вам они не скажут, а на самом деле!...». Вспомнили о Фахраддине Абосзоде. «Вы знаете, кто он такой?». – «Специалист по талышскому языку и культуре». – «Да, выдающийся деятель талышского народа! – полицейский и представитель спецслужб разразились ироничными комментариями. – Философ! Маркс! Гегель! Знайте, его влияние ничтожно, он никого не представляет, он работал против азербайджанского государства». Суть разговора сводилась к тому, что общаться с такими людьми смысла нет – нужно пойти в городскую администрацию, вот там-то все и расскажут.

Взяв с меня «объяснение», где рассказывалось, что я нахожусь в Азербайджане в служебной командировке, и присовокупив к нему документы «на депортацию», майор Ахмедов отправил меня на полицейской машине в Баку, пригласив в следующий раз в гости лично к себе. «Я не хочу, чтобы вы здесь оставались, – напутствовал меня неулыбчивый человек в штатском. – И пишите, что хотите». Он же «констатировал», что на самом деле никакой я не журналист, а просто сотрудник ФСБ, и в этом контексте мое появление в Ленкорани вполне объяснимо.

Бакинская миграционная служба, куда мы приехали глубокой ночью, отказалась меня принять. «Проверив документы, мы установили, что вы прибыли в Азербайджан легально и законно, – пояснил дежурный Амри. – Для вашей депортации нет никаких оснований». Сопровождавшие меня ленкоранские полицейские были уверены, что после этого меня освободят, но вышло по-иному. «Значит, я не задержана?» – «Нет». – «Выходит, я свободна и могу идти?» – «Нет. Нужно дождаться начальства». Оказалось, что на моей высылке настаивает именно МНБ. Таким образом, мне, как и моим сопровождающим, пришлось провести не самую комфортную ночь и не самое интересное утро в миграционной службе. Ближе к середине воскресенья появилось и «начальство». Сомнений в принадлежности его к спецслужбам не было. Пригласив меня в кабинет, два человека в штатском разыграли старинную партию «доброго» и «злого» следователя.

«Мы заведем против вас уголовное дело по обвинению в разжигании межнациональной розни и нарушении территориальной целостности Азербайджана, – начал «злой», представившись, по моей просьбе, «Рустамом». – Вы незаконно проникли на территорию Нагорного Карабаха, временно находящегося под армянской оккупацией, вы занимаетесь разжиганием сепаратизма среди национальных меньшинств, специально ездите именно по таким регионам нашей страны».

Все эти обвинения были откровенно нелепы, и «добрый» заговорил о том, что, несмотря на столь тяжкие преступления, вообще-то можно обойтись и без уголовного дела, и без депортации. «Сколько вам платят армяне?» – в этом месте, для пущего эффекта, стоило бы хватить кулаком по столу, но, к сожалению, так называемый Рустам воздержался от сильных жестов. «Сколько бы они вам ни платили, – досадливо перебил он мои возражения, – мы будем платить в два раза больше лишь с одним условием: чтобы вы писали об Азербайджане положительные, позитивные статьи, рассказывали о том, как развивается наше народное хозяйство, а все населяющие страну народы живут в мире, дружбе и добрососедстве». Посулили мне и полную поддержку со стороны государственных структур.

Все это было бы комично, если бы не произносилось совершенно серьезно. Возразить я могла только одно: платят мне вовсе не армяне, а редакция, она же дает и задания, а пишу я не «положительно» или «отрицательно», а объективно, то есть о фактах и мнениях. Но сотрудники МНБ были уверены в обратном – дескать, я «на армянские деньги выполняю задания Фахраддина Абосзоды». У читателя может возникнуть вопрос: при чем тут вообще армяне? Оказывается, при том, что два года назад г-н Абосзода присутствовал на талышоведческой – сугубо научной – конференции в Ереване. Из этого азербайджанские спецслужбы сделали вывод, что он-то и пригласил меня в Азербайджан, чтобы заморочить российскому читателю голову лживой информацией о якобы плачевном положении талышского народа. Излишне говорить, что все эти построения не имеют ничего общего с действительностью.

«Нечего общаться с этим Абосзодой и его дружками, они враги азербайджанского государства», – констатировал «злой». «Все эти люди, и конкретно Фахраддин Абосзода – граждане Азербайджана, проживают здесь абсолютно легально, насколько я знаю, против них не возбуждено никаких уголовных дел», – недоумевала я. «Мы его скоро посадим», – пообещал «Рустам». «Да, неподходящие у вас знакомые», – посочувствовал мне «добрый».

После чего, резюмировав, что «беседа у нас не получилась – за полчаса вы не произнесли ни одного правдивого слова», меня, как «недружественного и недоброжелательного» по отношению к Азербайджану журналиста, отконвоировали в аэропорт, где после ряда перипетий отправили в Москву, не предъявив никаких официальных обвинений и не поставив в паспорте штампа о депортации.

Что все это значит, выясняет в настоящее время посольство РФ в Азербайджане. Для меня же стало очевидным, что «талышский вопрос» действительно существует и представляет для властей Азербайджана определенную пробему. В ближайшее время «Росбалт» опубликует статью, основанную на собранном в Азербайджане материале по этому вопросу.

Стоит отметить, что поведение как полицейских, так и представителей миграционной службы и МНБ было предельно корректным («вот если бы вы были армянкой...» — посулил нечто куда более неприятное ленкоранский спецслужбист). В сухом остатке, однако – сутки в обществе силовиков и сорванная командировка, высылка из страны без объяснения причин. Остается надеяться, что этот странный инцидент, который я могу объяснить лишь неуместным рвением отдельных представителей спецслужб, получит разъяснение и впредь я, как и наши азербайджанские коллеги в России, смогу спокойно работать в Азербайджане, который очень люблю.

Ни в одном из моих материалов нет ничего такого, что можно было бы истолковать как недружественное по отношению к этому государству. Как журналист, я просто фиксирую факты. Они могут быть кому-то неприятны, но факты – это факты. Не стоит обижаться на зеркало, в данном случае называющееся «Росбалт».

Яна Амелина

1422. Яна Амелина   (14.08.2007 12:54)
0  
Против депортированной из Азербайджана российской журналистки возбуждено уголовное дело - ОБНОВЛЕНО

13 Августа 2007 [21:10] - Day.Az

Из Азербайджана депортирована журналистка информационного агентства «Росбалт» Яна Амелина.

-----------
13.08.07
21:10

Журналистка «Росбалта» Яна Амелина, находившаяся в служебной командировке в Азербайджане, рассказывает об обстоятельствах своей депортации из этой страны и выдвигает свою версию случившегося.

Выполняя редакционные задания, я неоднократно бывала в командировках в Азербайджане, встречалась с представителями политических и общественных сил самой разной направленности. Я работала в Баку перед президентскими выборами 2003 года, освещала парламентские выборы 2005 года, общаясь как с функционерами правящей партии, так и с оппозиционерами, и ни разу не сталкивалась с противодействием или нездоровым интересом со стороны азербайджанских властей. Напротив, теплое отношение бакинцев к россиянам (в моем лице) значительно облегчало непростую журналистскую работу.

Тем удивительнее то, что случилось со мной во время крайней (от души надеюсь, что не последней) командировки в Азербайджан. Выполняя, как и всегда, задание редакции, в прошлый вторник я приехала в Баку из Тбилиси, чтобы собрать материал для будущих публикаций о политическом и экономическом положении Азербайджана, а также о ситуации с соблюдением в этой стране прав человека. Поработав несколько дней в столице, в пятницу я поехала в Ленкорань, намереваясь заскочить также в Лерик и, возможно, в Астару. В этом регионе, где ранее мне бывать не приходилось, компактно проживают талыши – ираноязычное национальное меньшинство Азербайджана. Азербайджанские власти и большинство политиков убеждены, что «талышского вопроса» в их стране не существует, однако многие талыши считают иначе.

Пару лет назад я брала интервью у талышского общественного деятеля Фахраддина Абосзоды, жившего тогда под Санкт-Петербургом. Итогом нашего разговора стала опубликованная «Росбалтом» заметка «Ставка на талышей». Полагаю, нет ничего удивительного в том, что в Баку мы встретились как старые знакомые. К сожалению, этот факт, вопреки здравому смыслу, по-видимому, и стал одной из причин моего выдворения из Азербайджана.

Готовясь к поездке, еще в Москве я расспрашивала коллег, с кем стоит поговорить в Ленкорани, чтобы получить представление о том, чем живет регион. Мне дали координаты нескольких представителей местной интеллигенции. С одним из них, экономистом Бахтияром Агазаде, я, гуляя по городу, очень интересно побеседовала о геополитике, экономике и религии. В субботу мы отправились в Лерик – мне хотелось увидеть Талышские горы. Однако этим планам не суждено было сбыться: на полдороге нас вернула назад в Ленкорань местная полиция.

Доставив в отделение, нас с Бахтияром развели по разным комнатам и стали брать «объяснения». Мои затянулись на четыре часа. «Яна Александровна, – начал перехвативший нас на дороге майор ленкоранской полиции Ильхам Нариманович Ахмедов. – Вас не удивляет, что мы вас сюда привезли?». «Очень удивляет», – искренне ответила я. Вскоре к разговору подключился человек в штатском, не назвавший, увы, своего имени. Могу лишь предполагать, что он является офицером Министерства национальной безопасности (МНБ) Азербайджана. «Вы незаконно находились на временно оккупированной азербайджанской территории. Нахождение таких лиц на территории Азербайджана нежелательно», – озвучил он повод для доставки меня в полицейское отделение.

То, что моя недавняя поездка в Нагорный Карабах для освещения президентских выборов, прошедших там 19 июля, – именно повод – совершенно очевидно. Во-первых, официально доказать, что я действительно там была, довольно сложно, хотя я и не собиралась скрывать этот факт – освещение подобных тем составляет значительную часть моей журналистской работы. Во-вторых, непонятно, почему посещение Карабаха стало проблемой только по приезду в Ленкорань, а три дня, проведенные мной в Баку, никто не интересовался этим вопросом. Кстати, азербайджанский пограничник на грузино-азербайджанской границе спросил, с какой целью я находилась на территории Армении (об этом свидетельствовал штамп в моем паспорте). Объяснение, что я журналист и пребывала там в служебной командировке, полностью его удовлетворило.

Поговорив о Карабахе и недопустимости двойных стандартов («Россия сама борется с сепаратизмом в Чечне и других регионах»), мои собеседники перешли к основной части. По их мнению, в Ленкорани я встречалась «не с теми людьми». Претензии к ним со стороны правоохранительных органов, насколько я поняла, заключаются в том, что, по мнению местных силовиков, они могли предоставить мне неправильную, необъективную информацию о положении талышей в Азербайджане.

«Вы знаете, что вот эти, которые тут воду мутят, вместе с иранскими талышами намерены отделиться от Азербайджана и Ирана, создать собственное государство? – спросил собеседник в штатском. – Это же чистой воды сепаратизм, это то, с чем вы в России боретесь. Ни Иран, ни Азербайджан не допустят этого никогда!». От моих возражений, что ни слова о подобных планах я от моих знакомых не слышала, он только отмахнулся: «Конечно, вам они не скажут, а на самом деле!...». Вспомнили о Фахраддине Абосзоде. «Вы знаете, кто он такой?». – «Специалист по талышскому языку и культуре». – «Да, выдающийся деятель талышского народа! – полицейский и представитель спецслужб разразились ироничными комментариями. – Философ! Маркс! Гегель! Знайте, его влияние ничтожно, он никого не представляет, он работал против азербайджанского государства». Суть разговора сводилась к тому, что общаться с такими людьми смысла нет – нужно пойти в городскую администрацию, вот там-то все и расскажут.

Взяв с меня «объяснение», где рассказывалось, что я нахожусь в Азербайджане в служебной командировке, и присовокупив к нему документы «на депортацию», майор Ахмедов отправил меня на полицейской машине в Баку, пригласив в следующий раз в гости лично к себе. «Я не хочу, чтобы вы здесь оставались, – напутствовал меня неулыбчивый человек в штатском. – И пишите, что хотите». Он же «констатировал», что на самом деле никакой я не журналист, а просто сотрудник ФСБ, и в этом контексте мое появление в Ленкорани вполне объяснимо.

Бакинская миграционная служба, куда мы приехали глубокой ночью, отказалась меня принять. «Проверив документы, мы установили, что вы прибыли в Азербайджан легально и законно, – пояснил дежурный Амри. – Для вашей депортации нет никаких оснований». Сопровождавшие меня ленкоранские полицейские были уверены, что после этого меня освободят, но вышло по-иному. «Значит, я не задержана?» – «Нет». – «Выходит, я свободна и могу идти?» – «Нет. Нужно дождаться начальства». Оказалось, что на моей высылке настаивает именно МНБ. Таким образом, мне, как и моим сопровождающим, пришлось провести не самую комфортную ночь и не самое интересное утро в миграционной службе.

Ближе к середине воскресенья появилось и «начальство». Сомнений в принадлежности его к спецслужбам не было. Пригласив меня в кабинет, два человека в штатском разыграли старинную партию «доброго» и «злого» следователя.

«Мы заведем против вас уголовное дело по обвинению в разжигании межнациональной розни и нарушении территориальной целостности Азербайджана, – начал «злой», представившись, по моей просьбе, «Рустамом». – Вы незаконно проникли на территорию Нагорного Карабаха, временно находящегося под армянской оккупацией, вы занимаетесь разжиганием сепаратизма среди национальных меньшинств, специально ездите именно по таким регионам нашей страны».

Все эти обвинения были откровенно нелепы, и «добрый» заговорил о том, что, несмотря на столь тяжкие преступления, вообще-то можно обойтись и без уголовного дела, и без депортации. «Сколько вам платят армяне?» – в этом месте, для пущего эффекта, стоило бы хватить кулаком по столу, но, к сожалению, так называемый Рустам воздержался от сильных жестов. «Сколько бы они вам ни платили, – досадливо перебил он мои возражения, – мы будем платить в два раза больше лишь с одним условием: чтобы вы писали об Азербайджане положительные, позитивные статьи, рассказывали о том, как развивается наше народное хозяйство, а все населяющие страну народы живут в мире, дружбе и добрососедстве». Посулили мне и полную поддержку со стороны государственных структур.

Все это было бы комично, если бы не произносилось совершенно серьезно. Возразить я могла только одно: платят мне вовсе не армяне, а редакция, она же дает и задания, а пишу я не «положительно» или «отрицательно», а объективно, то есть о фактах и мнениях. Но сотрудники МНБ были уверены в обратном – дескать, я «на армянские деньги выполняю задания Фахраддина Абосзоды». У читателя может возникнуть вопрос: при чем тут вообще армяне? Оказывается, при том, что два года назад г-н Абосзода присутствовал на талышоведческой – сугубо научной – конференции в Ереване. Из этого азербайджанские спецслужбы сделали вывод, что он-то и пригласил меня в Азербайджан, чтобы заморочить российскому читателю голову лживой информацией о якобы плачевном положении талышского народа. Излишне говорить, что все эти построения не имеют ничего общего с действительностью.

«Нечего общаться с этим Абосзодой и его дружками, они враги азербайджанского государства», – констатировал «злой». «Все эти люди, и конкретно Фахраддин Абосзода – граждане Азербайджана, проживают здесь абсолютно легально, насколько я знаю, против них не возбуждено никаких уголовных дел», – недоумевала я. «Мы его скоро посадим», – пообещал «Рустам». «Да, неподходящие у вас знакомые», – посочувствовал мне «добрый».

После чего, резюмировав, что «беседа у нас не получилась – за полчаса вы не произнесли ни одного правдивого слова», меня, как «недружественного и недоброжелательного» по отношению к Азербайджану журналиста, отконвоировали в аэропорт, где после ряда перипетий отправили в Москву, не предъявив никаких официальных обвинений и не поставив в паспорте штампа о депортации.

Что все это значит, выясняет в настоящее время посольство РФ в Азербайджане. Для меня же стало очевидным, что «талышский вопрос» действительно существует и представляет для властей Азербайджана определенную пробему. В ближайшее время «Росбалт» опубликует статью, основанную на собранном в Азербайджане материале по этому вопросу.

Стоит отметить, что поведение как полицейских, так и представителей миграционной службы и МНБ было предельно корректным («вот если бы вы были армянкой...» — посулил нечто куда более неприятное ленкоранский спецслужбист). В сухом остатке, однако – сутки в обществе силовиков и сорванная командировка, высылка из страны без объяснения причин. Остается надеяться, что этот странный инцидент, который я могу объяснить лишь неуместным рвением отдельных представителей спецслужб, получит разъяснение и впредь я, как и наши азербайджанские коллеги в России, смогу спокойно работать в Азербайджане, который очень люблю.

Ни в одном из моих материалов нет ничего такого, что можно было бы истолковать как недружественное по отношению к этому государству. Как журналист, я просто фиксирую факты. Они могут быть кому-то неприятны, но факты – это факты. Не стоит обижаться на зеркало, в данном случае называющееся «Росбалт».

1421.   (14.08.2007 11:36)
0  
“TOLISI SEDO”cularin ISTINTAQI DAHA 3 AY UZADILIB
2007-08-14, 11:48:00

«Tolsihi sedo» qezetinin emekdaslarinin isi ile bagli istintaq daha 3 ay muddetine artirilib. Bunu «Media forum» saytina «Tolisi sedo» qezetinin bas redaktoru, Milli Elmler Akademiyasinin Dilcilik Эnstitutunun bolme mudiri Novruzeli Memmedovun Huquqlarini Mudafie Komitesinin rehberi Hilal Memmedov deyib.
Komite rehberine bu melumati vekil Ramiz Memmedov verib: «Vekil mene bildirdi ki, Sebail Rayon Mehkemesi yene de subheli sexs qisminde saxlanilan Novruzeli Memmedovun istiraki olmadan onun baresinde daha 3 ay muddetine hebs-qetimkan tedbiri secib. Bu defe sadece vekil ozu istirak edib ve bu proses yalniz formal xarakter dasiyib».
H.Memmedov vekil R.Memmedova istinaden onu da bildirib ki, oten 6 ay erzinde N.Memmedov cemi 2 defe dindirilib: «Bu onu gosterir ki, hec bir istintaq hereketleri aparilmir. Tesdiq edilmeyen daha bir melumat yalniz ondan ibaretdir ki, avqust ayinin sonlarinda is mehkemeye verilecek».
Xatirladaq ki, Novruzeli Memmedov ve «Tolisi sedo» qezetinin mesul katibi Elman Quliyev baresinde bu il fevralin ikinci ongunluyunde iki ayliq hebs-qetimkan tedbiri secilmisdi. May ayinda her iki sexs baresinde istintaq muddeti daha 3 ay artirilmisdi.

Resmen beyan olunmamis melumatlara gore, MTN-in tecridxanasinda saxlanilan her iki sexse qarsi Cinayet Mecellesinin 274-cu (dovlete xeyanet) maddesi ile ittiham ireli surulub.

1420. TND   (13.08.2007 22:06)
0  
ЗАЯВЛЕНИЕ ТНД



По сообщению информационного сайта tolish.com вчера на Талыше без объяснения причин была задержана российская журналистка Яна Амелина, а также сопровождаю-щий ее активист Международного Фонда возрождения Талышской культуры Бахтийар Агазода. После нескольких часов допроса, журналистка была увезена в Баку с целью дальнейшей депортации.

Данный инцидент укладывается в систему политики этноцида талышского народа проводимой властями Азербайджана. Аресты представителей талышской интеллигенции, систематические вызовы в МНБ и запугивание активистов талышских организаций, «топонимная» политика, а теперь и попытка сделать Талышский регион недоступным для международной общественности еще раз подтверждает стремления властей решить раз и навсегда «талышский» вопрос путем ассимиляции местного населения.

Талышское Национальное Движение еще раз обращает внимания мировой общественности к нежеланию властей Азербайджанской Республики выполнять взятые на себя перед Советом Европы обязательства по соблюдению прав и свобод национальных меньшинств.





Председатель ТНД



Альакрам Гумматов (Гумматзода)



Stieltjesstraat 1136

2521 TM Den Haag (Qaaqa)

Kr-va Nederland

Tel/Fax: +31 (0) 70 394 11 23

1419. SMI   (13.08.2007 22:05)
0  
Druzya!
Sami sravnivayte kto druq i kto vraq nasheqo naroda


Имя *:
Email *:
WWW:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz